Лучший педагог года

Событие как эффективная форма взаимодействия с родителями с целью презентации позитивного социального опыта детей

Тамара Шорина
Событие как эффективная форма взаимодействия с родителями с целью презентации позитивного социального опыта детей

Событие как эффективная форма взаимодействия с родителями с целью презентации позитивного социального опыта детей и как итог социально-исследовательского проекта

"Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, какой он есть, а преображался. Преображался к лучшему. "

Джанни Родари

Ребёнок и музыка необыкновенно схожи, пространства музыки и детства неразрывно связаны с понятием игры. С помощью игры и музыки ребёнок открывает для себя окружающий мир, выражает свои эмоции, делает достижения, развивается.

Публикация «Событие как эффективная форма взаимодействия с родителями с целью презентации позитивного социального опыта детей» размещена в разделах

Музыкальные способности ярче всего проявляются в раннем возрасте, так как в этом возрасте дети естественно, без принуждения откликаются на музыку, независимо от того, чем он занят в данный момент. Маленькие дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, мы тем самым будем способствовать расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей музыкальной творческой деятельности.

Развивая творческие способности детей мы развиваем, индивидуальные способности каждого ребенка.

Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. Но не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции, которые вызывают собственную познавательную потребность, удовольствие от деятельности. Есть радость от деятельности - задатки развиваются, нет радости - способностей не будет.

Обучение, ориентированное на зону ближайшего развития ребёнка, предполагает:

• чтобы обучение осуществлялось в совместной деятельности;

• чтобы эта совместная деятельность постепенно трансформировалась в индивидуальную деятельность каждого ребёнка

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей по качеству, по масштабности охвата событий, по решению проблем. Оно важно для самого ребенка.

Индивидуальные способности проявляются у детей по-разному -

у одних –хорошая музыкальная память, у других отзывчивость на музыку, у третьих. – наличие абсолютного слуха, у четвертых. -неразвитый слух, но с глубоким интересом к музыке.

Характер взаимодействия ребёнка с музыкой меняется в зависимости от возраста.

Ранний возраст - деятельность музыкально-предметная (игрушки и инструменты, издающие звуки)

Средний возраст - музыкально- игровая.

Дошкольный возраст - музыкально-художественная. В этом возрасте детей начинает интересовать не сам процесс, а результат деятельности, удовлетворение этим результатом, стремление получить одобрение зрителей. В этом возрасте важно, чтобы педагоги показали ребёнку, как можно применять полученные навыки для самовыражения.

Накопленный опыт с помощью взрослых даё т возможность детям выбирать наиболее близкие и успешные виды деятельности: пение, танец, музицирование или театрализация.

Для того чтобы творческие способности ребенка успешно развивались, необходимо создание благоприятных условий:

• деятельность должна вызывать положительные эмоции, ребята должны получать удовольствие от своей деятельности;

• деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок преследовал цели, всегда немного превосходящие его возможности;

• деятельность ребенка должна быть по возможности творческой.

В связи с этим очень важна организация работы с детьми -

• занимательные досуги с интеграцией музыки и изо;

• тематические занятия с включением различных творческих заданий;

• творческие конкурсы;

• а также события с участием родителей.

Как уже отмечалось, во всех видах музыкальной деятельности дети могут проявить свои творческие способности,а лучше или хуже, зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Но наша задача помочь ребенку раскрыться, не нарушая его индивидуальности.

Основные педагогические принципы успешного музыкального творчества детей :

• учёт особенностей личности ребёнка;

• мониторинг динамики развития музыкальности каждого ребёнка в единстве с возрастными особенностями развития;

• не предъявлять ребенку непосильных требований, не соответствующих уровню его актуального развития и ближайшим возможностям;

• учёт музыкальных интересов ребёнка и его направленности на конкретный вид музыкальной деятельности, поощрение этих качеств;

• творчество детей не может быть ни обязательным, ни принудительным - оно может возникать только из детских интересов;

• оказание помощи ребёнку, испытывающему те или иные затруднения в процессе музыкальной деятельности, совместный поиск адекватного решения возникшей проблемы;

• систематическая работа с детьми, постепенное усложнение музыкального содержания и задач воспитания и развития;

Взаимодействие музыкального педагога, воспитателя, специалистов ДОУ, сотрудничество с семьёй.

Роль педагогов : взрослый обеспечивает потенциальный уровень развития (т. е. «зону ближайшего развития», когда прямое обучение или демонстрация способа действия в ситуации «рядом» становится мощным активизатором развития. Для раскрытия его содержания можно использовать слова с префиксом «со» : событие, сопричастность, содеятельность, сопонимание, сотворчество (т. е. бытие, осуществляемое через посредство другого).

Предвосхищаемый результат нашей деятельности - инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий ребенок.

Сегодня можно уже представить результаты двухлетнего опыта проведения совместных праздников детей и родителей старшей, а затем подготовительной группы, реализованных в технологии "Событие". Авторы технологии Н. В. Иванова, Е. Ю. Бардинова, А. М. Калинина.

Почему именно совместных с родителями. Очень часто, проведя праздник с детьми мне приходилось видеть и слышать, как родители, критиковали, выговаривали ребёнку, что он "не очень громко рассказал стихотворение", "не ритмично, не уверенно исполнял танец", "не солировал в пении" или "играл маленькую роль" в спектакле или драматизации. Часто приходилось вставать на сторону ребёнка и объяснять родителям, что "быть артистом - сложная задача, и все дети имеют разные способности и творческие возможности, интерес к той или иной деятельности, в том числе к музыкальной.

Поэтому возникло желание приобщить родителей к активному участию в событийных праздниках.

А в чём отличие обычного праздника от праздника, именуемого "со-бытием"? Обычные, т. е. основные праздники (осенние, день Матери, Новый год, 23 февраля и 8 марта, выпускной) предусмотрены программой и проводятся во всех садах. Эти праздники являются неким отчётом педагогов и детей перед администрацией и родителями. Все участники обычного праздника тщательно к ним готовятся - разучивают стихи, музыкальный материал, репетируют роли, готовят костюмы. Особо способным и ответственным детям поручаются главные роли, исполнение сольных номеров и длинных стихотворений и т. д. Родители на таких праздниках – зрители, иногда – исполняют роль или участвуют в конкурсах.

Основной принцип событийных праздников - совместное творчество, а не исполнение отрепетированного, выученного материала. Участие мамы или папы восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе, снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость.

Игровая форма мероприятия – самая приятная для ребенка, так как это деятельность, внутри которой он и развивается и воспитывается, и является самой любимой в этом возрасте.

В ходе событийных мероприятий никто никого не осуждает за неточность выполнения заданий или за недостаток необходимых сил, здесь не ставятся оценки, а создается поле взаимопомощи, взаимной поддержки, разумного взаимодействия. Каждый участник проекта добровольно возлагает на себя ответственность за результаты деятельности.

События отличаются тем, что не требуют репетиций, разучиваний ролей для детей и длительной подготовки участников. Они строятся на импровизации и творчестве. Но чтобы это со-бытие состоялось, необходимо сотрудничество всех участников, что происходит у нас в процессе реализации группового проекта, в нашем случае социально-исследовательского, так общая направленность всех наших проектов – решение задач позитивной социализации и индивидуализации.

Таким образом, событие – это итог проекта, а основная роль в реализации группового проекта принадлежит воспитателю. Но в подготовке проекта и праздника требуется активное участие всех: музыкального руководителя, воспитателей, родителей и детей.

Участие родителей в таких проектах и непосредственно в празднике - главное условие. Для детей же очень важно предвкушать и проживать праздники вместе с родителями - они позволяют им почувствовать близость взрослых, их любовь. Семейные праздники – это неотъемлемая часть любого воспитательного процесса.

Задача педагогов создать в коллективе теплую, доброжелательную обстановку, научить детей терпимости, наладить их общение “на равных”, так, чтобы не было обиженных и обделенных, чтобы яркое, веселое, доброе событие в жизни ребенка – праздник – не обернулось для него психической травмой, чтобы в его памяти на долгие годы остались только хорошие, светлые воспоминания, а не горькая обида.

Подготовка к событию

В основе каждого события (проекта) лежит определенная идея, которая должна быть принята каждым ребенком. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, конкурсы, игры, инсценировки, художественное оформление.

Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие, сам выбирал, в каких видах деятельности быть участником, а в каких - зрителем. Каждый участник проекта добровольно возлагает на себя ответственность за результаты деятельности.

Совместный праздник является формой педагогического приобщения родителей к жизни детей в саду. Поэтому родителей следует включать и в подготовительную работу к нему (подготовка костюмов, атрибутов, подарков, игр и конкурсов и т. д., объявление о приглашении на праздник).

Проведение совместного праздника.

Главное условие - родители на праздниках активные участники, а не зрители!

Они тоже, как и дети, находятся в предвкушении проживания события. т. к. что для них прописано в сценарии они узнают по ходу праздника.

Празднование, как правило, начинается с вступительной части, приветственного слова, знакомства с жюри (если таковое имеется). Совместные праздники не обходятся без выступлений детей, их родителей отдельно и детей вместе с родителями, игр, конкурсов, песен. Часто присутствует элемент соревнования.

В ходе всех мероприятиях мамы и папы имеют возможность пообщаться не только со своим ребенком, что для них привычно, но и с другими детьми и родителями, проявить свои «скрытые таланты».

Если посмотреть на сценарий события, то кажется, что это обычный праздник. Отличительная черта определяется не тем, Что используется на празднике, а КАК эти привычные формы предлагаются и проживаются участниками. Особая атмосфера создается благодаря использованию приемов принятия каждого и педагогической поддержки, как детской инициативы, так и особой позиции ребенка и его семьи.

Этапы реализации.

1. Создание инициативной группы среди родителей.

В начале учебного года на родительском собрании мы познакомили родителей с технологией, её значением для развития детей, их уверенности в себе, повышения самооценки, их желания участвовать в подготовке и проведении совместных праздников. Было проведено анкетирование родителей, которое показало степень готовности родителей принимать активное участие в праздниках. Результаты нас приятно удивили: многие проявили желание исполнять роли, участвовать в выставках поделок к событию, оказывать помощь в организации праздников и т. д.

2. Подготовительный этап:

подобрать методическую и художественную литературу, иллюстративный материал по теме события;

подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной деятельности;

подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей;

составить план мероприятий в группе;

внесение дидактики и предметно-пространственной среды в образовательные центры по теме проекта и события;

планирование и проведение музыкальных СОД и досугов по теме проекта.

3. Планирование совместных мероприятий, развлечений с детьми с учетом интересов всего коллектива родителей.

На этом же собрании совместно с родителями обсудили темы будущих проектов и праздников: "Осенние посиделки с мамами" (путешествие по временам года, "По страничкам мульти-пульти" (советские мультфильмы, "Папа, мама, я - музыкальная семья" (приобщение детей и родителей к музыке). Актуальность тем будущих праздников была интересна всем участникам опроса.

Периодичность праздников - 1 раз в три месяца. Период подготовки к итоговому событию - 2-3 недели.

На последующих собраниях родителям предоставлялась информация о тематике будущего события, обговаривалось участие родителей, подготовка, тематика выставок.

На итоговом собрании в конце года подвели итоги наших событий, узнали мнение родителей о проделанной совместной работе, провели анкетирование и спланировали работу на следующий год ("Мамы всякие нужны, мамы всякие важны", "Папа может!")

Отметили благодарностями самых активных участников в течение года.

Итоги реализации технологии

Такие творческие события позволили каждому ребёнку почувствовать уверенность в себе, проявить свои способности, предпочтения, научиться взаимодействовать, не стесняться проявлять эмоции. Дети успешно справляются с музыкальным материалом, проявляют активность и любознательность в общении с музыкой. Возросла активность детей, что проявляется в желании раскрыть свои способности в исполнении роли, к участию в драматизации, пении, движении, чтении стихов, подвижных играх и т. д. и самостоятельности и успешности всех детей группы.

В коллективе родителей установились теплые, неформальные отношения.

Родители стали лучше понимать своих детей : увидели изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях. Укрепились дружеские взаимоотношения между некоторыми детьми, подружились семьи.

Совместные праздники в детском саду - важная часть жизни ребенка и его родителей. Важно научить родителей понимать и чувствовать душу ребенка, понимать и любить его таким, какой он есть, воспитывать собственным положительным примером, так как ребенок – зеркало семьи и выносит в жизнь как хорошее, так и плохое – все, что заложено в семье.

Ребенок играет для себя, а не для зрителей, поэтому, перевоплощаясь в образ, он искренне переживает изображаемые события. Врожденные артистические задатки детей, игру которых отличает «вера и правда», необходимо развивать.

Публикации по теме:

Консультация «Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия ДОУ с семьей» В настоящее время большое внимание уделяется семье. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, представляет.

Из опыта работы «Социальная сеть как интерактивная форма взаимодействия с родителями в ДОУ» Семья и дошкольное образовательное учреждение - два важных института социализации для ребенка. Чтобы вовлечь семью в единое образовательное.

Диспут, как эффективная форма общения с целью выявления истины различных точек зрения Диспут – как эффективная форма общения с целью выявления истины различных точек зрения по теме: «Создание положительного имиджа ДОУ через.

Как организовать сотрудничество с родителями, или Марафон мини-консультаций как форма взаимодействия детского сада и семьи Эссе «Как организовать сотрудничество с родителями, или Марафон мини - консультаций как эффективная форма взаимодействия детского сада и.

Мастер–класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУМастер–класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ Одним из направлений деятельности ДОУ является работа с семьей, в которой ребенок растет и воспитывается. Поскольку, какую бы сторону развития.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным.

Презентация «Метод проектов как современная форма взаимодействия с родителями» Методическая разработка «Метод проектов как современная форма взаимодействия с родителями» 2 СЛАЙД Общение педагогов с родителями воспитанников.

Ритуал как форма взаимодействия с родителями детей с ОВЗ Ритуал как форма взаимодействия с родителями детей с ОВЗ[/b] [/b] Назначение: предложенный материал можно использовать в любом дошкольном.

Создание мультфильмов как эффективная форма психологического благополучия, самореализации, самовыражения детей Качество современного образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, увеличиваются.

Занимательные игры, как форма активного взаимодействия с родителямиЗанимательные игры, как форма активного взаимодействия с родителями Известно, что тесное взаимодействие педагогов и родителей – залог успешного функционирования дошкольного учреждения в решении задач обучения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Событие как эффективная форма взаимодействия с родителями с целью презентации позитивного социального опыта детей
Опубликовано: 13 октября 2018 в 15:10
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД