Папки-передвижки

Муниципальная экспериментальная программа «Мы и наша культура». Интегрированный курс для 10 класса «Человек. Культура»

Татьяна Савина
Муниципальная экспериментальная программа «Мы и наша культура». Интегрированный курс для 10 класса «Человек. Культура»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальная экспериментальная программа «Мы и наша культура»

Интегрированный курс «ЧЕЛОВЕК. КУЛЬТУРА» 10класс

(психология и МХК)

Пояснительная записка

Духовно – нравственное воспитание молодежи – важнейшая цель любого общества. Недостатки и упущения в этой сфере наносят обществу невосполнимый урон. Изменения, произошедшие за последнее десятилетие в российском обществе, делают настоятельно т сегодня гораздо большую актуальность, чем школьные ЗУНы. Кроме того, необходимым теоретический пересмотр системы ценностей. Изменения в молодежной субкультуре – игнорирование опыта предыдущих поколений, приоритет материальных ценностей над духовными, эгоизм и индивидуализм – существенно повлияли на содержание и структуру учебно – воспитательного процесса современной школы: духовно – нравственное воспитание учащихся обретае перед старшеклассниками любой массовой школы всегда остро стоят вопросы самопознания и будущей семейной жизни, которые можно позитивно решить, изучая основы психологической культуры. Вот почему и возникла идея написать интегрированный курс «Человек. Культура» из учебных предметов МХК и психология для 10 -11 классов (1 час в неделю, 34 часа за год) для усиления духовного потенциала экспериментальной программы «Мы и наша культура», реализуемой на базе 1х – 8х классов нашей школы. Не умаляя значения других школьных предметов, хочу сказать, что образовательная область «Искусство» - одна из самых благодатных для воспитания духовности. Искусство – пространство квазидиалога. Оно развивает способность вступать в диалог с человеком другой эпохи, выделять эмоционально-чувственные доминанты, признавать ценность другой культуры. Но и психология привносит духовность, актуализирует нравственность личности. Объект психологии – здоровье души. Поэтому оба учебных предмета дополняют друг друга в решении проблемы духовно – нравственного воспитания школьника.

Публикация «Муниципальная экспериментальная программа „Мы и наша культура“, Интегрированный курс для 10 класса „Человек, Культура“» размещена в разделах

Цель интегрированного курса «Человек. Культура» : формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры выпускников.

Задачи:

- изучить генезис мировой художественной культуры, ее базисные ценности;

-развивать творческое мышление;

-формировать навыки конструктивного общения и социальной компетентности;

-воспитывать ценностное отношение к семье.

Считаю, что данный курс логически встраивается в общую структуру программы эксперимента «Мы и наша культура», расширяя рамки эксперимента (в 10 – 11 классах) и наполняет его новым содержанием и новыми инструментами в решении задач историко – культурологического образования в ОУ. Диалогический же характер обучения призван способствовать самостоятельном «открытию» школьниками различных аспектов культурологических и психологических явлений и закономерностей, преимуществ конструктивного взаимодействия с людьми и окружающим миром. Содержание образования в старшем звене школы в рамках интегрированного курса «Человек. Культура» является «продвинутым» в отношении базового содержания основной школы в контексте экспериментальной деятельности Ценность культурологической и психологической компетенций старшеклассников рассматриваю как равнозначные, поэтому количество учебных часов по блокам на год разделила поровну.

Основные содержательные блоки интегрированного курса «Человек. Культура».

10 класс

Блок 1. Введение в психологию (17 час.).

Блок 2. Художественная культура 19 века (17 час.).

11 класс Блок 1. Психология семейных отношений (17 час.)

Блок 2. Художественная культура 20 века (17 час).

Обоснование введения блока «Основы психологии» (10 класс).

Преподавание курса психологии в 10 -11 классах массовой школы является актуальной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом государстве.

Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, способность к рефлексии, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей других людей, умение строить отношения с окружающими – все это необходимые компоненты личности гражданина демократического общества.

Цель блока «Основы психологии» : формирование психологической культуры школьника.

Задачи: - изучить основы психологии;

-овладеть навыками самоанализа, эмпатии;

-освоить приемы саморегуляции;

-научиться преодолевать конфликты в конструктивном русле.

Формы работы:

-работа в микрогруппах;

-групповая дискуссия;

-социально – психологический тренинг (элементы);

-ролевые, деловые игры;

-психологические тесты, опросники, анкеты;

-анализ ситуаций и их осмысление.

Обоснование введения блока «Психология семейных отношений» (11 класс).

Гуманизация общества немыслима без гуманизации отношений между мужчиной и женщиной в семье. Заставить задуматься о духовной сущности брака, показать реальные пути и возможности налаживания отношений в семье - основная идея этого блока. Блок раскрывает проблемы уникальности человеческих чувств, необходимости бережного отношения к ним, умения отличать открытые и серьезные отношения от психологического насилия и манипулирования. Свою задачу вижу в том, чтобы донести до сознания старшеклассников главную установку – бережное отношение к семье на протяжении всей жизни, ответственность за семью и перед семьей. Содержание блока позволяет привлечь внимание к этой проблеме и будущих матерей, и будущих отцов. Диалогический характер обучения в рамках этого блока будет способствовать осознанию выпускниками необходимости учета позиций и мнений, интересов и потребностей других людей в процессе межличностного взаимодействия, преимуществ конструктивного взаимодействия для достижения собственных целей. Формы работы – интерактивные.

Обоснование введения блоков «Художественная культура 19 века» (10 класс) и «Художественная культура 20 века» (11 класс).

Для усиления воспитательного потенциала в выборе содержания данных блоков приоритет был отдан решению проблем духовности и нравственности средствами художественной культуры данных культурно – исторических срезов. Именно художественная культура есть носительница духовного содержания. Произведения искусства, принадлежащие различным культурно – историческим эпохам, раскрывают суть нравственных понятий о Жизни и Человеке. Знакомство с ними, определение их своеобразия и значения для человеческой цивилизации - важнейшие темы курса. Ведущая идея: через творчество одного художника показать социокультурные доминанты эпохи, основные художественные идеи, что позволит сформировать у учащихся представление о культуре и цивилизации в ее многообразии, понять межкультурные связи.

Считаю проблему формирования целостного гуманистического мировоззрения школьников на уроке через диалог культур на основе первичного приобщения к национальной культуре, актуальной, востребованной, прежде всего, личностью самого школьника, так как идет эмоциональное усвоение им знаний на уровне чувств. Через интерес к предмету рождается интерес к знанию себя и мира, актуализируя личный опыт школьника.

В эти блоки ввела темы «Русская религиозная живопись 19 века» и «Религиозно – философский ренессанс (Русский космизм)» для 10 класса и «Русский культурный архетип» для 11 класса, которых нет в базовом учебнике Г. И. Даниловой, но которые соответствуют цели школьного эксперимента «Мы и наша культура» о самоидентификации растущего человека с национальной культурой. Из всех видов искусства отдаю предпочтение живописи: за годы преподавания МХК в школе собрала хорошую коллекцию фоторепродукций. А использование ИКТ открывает новые горизонты в восприятии этого вида искусства.

Цель блоков: формирование гуманистического мировоззрения учащихся.

Задачи:

-изучить базисные ценности мировой художественной культуры 19 и 20 в. в. ;

-воспитание патриотизма.

Формы работы:

-сообщение;

-доклад, реферат;

-сочинение – эссе;

-искусствоведческий анализ произведений искусства;

-групповая дискуссия;

-оформление микровыставки;

-рецензия на произведение искусства.

Средства контроля результатов реализации интегрированного курса «Человек. Культура» :

-промежуточных через знание фактологического материала и предпочтительные виды деятельности;

-итоговых через портфолио творческих достижений учащихся, культурологическую и психологическую компетентности.

Базовые учебники

Л. П. Пономаренко, Р. В. Белоусова «Психология для старшеклассников» Часть 1 (10 класс, Часть 2 (11класс) Москва ВЛАДОС 2002.

Г. И. Данилова «Мировая художественная культура» Часть 1 (10 класс, Часть 2 (11 класс, Москва Дрофа 2008.

Методическая литература

Г. В. Драч «Культурология» Ростов –на –Дону «Феникс» 1996.

И. А. Тисленкова «Нравственное воспитание в средней школе» Волгоград 2007

Н. Н. Обозов «Мужчина + Женщина =!» Санкт – Петербург 2000

С. В. Корнилов Справочник «Русские философы» Санкт – Петербург 2001

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС «ЧЕЛОВЕК. КУЛЬТУРА (10 – 11 класс)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс 1 полугодие 11 класс 1 полугодие

Блок 1. Введение в психологию (17 час)

Основы психологии

1. Предмет психологии. История развития, отрасли.

2. Личность.

3. Теории личности.

4. Индивидуальные черты личности.

5. Темперамент. Характер.

6. Основы психологии. Зачет.

Саморегуляция.

1. Эмоции и чувства. Стресс.

2. Саморегуляция.

3. Позитивное мышление.

4. Социализация.

5. Профилактика аддиктивного поведения.

6. Саморегуляция. Зачет.

Психология общения

1. Общение. Вербальные и невербальные средства общения.

2. Позиции в общении. Манипулирование.

3. Психологические защиты.

4. Конструктивное общение. Контроль эмоций.

5. Психология общения. Зачет. Блок 1. Психология семейных отношений (17 час)

Психология мужчины и женщины

1. Личность. Общество. Семья.

2. Межличностные отношения юношества.

3. Психогенетика мужчин и женщин.

4. Основные различия психики полов.

5. Особенности аффективной сферы мужчины и женщины.

6. Эрих Фромм. Теория любви.

7. Любовь между родителем и ребенком.

8. Братская любовь.

9. Эротическая любовь.

10. Психология мужчины и женщины. Зачет.

Психология семейных отношений.

1. Планирование семьи.

2. Выбор. Интимные отношения.

3. Общение в семье.

4. Функции семьи. Стили семейного воспитания.

5. Семейные конфликты. Управление конфликтом.

6. Причины разводов.

7. Психология семейных отношений. Зачет.

10 класс 2 полугодие 11 класс 2 полугодие

Блок2. Художественная культура 19 века (17 часов)

Русская философско-религиозная живопись

1. Духовное возрождение человечества в творчестве Ал. Иванова.

2. Поэтические религиозные образы Мих. Нестерова.

3. Религиозно – сказочные сюжеты Вик. Васнецова.

4. Русская философско-религиозная живопись. Зачет.

Религиозно – философский ренессанс (Русский космизм).

1. Н. Ф. Федоров-родоночальник русского космизма.

2. Тема свободы в творчестве Н. А. Бердяева.

3. Вл. Соловьев-создатель философии всеединства.

4. Космическая философия Э. Циолковского.

5. Русский космизм. Зачет.

Живопись импрессионизма.

1. *Салон отверженных*.

2. Художественные искания импрессионистов.

3. Пейзажи впечатления.

4. Повседневная жизнь и человек в произведениях импрессионистов.

5. Последователи импрессионистов. Винсент Ван Гог. Поль Гоген.

6. Последователи импрессионистов. Игорь Грабарь. Валентин Серов.

7. Импрессионизм и постимпрессионизм (сравнительный анализ).

8. Живопись импрессионизма. Зачет. Блок 2. Художественная культура 20 века (17 час).

Общечеловеческие ценности

1. Что такое нравственность.

2. Происхождение морали.

3. Нравственные учения мира. Буддизм. Иудаизм.

4. Нравственные учения мира. Христианство. Ислам.

5. Общечеловеческие ценности. Зачет.

Концепция культурных архетипов.

1. Православие и русский культурный архетип.

2. Географическая среда и русский культурный архетип.

3. Социальные связи и русский культурный архетип.

4. Ключевые ценности и русский культурный архетип.

5. Русский культурный архетип. Зачет.

Основные направления развития живописи 20века.

1. Абстракционизм Кандинского и Шагала.

2. Философия творчества Рериха.

3. Космизм в творчестве К. С. Петрова-Водкина.

4. Фовизм Матисса.

5. Кубизм Пикассо.

6. Сюрреализм Дали.

7. Философия живописи 20 века. Зачет.

Публикации по теме:

Народное творчество: культура и традицииНародное творчество: культура и традиции В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Ей придается большая значимость.

Фотоотчет о месячнике «Национальная культура»Фотоотчет о месячнике «Национальная культура» Культура Мордовии представлена огромным многообразием культурных заведений, творческих художественных коллективов, ансамблей, организаций.

Инновационная культура современного педагога Характерной чертой современного мирового развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования постиндустриального общества.

Культура и традиции нашего края. В дошкольном возрасте у детей начинает формироваться чувство патриотизма; любовь к родному краю, к своем народу, его традициям, обычаям.

Общая и профессиональная культура педагога .

Оформление группы «Народная культура и традиции»Оформление группы «Народная культура и традиции» Накануне в детском саду проходила тема"Народная культура и традиции"Эта тема очень близка нам,именно поэтому хотелось дать детям большое.

Культура питания старших дошкольников Культура питания подразумевает воспитание. «Культурное воспитание начинается очень рано, когда ребенку очень далеко до грамотности, когда.

Тематическая неделя «Народная культура и обычаи» Народная культура и традиции. Образовательная деятельность. Совместная деятельность. Самостоятельная деятельность. Индивидуальная работа.

Занятие «Культура поведения в школе» Целевая аудитория: несовершеннолетние 14-18 лет. Формы и методы работы: занятие. Цели: Развитие умений учащихся вести себя в соответствии.

Звуковая культура речи детей 3–4 лет Звуковая культура речи детей 3-4 лет Подготовила Сухорукова Татьяна Николаевна От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Муниципальная экспериментальная программа «Мы и наша культура». Интегрированный курс для 10 класса «Человек. Культура»
Опубликовано: 19 сентября 2016 в 19:09
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Муниципальная экспериментальная программа «Мы и наша культура». Интегрированный курс для 10 класса «Человек. Культура»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Савина (УИ 776409) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД