Получи документы

Музейная педагогика в ДОО

Рыкова Татьяна Анатольевна
Музейная педагогика в ДОО

Актуальность. В настоящее время стало актуальным изучение художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста кaк важнейшего средства умственного и нравственного образования, а так же формирования отношения к действительности, как средства формирования личности. В целях художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста широко используется в дошкольных образовательных организациях музейная педагогика. Особую значимость в Российском образовании представляет музейная педагогика, которая расширяет пространство влияния музея на образовательный потенциал детей дошкольного возраста. Приобщая детей к отечественным и мировым художественным ценностям средствaми музея, педагоги ДОО строят свою работу на основе специальных прогрaмм эстетико-искусствоведческого направления, эффективно внедряемых в образовательный процесс. Особую актуальность в период дошкольного возраст приобретает осознание детьми чувства прекрасного, воспитание у них художественного вкуса. Дошкольный возраст является важным этапом развития и воспитания детей, периодом, когда происходит приобщение ребенка к познанию мира.

Публикация «Музейная педагогика в ДОО» размещена в разделах

Для современного российского образования особенно актуальны идеи формирования единого образовательного пространства, основанного на региональном компоненте, опирающемся на потенциал музеев и музейной педагогики. Специалисты понимают уникальность музейной педагогики как метода и средства воздействия на личность, который повысит её образовательной уровень и раскроет творческий потенциал. Все это делает сотрудничество музеев и образовательных организаций уникальным. На современном этапе развития дошкольного образования вхождение музейной педагогики в образовательный процесс очень перспективно, так как организация совместной деятельности детей и взрослых в рамках музейной педагогики – эффективный способ развития личности в период детства.

В последнее время музейная педагогика активно осваивается отечественным образованием. Современные работы, посвященные музейной педагогики, во многом основываются на исследованиях xx века, совершенствуя ее c учетом новых задач и возможностей образования.

Проблема исследования: использование музейной педагогики в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста остается недостаточно раскрытым. Стремительно меняются поколения, поэтому должны измениться и способы художественно-эстетического развития детей.

Тема исследования: музейная педагогика в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически изучить, обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать, что использование музейной педагогики повышает уровень художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: музейная педагогика как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: повышение уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики будет эффективным при следующих условиях:

- организация мини-музея в группе;

- компетентность педагога ДОО по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста;

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

1) провести теоретико-методический анализ теоретической и специальной литературы по теме исследования;

2) разработать педагогические условия использования музейной педагогики в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста;

3) опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования музейной педагогики в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста при соблюдении определенных педагогических условий.

Методолого-теоретическая база исследования:

- по возрастной психологии и теории обучения: Л. С. Выготский, А. В. Зaпорожец, М. В. Осорина, Р. С. Немов, Д. Б. Эльконин и др. ;

- психология и педагогика дошкольного воспитания: Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, Н. И. Вьюнова, В. А. Сластенин, К. А. Урунтаева и др. ;

- отечественных и зарубежных исследователей по теории и практике музейного образования : В. М. Ахунов, В. В. Казанцева, А. Лихтвaрк, Б. А. Столяров, Т. А. Тарханова и др. ;

- по музейной педагогике дошкольного возраста: А. М. Вербенец, М. Ю. Коваль, Н. Г. Макарова, А. Н. Морозова, Н. А. Рыжова и др. ;.

- концепции художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста: Н. В. Бутенко, В. И. Волынкин, Т. Н. Доронова, Т. Г. Казакова, Е. М. Торшилова и др. ;

Методы исследования: теоретические: синтез психолого-практической литературы, изучение, классификация педагогического опыта; эмпирические: наблюдение, диагностика художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста, анкетирование педагогов.

База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение № 219 г. Челябинск. В исследовании принимали участие педагоги, 2 группы детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по 10 человек.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.

I этап констатирующий: (сентябрь 2016 г. – октябрь 2016 г.) – это этап теоретического осмысления проблемы исследования, изучения состояния ее разработанности в научно-методической литературе. Осуществлялся и анализ практического состояния проблемы, определялись теоретические и методологические основы исследования. Были определены методологические предпосылки, цели, задачи научного поиска, формировалась гипотеза, разрабатывались программа и методика исследования. На данном этапе составлен план экспериментальной работы, организовано проведение констатирующего этапа с целью определения направлений исследования, разработки методики экспериментальной работы. На первом этапе изучалась философская и психолого-педагогическая специальная литература по проблеме исследования, анализировалась работа современных музеев и дошкольных образовательных организаций в области художественно-эстетического развития дошкольников. Была сформулирована гипотеза исследования, намечены цель, задачи, условия опытно-экспериментальной работы.

II этап моделирующий: (октябрь 2016 г. – февраль 2017 г.) – проведение опытно-экспериментальной работы. Выявление уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста, уровень компетентности педагогов по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста. Разработка и апробация педагогических условий работы.

III этап результативный: (март 2017 г. – май 2017 г.) – контрольно-обобщающий, на котором изучались результаты контрольного этапа экспериментальной работы, проводилась систематизация и обобщение результатов констатирующего и контрольного этапов, формулировались выводы и рекомендации, оформлялись результаты исследования. Подтвердилась правильность в выборе педагогических условий для повышения уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования состоит в использовании материалов исследования в педагогической деятельности дошкольных образовательных учреждений:

- разработаны и апробированы педагогические условия по использованию музейной педагогики в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие (музейная педагогика, ИЗО) для детей 6–7 лет «История русской куклы. Кукла-оберег»Интегрированное занятие (музейная педагогика, ИЗО) для детей 6–7 лет «История русской куклы. Кукла-оберег» задачи: - формировать у детей познавательный интерес к истории русской куклы; - познакомить с куклой – оберегом; - развивать у детей.

Консультация для педагогов «Музейная педагогика»Консультация для педагогов «Музейная педагогика» В начале 80 –х годов XXвека в нашей стране появилось такое понятие как музейная педагогика. Музейная педагогика направлена на решения задач.

Консультация «Новые направления в работе педагогов современности музейная педагогика и изоэкология»Консультация «Новые направления в работе педагогов современности музейная педагогика и изоэкология» Консультация на тему: «Новые направления в работе педагогов современности: музейная педагогика и изоэкология» Искусство.

Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год.Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год. Вот и подошло очередное время проходить курсы повышения квалификации. Спасибо, что сейчас можно самому выбрать, те курсы, которые ты сам.

Музейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группеМузейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группе Музейная педагогика в детском саду Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Творчески мыслящий педагог.

Музейная педагогика как современная педагогическая технологияМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Музейная педагогика в детском саду. Использование пространства музея «Русская изба» в образовательной практикеМузейная педагогика в детском саду. Использование пространства музея «Русская изба» в образовательной практике Музейная педагогика играет большую роль в приобщении детей к воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию,.

Консультация «Музейная педагогика в ДОУ»Консультация «Музейная педагогика в ДОУ» Музейная педагогика в ДОУ В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых.

Музейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 маяМузейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 мая Музейная педагогика в ДОУ В 2020 году наша страна отмечает 75-летие Великой Победы над фашизмом. Подготовка к этой памятной и дорогой сердцу.

Музейная педагогика в ДОУ. Мини-музей народных промыслов в средней группеМузейная педагогика в ДОУ. Мини-музей народных промыслов в средней группе "Мини- музей в группе - это не просто выставка старины или прошлого, это действующее звено непрерывной образовательной деятельности" Эффективность.

Автор публикации:
Музейная педагогика в ДОО
Опубликовано: 30 марта 2020 в 10:32
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД