Рыкова Татьяна Анатольевна
Музейная педагогика в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. В настоящее время стало актуальным изучение художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста кaк важнейшего средства умственного и нравственного образования, а так же формирования отношения к действительности, как средства формирования личности. В целях художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста широко используется в дошкольных образовательных организациях музейная педагогика. Особую значимость в Российском образовании представляет музейная педагогика, которая расширяет пространство влияния музея на образовательный потенциал детей дошкольного возраста. Приобщая детей к отечественным и мировым художественным ценностям средствaми музея, педагоги ДОО строят свою работу на основе специальных прогрaмм эстетико-искусствоведческого направления, эффективно внедряемых в образовательный процесс. Особую актуальность в период дошкольного возраст приобретает осознание детьми чувства прекрасного, воспитание у них художественного вкуса. Дошкольный возраст является важным этапом развития и воспитания детей, периодом, когда происходит приобщение ребенка к познанию мира.
Публикация «Музейная педагогика в ДОО» размещена в разделах
Для современного российского образования особенно актуальны идеи формирования единого образовательного пространства, основанного на региональном компоненте, опирающемся на потенциал музеев и музейной педагогики. Специалисты понимают уникальность музейной педагогики как метода и средства воздействия на личность, который повысит её образовательной уровень и раскроет творческий потенциал. Все это делает сотрудничество музеев и образовательных организаций уникальным. На современном этапе развития дошкольного образования вхождение музейной педагогики в образовательный процесс очень перспективно, так как организация совместной деятельности детей и взрослых в рамках музейной педагогики – эффективный способ развития личности в период детства.
В последнее время музейная педагогика активно осваивается отечественным образованием. Современные работы, посвященные музейной педагогики, во многом основываются на исследованиях xx века, совершенствуя ее c учетом новых задач и возможностей образования.
Проблема исследования: использование музейной педагогики в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста остается недостаточно раскрытым. Стремительно меняются поколения, поэтому должны измениться и способы художественно-эстетического развития детей.
Тема исследования: музейная педагогика в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически изучить, обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать, что использование музейной педагогики повышает уровень художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: музейная педагогика как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: повышение уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики будет эффективным при следующих условиях:
- организация мини-музея в группе;
- компетентность педагога ДОО по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста;
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1) провести теоретико-методический анализ теоретической и специальной литературы по теме исследования;
2) разработать педагогические условия использования музейной педагогики в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста;
3) опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования музейной педагогики в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста при соблюдении определенных педагогических условий.
Методолого-теоретическая база исследования:
- по возрастной психологии и теории обучения: Л. С. Выготский, А. В. Зaпорожец, М. В. Осорина, Р. С. Немов, Д. Б. Эльконин и др. ;
- психология и педагогика дошкольного воспитания: Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, Н. И. Вьюнова, В. А. Сластенин, К. А. Урунтаева и др. ;
- отечественных и зарубежных исследователей по теории и практике музейного образования : В. М. Ахунов, В. В. Казанцева, А. Лихтвaрк, Б. А. Столяров, Т. А. Тарханова и др. ;
- по музейной педагогике дошкольного возраста: А. М. Вербенец, М. Ю. Коваль, Н. Г. Макарова, А. Н. Морозова, Н. А. Рыжова и др. ;.
- концепции художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста: Н. В. Бутенко, В. И. Волынкин, Т. Н. Доронова, Т. Г. Казакова, Е. М. Торшилова и др. ;
Методы исследования: теоретические: синтез психолого-практической литературы, изучение, классификация педагогического опыта; эмпирические: наблюдение, диагностика художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста, анкетирование педагогов.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение № 219 г. Челябинск. В исследовании принимали участие педагоги, 2 группы детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по 10 человек.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
I этап констатирующий: (сентябрь 2016 г. – октябрь 2016 г.) – это этап теоретического осмысления проблемы исследования, изучения состояния ее разработанности в научно-методической литературе. Осуществлялся и анализ практического состояния проблемы, определялись теоретические и методологические основы исследования. Были определены методологические предпосылки, цели, задачи научного поиска, формировалась гипотеза, разрабатывались программа и методика исследования. На данном этапе составлен план экспериментальной работы, организовано проведение констатирующего этапа с целью определения направлений исследования, разработки методики экспериментальной работы. На первом этапе изучалась философская и психолого-педагогическая специальная литература по проблеме исследования, анализировалась работа современных музеев и дошкольных образовательных организаций в области художественно-эстетического развития дошкольников. Была сформулирована гипотеза исследования, намечены цель, задачи, условия опытно-экспериментальной работы.
II этап моделирующий: (октябрь 2016 г. – февраль 2017 г.) – проведение опытно-экспериментальной работы. Выявление уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста, уровень компетентности педагогов по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста. Разработка и апробация педагогических условий работы.
III этап результативный: (март 2017 г. – май 2017 г.) – контрольно-обобщающий, на котором изучались результаты контрольного этапа экспериментальной работы, проводилась систематизация и обобщение результатов констатирующего и контрольного этапов, формулировались выводы и рекомендации, оформлялись результаты исследования. Подтвердилась правильность в выборе педагогических условий для повышения уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в использовании материалов исследования в педагогической деятельности дошкольных образовательных учреждений:
- разработаны и апробированы педагогические условия по использованию музейной педагогики в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста.