МААМ-картинки

Музыка как средство эстетического воспитания дошкольников

ирина исхакова
Музыка как средство эстетического воспитания дошкольников

Актуальность исследования заключается в том, что дошкольное детство является сенситивным периодом развития способностей, в структуре музыкальности ведущее место занимает такая способность как эмоциональная отзывчивость на музыку. Эмоциональная отзывчивость формируется в активной музыкальной деятельности. Занятия музыкой являются практически основным средством музыкального воспитания детей в дошкольном учреждении. От правильности и основательности первых шагов зависит дальнейший процесс музыкального формирования ребенка.

Публикация «Музыка как средство эстетического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Теоретические основы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста в условия реализации ФГОС предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий при соблюдении единства магистральных целей и задач дошкольного образования.

Основные программы дошкольного образования определяют содержание дошкольной ступени образования, его уровень и направленность, исходя из приоритетных целей и задач.

Современные требования системы дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг.

Воспитатель должен :

- оперировать теоретическими понятиями образовательных стандартов;

- осуществлять реализацию образовательных программ в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

- организовывать взаимодействие с участниками образовательного процесса.

Одним из видов музыкальной деятельности является слушание музыки. Важность этой деятельности в том, что она позволяет при использовании разнохарактерных музыкальных произведений обогатить музыкальный опыт и восприимчивость детей старшего дошкольного возраста.

Исследованием данной проблемы занимались Г. А. Вартанян, Т. А. Данилина, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и другие.

Цель работы: рассмотреть музыку как средство эстетического воспитания дошкольников.

Задачи работы:

1. Рассмотреть влияние музыки на музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста;

2. Изучить организацию и проведение работы по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия музыкальных произведений;

3. Провести анализ программ музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Структура работы: контрольная работа состоит из введения, 3 параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

1. Влияние музыки на музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Музыка - сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности, поэтому так велико ее влияние на эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Она проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства. Эстетическое воспитание включает в себя формирование эстетических вкусов и эстетических чувств. Роль музыки в эстетическом воспитании заключается в развитии у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного. Это еще и развитие вкуса к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное [Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения, 2015].

Музыкальное воспитание в детском саду не ставит целью раннюю профессиональную подготовку. Цель – «раскрыть окно» в этот непонятный, привлекательный звучащий мир и тем самым обогатить личность ребенка.

Мелодический слух – это способность воспринимать, запоминать и по слуху воспроизводить мелодию. Он проявляется у детей очень рано.

Гармонический и полифонический слух развивается значительно позже.

Можно определить, в каком настроении человек, как к собеседнику расположен. Музыкальный слух, в той или иной степени, существует у каждого человека, и кто его активно развивает, тот и становится музыкантом, композитором и певцом. Музыкальное развитие в раннем возрасте подразумевает формирование музыкального слуха, благодаря которому возникает умение на интуитивном уровне различать высоту звука, его тембр, темп, динамику голоса или инструмента. На базе полученных представлений далее прививаются музыкальная память и мышление. Если родители хотят, чтоб их ребёнок имел музыкальные способности, нужно развивать эти качества, что сделать под силу каждому. Сначала дети повторяют слова не совсем правильно, потом более точно, позже вырабатывается чёткое произношение. Чем лучше музыкальный слух у малыша, тем быстрее он научится хорошо разговаривать. В более старшем возрасте музыкальное воспитание требуется для полноценного личностного развития ребёнка. Чтобы он скорее научился говорить, нужно читать ему сказки, рассказывать что-то. Для усовершенствования речи необходимо чётко произносить слова, не коверкать их и исправлять малыша, если он выговаривает звуки не правильно.

По утверждению Т. А. Данилиной: «органы чувств необходимы детям для постижения окружающего мира, потому от их развитости во многом зависит и общее умственное развитие. Слух здесь имеет одно из главных мест. Малыши очень чувствительны к внешним воздействиям, в число которых входит и музыка. Наиболее высока такая восприимчивость в возрасте от 18 месяцев до 3 лет, именно в этот период важно пробудить интерес к музыке и не упустить момент. Необходимо, чтобы ребенок понимал музыку, переживал её, воспринимал верно, и размышлял над ней» [Данилина, 2017].

Дети старшего дошкольного возраста воспитываются в подготовительной к школе группе. Название группы определяет социальное ее назначение. Развиваются умственные способности детей, обогащается музыкальное мышление. Дети способны отметить не только общий характер музыки, но и настроение (веселая, грустная, ласковая). Они уже соотносят произведения к определенному жанру: бодро, радостно, тихо, немного грустно. Здесь ярко выступают индивидуальные особенности. Одни дети дают лишь краткие ответы, а другие чувствуют, понимают более существенные признаки музыкального искусства : музыка выражает разные чувства, переживания.

Индивидуальные проявления часто «обгоняют» возрастные возможности. Рассмотрим следующий вид музыкальной деятельности деятельности – детское исполнительство, которое осуществляется в пении, ритмике, игре на инструментах. Его основное качество – выразительность, т. е. способность непосредственно и искренне передавать настроение произведения, чистоту певческих интонаций, точность и красоту движений. Пение является доступным видом исполнительства. По мнению отечественных и зарубежных педагогов, пение имеет большое значение.

Певческие возможности дошкольников невелики. И все же, начиная с подпевания, они выражают свои чувства, постепенно овладевая навыками пения, негромко, правильно интонируя. Разучивание и исполнение песни занимает основное место и время в обучении пению. Основная задача обучения – заинтересовать детей, привить им любовь к пению.

По определению Г. А. Вартанян, «музыкальные игры – ведущая форма организации ритмических движений. Они соответствуют запросам детей дошкольного возраста. В основе игры чаще всего программная музыка, которая подсказывает ход действия сюжетной игры. Многие музыкальные игры вначале построены на зафиксированной последовательности движений, продиктованных музыкальными средствами, а затем в игре проводятся соревнования в ловкости, быстроте движений, моменты свободной непринужденной игре» [Вартанян, 2011].

Хороводы чаще всего проводят под народные песни. Хотя текст песен подсказывает содержание и последовательность движений, дети самостоятельно его инсценируют в соответствии с развитием сюжета, выполняя отдельные роли.

Танцы обычно построены на зафиксированных движениях в определенной последовательности и построении (пары, круг) – состоят из знакомых элементов движений, которые чаще всего повторяются на припев (что соответствует характеру, структуре музыкальных пьес). Методы и приемы обучения пению и ритмике в известной степени сходны между собой. В тесной связи друг с другом используются разные методы, о которых уже шла речь – наглядно-слуховой, наглядно-зрительный и словесный.

Большое значение приобретает метод упражнения, многократного повторения.

В нашей стране музыкально-эстетическим воспитанием детей занимаются многие организации, и всех их объединяет одна цель - воспитание гармонично-развитого, духовно богатого человека.

Н. П. Аникеева утверждает, что «задачи и содержание музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т. е. развитие художественно-творческих способностей детей» [Аникеева, 2014].

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.

Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека, и поэтому она одно из прекрасных и очень сильных средств для эстетического воспитания ребенка. Ребенок переживает музыку, как он мог бы переживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой - это возможность получения положительного жизненного опыта. Именно через музыку ребенок учится выражать свои чувства. Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Это очень важно в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру; любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем, их завершение. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе.

З. Т. Абрамова пишет: «Задачи эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста реализуются в основном на занятиях познавательно-эстетического цикла и в процессе театрально-игровой деятельности. Здесь решаются вопросы обогащения их духовного мира различными средствами (музыка, хореография, изодеятельность, театр); формирования эстетического отношения к природе, людям, истории своего народа, ценностям культуры; развития чувственного восприятия окружающего мира, воображения; формирования эмоционально положительного отношения к объектам эстетического восприятия : картинам, танцам, песням, спектаклям и пр. ; развития пластической и мимической выразительности» [Абрамова, 2016].

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что роль музыки в эстетическом воспитании старших дошкольников огромна. Она является одним из самых основных, значимых средств в формировании художественно-эстетического воспитания ребё нка-дошкольника.

Таким образом, при слушании музыки используются различные виды наглядности. Характер этой наглядности зависит от того, из какого источника получает ребенок дополнительную информацию о музыке, но и при самостоятельных действиях детей и выполнении ими творческих заданий.

Таким образом, методы обучения разнообразны, вариативны, они хорошо дополняются многочисленными приемами. Каждая игра имеет свои особенности.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Концерт живой музыки как средство эстетического воспитанияКонцерт живой музыки как средство эстетического воспитания Развивать у детей чуткость души, доброту сердца, любовь ко всему прекрасному и музыкальный вкус - одна из главных и трудных задач. В ее.

Консультация для родителей «О задачах художественно-эстетического воспитания» Консультация для родителей: «О задачах художественно-эстетического воспитания» Средством общения между людьми является слово… Ребенок лишь.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Опыт работы «Музыка как средство патриотического воспитания» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Патриотический уголок как средство воспитания дошкольниковПатриотический уголок как средство воспитания дошкольников Патриотический уголок, как средство воспитания дошкольников. Автор: Баландина М. В., воспитатель МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 224», г. Новокузнецк,.

Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников»Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников» Уважаемые коллеги, представляю Вам практическую часть семинара-практикума прошедшем в нашем ДОУ «Традиционные игры коренных малочисленных.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыка как средство эстетического воспитания дошкольников
Опубликовано: 19 января 2020 в 12:10
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД