Приложение МААМ

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Ирина Желтова
Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в развитии ребёнка. Недаром Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет образовательную область “Художественно-эстетическое развитие”, предполагающую формирование предпосылок ценностно-смыслового понимания произведений искусства, развитие способности к восприятию музыки, так близкой эмоциональной натуре детей.

Публикация «Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Очень важной задачей музыкального воспитания детей в дошкольных учреждениях является развитие музыкальных способностей,

а именно: звуковысотного и динамического слуха, совершенствование чувства ритма, формирование тембрового восприятия, развитие музыкальной восприимчивости.

Большая роль в этом принадлежит музыкально-дидактическим играм.

Музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности детей. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой.

Игры доступны для детского сознания и вызывают интерес и желание участвовать в них. В итоге дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку. (Муз. игра развивает интерес ребенка к музыке, правильное восприятие содержания музыкальных произведений, пробуждает желание активно и творчески проявлять себя в этой сфере).

Таким образом, основное назначение музыкально-дидактических игр – в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей.

Музыкально-дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей.

Таким образом, музыкально-дидактическая игра имеет две цели :

• одна из них обучающая, которую преследует взрослый,

• другая - игровая, ради которой действует ребенок.

В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально-дидактические игры принято подразделять на три вида:

1. Спокойное музицирование (настольные)

2. Игры типа подвижных

3. Игры, построенные по типу хороводных

В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Эти игры часто проводятся с пособиями.

Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее выполнить правила игры - определить на слух музыкальное произведение, музыкальный инструмент или выполнить др. задание и поднять в соответствии с этим карточку.

За лучшее выполнение задания дети поощряются - награждается фишкой, флажком и т. п. – важно помнить, что выйти из игры каждый ребёнок должен с чувством эмоциональной удовлетворённости и радости от участия в ней.

Например, игра «Слушаем внимательно»,

программным содержанием которой является знакомство детей с муз. инструментами, дача представлений о тембровом разнообразии музыки.

Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваются в звучание музыки, реагируют на него движениями, выполняя правила игры.

В конце игры наступает завершающий момент игры - физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т. д.

Игра «Море и ручеек».

Программное содержание игры - учить детей различать темп музыки, своевременно реагировать на смену характера, силу звучания музыки.

В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра – второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания.

Игры «Слушай внимательно», «Инструменты симфонического оркестра» и т. п., можно проводить по типу игры «Чей кружок скорее соберется».

Исходя из основной задачи музыкального воспитания детей в дошкольных учреждениях, муз-дид. игры классифицируются на:

• Игры на развитие звуковысотного слуха. Развитие способности воспринимать и воспроизводить высоту музыкального звука.

• Игры, развивающие динамический слух - развитие способности различать силу звучания, связывать динамику с настроением и характером музыкальных образов.

• Игры, развивающие тембровый слух – дают детям представление о тембровом разнообразии и его значении в музыке.

• Игры на развитие чувства ритма.

• Игры на восприятие музыки.

Например, игра на развитие чувства ритма «Звучащий клубок», развивающая способности воспринимать взаимосвязь между разными по длительности звуками и воспроизводить их.

Игра «Музыкальный домик» - на развитие тембрового слуха.

Не секрет, что современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий.

Большую помощь при подготовке и проведению музыкальных занятий оказывают педагогу электронные мультимедийные презентации.

Их использование позволяет привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку усвоить материал быстрее, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации.

Мультимедийная игра «Муз. посылка»

Музыкальный руководитель говорит детям, что в детский сад пришла посылка - Фея Музыки прислала в подарок музыкальные инструменты. И предлагает познакомиться с ними.

Сменяются слайды с изображением музыкальных инструментов. Муз. руководитель называет название музыкального инструмента, и каждое изображение инструмента сопровождается соответствующим звучанием (2й раз нажать – звучание).

Использование мультимедиа превращает занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом. Познакомьтесь с некоторыми другими играми.

Игра «Одинаковые звуки» .

Данная работа представляет собой интерактивную игру для развития слухового восприятия у детей.

Задача - развивать способность находить два звука, одинаковые по высоте.

Дети получают письмо от Феи Музыки, которое приносит птичка – почтовик. Выясняется, что Фею заколдовал злой Волшебник. Дети должны помочь Фее и расколдовать её, выполнив задание: найти два одинаковых по высоте звучания звука.

Взрослый нажимает нотку в центре слайда, и предлагает послушать звук. Затем нажимает на колокольчик, ребёнок определяет, имеет ли колокольчик такую же высоту звучания, как и нота. Когда будут найдены два одинаковых звука необходимо поощрение. При нажатии левой кнопкой на цветок, появляется анимационная картинка.

Обобщая вышесказанное, хочется подчеркнуть, что эффективность художественно-эстетического развития дошкольников обеспечивается большими педагогическими возможностями музыкально-дидактических игр. В процессе игр в детском сознании возникают естественные закономерности ассоциации музыки с другими видами искусства, а также с самой жизнью, которые формируют эстетический взгляд и воспитывают культуру ребёнка.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возраста Сорокина Анжела День медведя на МААМПредлагаю родителям и коллегам в условиях самоизоляции изготовить простую и увлекательную игру про.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 6 октября 2021 в 22:51
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Желтова (УИ 355019) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД