Лучший педагог года

Музыкально-дидактические игры

Галина Константиновна Кононова
Музыкально-дидактические игры

МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Музыкальное воспитание в детском саду не ставит целью дать детям раннюю профессиональную подготовку. Цель иная – «раскрыть окно» в этот непонятный звучащий мир и тем самым обогатить внутренний мир ребенка, его личность. Академик Б. В. Асафьев отмечал, что музыкальность – сложное понятие, характеризующееся разным сочетанием отдельных способностей. Обобщая свои наблюдения, у одних он отмечал хорошую музыкальную память, у других – отзывчивость на музыку, у третьих – наличие абсолютного слуха. У четвертых – наоборот, недоразвитый слух, сочетающийся порой с глубоким и серьезным интересом к музыке.

Публикация «Музыкально-дидактические игры» размещена в разделах

Полноценное музыкальное развитие ребенка возможно лишь в том случае, если он понимает услышанное, если он способен сравнивать музыкальный образ с чем – то предметным, уже встречавшимся ему в жизни. «Ребенок не просто воспринимает музыкальные звуки, красоту, гармоничность их сочетаний, но стремиться сопоставлять их с чем – то реальным» (Н. А. Ветлугина).

Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольника пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика, тембр и т. д., научить различать музыкальные произведения по характеру.

В педагогической практике с этой целью широко применяются музыкальные дидактические пособия, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

Значение музыкально - дидактических игр в жизни ребенка

Основное назначение музыкально – дидактических игр – формирование у детей музыкальных способностей. В доступной игровой форме детям помогают разобраться в соотношении звуков по высоте, развивают у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждая тем самым детей к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Музыкально – дидактические игры должны быть просты и доступны, красочно и интересно оформлены. Только в этом случае игры пробуждают у детей интерес к пению, слушанию, танцам, игре.

Виды музыкально – дидактических игр

Музыкально – дидактические игры можно условно разделить на три группы.

К первой группе относятся такие пособия, которые дают детям представление о характере музыки, о музыкальных жанрах (песня, танец марш). Например, «Солнышко и тучка», «Грустно - весело», «Чей это марш?» и др.

Во второй - игры, цель которых дать детям представление о содержании музыки, музыкальных образах. Например, «Подбери картинку», «Выбери инструмент», «Море» и др.

Третью группу составляют игры, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности. Например, «Музыкальный домик», «Лесенка», «Кто идет?» и др.

Как показывает практика, применение таких пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим занятиям, способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром. У детей начинают развиваться музыкальносенсорные способности: звуко – высотный слух, чувство ритма, динамический и тембровый слух, музыкальная память, мышление, воображение, развивается эмоциональная сфера ребенка. А так, как известно, эмоции являются с одной стороны «индикатором» состояния ребенка, а с другой – фактором, влияющим на развитие познавательных процессов и поведения, то все это в целом определяет направленность внимания, особенности восприятия, логику суждений, влияет на развитие креативности.

Роль музыкального руководителя в проведении музыкально – дидактических игр

В начале музыкально – дидактические игры разучиваются с детьми на музыкальных занятиях. Чтобы игра была успешно освоена детьми, музыкальный руководитель перед занятием объясняет игру воспитателю. На самом занятии оба педагога помогают детям понять правила игры. Сначала взрослые сами участвуют в этой игре. После того, как игра будет освоена детьми, она переносится в группу для самостоятельной деятельности. Здесь уже воспитатель может тактично направить ход игры, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей.

Музыкально – дидактические игры в самостоятельной деятельности дошкольников

В группе игры организуются под руководством воспитателя. Результативность обучения музыкально – дидактической игре создается тогда, когда сам воспитатель активно участвует в этой игре, становится полноправным ее участником. Игра – прекрасная форма деятельности, способствующая формированию умения приблизить, расположить к себе детей, в том числе и малоактивных. Незаметно руководя игрой, воспитатель следит, чтобы дети соблюдали правила игры, точно выполняли задания.

Музыкально – дидактические игры, находящиеся в музыкальных уголках групп, периодически меняются, при этом учитываются интересы и желания ребят. При организации музыкальных игр детям необходимо предоставлять больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем добросовестнее относятся они к порученному.

Открывая детям дверь в мир музыки, мы помогаем им делать первые шаги в мир прекрасного. «Человек не может жить на свете, если у него нет ничего радостного». Эта мысль принадлежит выдающемуся советскому педагогу А. С. Макаренко, который утверждал, что истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость, и мы, педагоги, в силу своих возможностей, должны дать ее нашим детям.

Публикации по теме:

Музыкально-дидактические игры Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ойский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Музыкально-дидактические игры. К одним из важных средств развития музыкальной деятельности детей относят музыкально-дидактические игры. Они объединяют разделы пения, слушания,.

Музыкально — дидактические игры Любовь человека к прекрасному, нравственные основы личности закладываются в сомом раннем детстве. Они воспитываются различными средствами,.

Музыкально-дидактические игрыМузыкально-дидактические игры Игра №1: Музыкальные узоры Музыкальная игра, развивающая музыкальное воображение и чувство ритма. Цель игры: дать детям представление о.

Музыкально-дидактические игры для младшего дошкольного возраста «Найди нужный колокольчик» (для детей второй младшей группы) Цель: развивать звуковысотный слух детей. Игровой материал: Набор бумажных.

Музыкально-дидактические игры и пособия на музыкальных занятияхМузыкально-дидактические игры и пособия на музыкальных занятиях Маленький ребёнок уже в маленьком возрасте знакомится с окружающей средой. Он сталкивается с людьми, с животными, с разными предметами,.

«Музыкально-дидактические игры» — консультация для педагогов Татьяна Кузнецова, музыкальный руководитель МБДОУ ДСКВ № 40 «Солнышко» Музыкально-дидактические игры Консультация для педагогов Одной.

Музыкально-дидактические игры народов Дагестана ПАЛОЧКА – СТУКАЛОЧКА. Музыкальная подвижная игра. Играющие образуют круг из 10-15 чел. В руках у каждого маленькие палочки длиной 10 см.

Музыкально — дидактические игры в детском саду Любовь человека к прекрасному, нравственные основы личности закладываются в самом раннем детстве. Они воспитываются различными средствами,.

Семинар-практикум с родителями «Музыкально-дидактические игры» Семинар-практикум для родителей «Музыкально-дидактические игры в развитии ребенка» Тема: «Музыкально – дидактические игры в развитии ребёнка».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-дидактические игры
Опубликовано: 14 марта 2017 в 21:54
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД