МААМ-картинки

Музыкально-дидактические игры с использованием шумовых инструментов для развития творческих способностей дошкольников

Юлия Надыршина
Музыкально-дидактические игры с использованием шумовых инструментов для развития творческих способностей дошкольников

Актуальность.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыкальное воспитание оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.

Публикация «Музыкально-дидактические игры с использованием шумовых инструментов для развития творческих способностей дошкольников» размещена в разделах

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Обучение игре на музыкальных инструментах будет способствовать развитию ребенка, если:

1. Обучение проводится по слуху и приносит детям радость;

2. В процесс обучения активно включается взрослый;

3. Игра находит применение в самостоятельной деятельности детей.

В процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах решаются следующие задачи:

• расширение музыкального кругозора детей;

• формирование музыкальных способностей : чувства ритма, звуковысотного и тембрового слуха.

развитие творческой активности;

• приобщение к инструментальной музыке и самостоятельному,

осмысленному музицированию; освоение приемов игры на инструментах

• ознакомление детей с названиями инструментов;

• определение характера звучания инструментов;

В области умений:

• владеть простейшими приемами игры на разных инструментах;

развивать чувство ансамбля, слаженность звучания в оркестре;

• играть индивидуально простейшие песенки, попевки;

• уметь слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре;

• уметь подбирать по слуху хорошо знакомые песенки;

Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах осуществляется через разные формы работы:

- фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия;

- развлечения, праздники; (в том числе, с участием родителей)

- музыкально- дидактические игры;

- индивидуальная работа с детьми;

-создание музыкальных зон в группах.

Для знакомства с музыкальными инструментами мною был изготовлен лэпбук «Музыкальные инструменты». Интерактивная пособие для детей старшего дошкольного возраста, может использоваться для групповой, подгрупповой и индивидуальной работы с детьми по музыкальному воспитанию.

Содержание лэпбука:

Мини-книжки: «Вместе с нами поиграй-ка!», «Что такое оркестр?», «Книжка загадок».

Книжки-раскладушки: «Кузнечик и скрипочка», «Барабан для зайчонка», «Как Зебра Полоскина полюбила пианино».

Музыкально-дидактические игры : «Определи по звуку» (с диском, «Собери пазлы», лото «Найди свою тень».

• Шнуровки для развития мелкой моторики «Мультяшные зверята».

• Демонстрационный материал «Музыка и живопись».

Использование дидактических игр в обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах.

Применение музыкально- дидактических игр на занятиях дает возможность провести их наиболее содержательно. Иногда музыкально- дидактические игры проводятся на занятии, как отдельный вид деятельности. Такие игры имеют обучающий характер. В этом случае в доступной игровой форме у детей развиваются музыкальные способности. Все музыкально-дидактические игры должны быть подобраны по возрастам. Для их использования должны быть эстетично и красочно оформленные пособия и музыкальные инструменты.

Музыкально-дидактические игры развивают чувство ритма, помогают правильно передавать ритмический рисунок хорошо знакомых мелодий, песен, а также работать над новыми. С этой целью используются и различные дидактические пособия: ложки, кубики, палочки, погремушки, колотушки, колокольчики, треугольники, молоточки.

Я предлагаю свою подборку музыкально-дидактических игр для развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Данные игры представлены в нескольких вариантах для разных возрастов с усложнением.

1.«Здравствуй, музыкант

Задачи: закрепить названия музыкальных инструментов и приемы игры на них, развивать фантазию и воображение детей

Ход игры : Дети выстраиваются в шеренгу, к ним лицом встаёт музыкант. Ведущий за спиной музыканта показывает картинку определённого музыкального инструмента – дети имитируют игру на нём. Музыкант должен угадать по действиям музыкальный инструмент.

Здравствуй, добрый музыкант!

Посмотри на наш талант.

Да смотри, не зевай –

Инструмент наш угадай!

Дети по очереди имитируют игру на музыкальном инструменте – музыкант угадывает инструмент.

вариант 1: педагог показывает, дети угадывают инструмент,

вариант2: педагог показывает карточку с изображением инструмента детям, в это время водящий стоит спиной, затем все дети показывают жестами инструмент, водящий пытается отгадать.

вариант 3: водящий сам придумывает, какой инструмент показать, тот кто отгадал, становится водящим.

2.«Беседа».

Задачи: способствовать развитию слухового внимания, памяти, проявлению творческого начала

Ход игры : Педагог произвольно играет на одном инструменте, дети отвечают, играя на своих инструментах.

Вариант 1: педагог «беседует» с одним ребенком.

Вариант2: двое детей «беседуют» друг с другом.

Вариант3: предложить участникам "тему для беседы", (мама учит сына, 2 друга веселятся, девочка жалуется бабушке, при этом детям предлагается выбрать инструмент, наиболее подходящий для данной ситуации.

3. «Веселый Оркестр»

Задачи: Способствовать формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развивать самостоятельную музыкальную деятельность;

Ход игры : Вариант1:Все встают по кругу в руках у каждого инструмент. Играют и поют:

Эх, раз, еще раз. Вот как весело у нас.

Эх, раз, еще раз, поиграем мы сейчас.

По окончание куплета – кладут инструмент перед собой. Далее под соответствующую музыку движутся по кругу (марш, подскоки, бег, медведи, зайцы, лиса) Музыка останавливается - берут инструмент, перед которым остановились.

Вариант 2: Инструменты лежат на стульях или на полу по кругу, дети идут по кругу, проговаривая текст стихотворения, по окончании берут инструмент, лежащий перед ними, вместе играют

4."Музыкальный магазинчик".

Задачи: Развивать музыкальные способности детей. Продолжать учить детей пластичности и умению выразительно передавать движения в образе.

Воспитывать в детях умение и необходимость общаться друг с другом.

Ход игры : Дети (покупатели) выбирают себе карточку с изображением муз. инструмента. Продавец (взрослый или ребенок) садится у стола, на котором за ширмой лежат муз. инструменты. Дети говорят хором: ’Продавец открывай и мелодию сыграй!’

Продавец за ширмой играет любую мелодию на любом инструменте. Тот, у кого оказалась карточка с этим инструментом, говорит :

’Это мой!’ Продавец спрашивает : ’А какой?’

Покупатель показывает карточку, называя : ’ Это бубен, вот какой!’

Если покупатель не ошибается, продавец отвечает: ’ Карточку мне отдавай, бубен себе забирай! На нем весело сыграй!’

Ребенок импровизирует, играет на этом инструменте., забирает его себе или кладет на стол. Игра продолжается с новым ’продавцом’. Если муз. инструмент и карточка определены неправильно, продавец говорит: ’ Инструмент не продается, в магазине остается!’

вариант 2: после слов ’Карточку мне отдавай, бубен себе забирай! на нем весело сыграй!’ Все играющие и продавец становятся вокруг ребенка, купившего инструмент и поют любую знакомую песню и прихлопывают в ладоши. Ребенок импровизирует, подыгрывает на инструменте.

5.«Дирижер».

Задачи: воспитывать внимание, реакцию, чувство ответственности.

Ход игры : У детей в руках инструменты. Ребенок-дирижер размахивает руками, дети играют, как только «дирижер» опускает руки, дети перестают играть.

Вариант. 2: "Дирижер" показывает разным инструментам и группам в разное время, исполнители, внимательно смотрят, стараясь повторить.

6. «Игра в кругу».

Задачи: способствовать развитию слухового внимания, выдержки

Ход игры : Дети сидят на стульях (или на полу) по кругу. В руках у них музыкальные инструменты. Каждый ребенок играет на своем инструменте один раз, либо единый ритмический рисунок, потом следующий т. д. Паузы между исполнением быть не должно.

Вариант 2: играть с закрытыми глазами. Ребенок должен ударить в свой инструмент после того, как услышит звучание инструмента соседа. Инструменты должны чередоваться, например: у первого ребенка бубен, у следующего маракасы, дальше колокольчик, металлофон, дудочка.

7. «Игра с бубном».

Задачи: закреплять навыки игры на инструменте, развивать чувство ритма, развивать артикуляционный аппарат и речь детей, способствовать проявлению фантазии, творчества

Ход игры : Вариант 1: Дети встают по кругу. передают по кругу бубен, проговаривая слова:

Ты катись, веселый бубен, быстро-быстро по рукам.

У кого остановился, тот сейчас станцует нам.

Тот, у кого в руках оказался бубен, выходит в центр, играет на бубне.

Вариант 2. передавать бубен по кругу, проговаривая стихотворение, при этом сочетать удар в бубен (на сильную долю, и передачу бубна соседу (на слабую долю)

Пере-звоны, пере-клики,

Пере-стуки, пере-бряк!

Бубен, бубен, пре-великий

Ты шутник и весельчак! (Э. Огнецвет).

По окончании стихотворения, ребенок, оказавшийся последним, играет на бубне.

вариант 3:. Проиграть на бубнах и прочитать стих цепочкой, то есть один ребенок произносит только одну строчку или слово.

8. Сказки-шумелки.

Сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей. Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка :

1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.

3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.

4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.

5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

Рекомендации:

Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.

Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.

Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей детей, лучше предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.

Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.

Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.

Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.

Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.

Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.

Заключение.

Систематическая и планомерная работа в данном направлении, а также использование музыкально-дидактических игр эффективно помогает развивать музыкальные способности и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив. На основе использования музыкально-дидактических игр и упражнений у дошкольников развиваются внимание, выдержка память, воображение, формируется целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность.

Рекомендации по использованию игр.

• знакомство с музыкальными инструментами осуществлять с учетом возрастных особенностей дошкольников;

• на каждом этапе обучения детям надо предлагать только одну новую игру на развитие музыкальных способностей;

• не старайтесь показать сразу много игр, предлагайте разные варианты одной игры. Лишь через несколько занятий можно переходить к новым играм.

• обучение должно проходить в игровой форме.

• время проведения игры не должно превышать 5-10 минут

Литература:

1. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М. : Просвещение, 1988. – 144 с.

2. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студ-ов пед. ин-тов. – М. : просвещение, 1983. – 255 с.

3. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников : Пособие для воспитателей и муз. Руководителей дет. садов. – М. : просвещение, 1986. – 144 с.

4. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников : Учеб. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. – 2-е из. – М. : Издательский центр «Академия», 1998.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.

Картотека ритмических игр с использованием шумовых инструментовКартотека ритмических игр с использованием шумовых инструментов «Строим дом». Педагог и ребёнок проговаривает слова, прохлопывая каждый слог в ладоши, или ударяя кулачками, друг о друга. Можно использовать.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольниковШариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-дидактические игры с использованием шумовых инструментов для развития творческих способностей дошкольников
Опубликовано: 18 марта 2021 в 07:47
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД