Получи документы

Конспект занятия «Музыкальное экспериментирование»

елена николаева
Конспект занятия «Музыкальное экспериментирование»

Музыкальное экспериментирование

Одной из актуальных проблем современности является проблема развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. В этой связи необходимо развивать у дошкольников формы мышления. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно – экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Публикация «Конспект занятия „Музыкальное экспериментирование“» размещена в разделах

В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания и освоения.

Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.

В музыкальном образовании процесс экспериментирования способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формированию его интеллектуальной компетентности.

Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. Знакомство с различными звуками должно быть первой ступенью вхождения ребенка в мир музыки. В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации.

Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение птиц - постукиванием по хрустальному стаканчику) и т. п.

Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер. Задачи экспериментирования усложняются о возраста к возрасту.

В младшей группе дети учатся определять предмет по издаваемому звуку: «Что звучит». А также различать музыкальные и шумовые звуки : «Музыка или шум

В средней группе детей подводят к пониманию причин возникновения звуков:

«Почему все звучит?», «Откуда берется голос?»

В старшей группе детям объясняют, как распространяются звуковые волны, подводят к пониманию возникновения эха («Где живет эхо?», а также выявляют причину возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера, причины усиления и ослабления звука («Как сделать звук громче», «Коробочка с секретом» и др.)

Задачами подготовительной группы является выявления особенностей передачи звука, причин происхождения высоких и низких звуков, частоты звука («Почему комар пищит, а шмель жужжит», «Поющая струна»

В построении образовательного процесса целесообразно включать циклы занятий по музыкальному экспериментированию, содержащие следующие разделы: «Где живут звуки?» (темы «Звуки улицы», «Звуки дома», «Звуки природы»); «Звук живет в любом предмете» (темы «Деревянные и металлические звуки», «Стеклянные звуки»).

Дети могут сами изготавливать самодельные шумовые музыкальные инструменты из бросового материала – шумелки, сопелки, звенелки, шуршалки, щипалки и т. п К изготовлению инструментов целесообразно привлечь родителей.

Шумовые ударные инструменты можно использовать очень широко и разнообразно, особенно в работе с маленькими детьми. Например, озвучивая сказку «Теремок», дети получают представление о тембрах различных музыкальных инструментов, подбирают для каждого персонажа соответствующий инструмент, овладевают способами элементарного музицирования.

При слушании сказки в старшем дошкольном возрасте можно предложить детям отгадать сказочных персонажей по звучанию музыкального инструмента, пропустив слова, обозначающие персонажей. Это непростое задание для детей, но очень интересное и полезное, развивающее мышление, воображение, реакцию и память.

Музыкальные инструменты с самого начала работы с детьми используют вместе с певческим голосом, природными инструментами (руками и ногами, издающими ритмичные звуки- хлопки, притопы и. д.) Эту гамму звукоизвлечений следует дополнить, расширить и улучшить маленькими ударными инструментами без определенной высоты звука: трещотками, деревянными палочками, тарелочками, треугольниками, кастаньетами, различного рода деревянными и кожаными барабанами, бубецами и другими подобныви инструментами.

Затем к данным инструментам, применяемым в качестве звукокрасочных и ритмических, присоединяются ударные инструменты с фиксированной высотой звука: разной формы штабшпили (металлофоны, ксилофоны, стеклянные сосуды).

Штабшпили являются связующим звеном между мелодическими и ритмическими инструментами и образуют основу звучащего ансамбля.

Работая в лаборатории, можно создать мини-музей, оформить тематические выставки: «Волшебные звуки музыки» (творческие работы детей, родителей, педагогов, «Музыкальные инструменты руками детей», «В царстве звуков», а также фотосессии по мероприятиям, в которых дети могут использовать музыкальные инструменты, сделанные своими руками.

Как уже говорилось выше, значение музыкальных экспериментов неоспоримо для интеллектуального развития детей – они конценрируют внимание, авктивизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.

Овладение детьми определенными знаниями, умение создавать свой собственный музыкальный инструмент, сочинить собственную мелодию на нем, позволит почувствовать свою значимость, самостоятельность, а участие в выставках, концертах, фото-сессиях дадут родителям исчерпывающую информацию об эффекте применяемых методов, средств и форм музыкальной деятельности.

Кроме того, в процессе музыкально-экспериментальной деятельности дети научатся правильно использовать музыку в своей жизни, чтобы она могла служить во благо ребенка, а не во вред.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия. Экспериментирование в старшей группе «Воздух-невидимка»Конспект открытого занятия. Экспериментирование в старшей группе «Воздух-невидимка» .

Конспект «Игра — экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста» Технологическая карта НОД Тема мероприятия. Приключение в стране Королевы Песчинки Чаловой Лидии Александровны Воспитатель ГБДОУ №29 высшей.

Конспект НОД в старшей группе «Воздух вокруг нас». Экспериментирование с воздухом Тема НОД: «Воздух вокруг нас» Тип НОД: интегрированное Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста Цель НОД: ознакомление детей.

Конспект НОД «Экспериментирование с овощами. Красящие и косметические свойства овощей» Конспект занятия в средней группе «Эксперименты с овощами. Красящие и косметические свойства овощей» Программное содержание: Образовательные.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Экспериментирование со снегом и льдом» .

Конспект открытого занятия в средней группе «Путешествие в волшебный городок игрушек». Экспериментирование с бумагой Конспект занятия в средней группе «Путешествие в волшебный городок». Цель: развитие познавательной активности детей среднего возраста посредством.

Конспект занятия «Королевство зеркал». ЭкспериментированиеКонспект занятия «Королевство зеркал». Экспериментирование Цель: Создание условий для формирования элементарных научных представлений в процессе экспериментальной деятельности через ознакомление.

Конспект занятия в средней группе «Музыкальное путешествие» Музыкально – тематическое занятие в средней группе. Тема: «Музыкальное путешествие». Цель: Обучать детей выразительному пению. Продолжать.

Конспект занятия «Сказка про музыкальное дерево»Конспект занятия «Сказка про музыкальное дерево» СКАЗКА- ПРО МУЗЫКАЛЬНОЕ ДЕРЕВО Цель: Воспитывать эмоциональный отклик на музыку различного характера, привлекать внимание к её содержанию. Знакомство.

Конспект занятия «Экспериментирование с водой» в первой младшей группеКонспект занятия «Экспериментирование с водой» в первой младшей группе 1. Воду можно покрасить Задачи: уточнить знания детей о свойствах воды; показать, как можно сделать воду цветной; воспитывать бережное отношение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Музыкальное экспериментирование»
Опубликовано: 30 мая 2018 в 18:04
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД