Фокина Екатерина
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Экспериментирование со снегом и льдом»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные
- Формировать у детей представления об окружающем мире ( предметах и явлениях неживой природы: снеге и льде).
- Экспериментируя со снегом и льдом, учить выделять в них существенные свойства и качества, находить отличительные и сходные признаки.
-Выработать у детей технологические навыки в организации опытов, прослеживать результаты и фиксацию их с помощью условных знаков.
Развивающие
- Развивать умение анализировать и делать выводы.
- Формировать грамматически правильную речь.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „Экспериментирование со снегом и льдом“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Снег и лед. Свойства, эксперименты, игры
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Снег. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
- Упражнять в образовании однокоренных слов.
Воспитательные
-Воспитывать положительное отношение к персонажу – Снеговику.
- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, к результатам опытов.
Материал к занятию: сумка-холодильник, снеговичок, оборудование для экспериментирования со снегом и льдом (лупы на каждого ребёнка, емкости, салфетки, снег и лёд
Предварительная работа. Наблюдения за снегом, действия со снегом (разгребаем лопатой, лепим снежные фигурки и др, загадывание загадок о снеге, чтение детских художественных произведений «Снегурочка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Заюшкина избушка».
Содержание образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Приветствие гостей и друг друга!
Доброе утро! (Поворачиваются к гостям и друг к другу)
Улыбнись скорее! (Разводят руки в стороны).
И сегодня весь день (Хлопают в ладоши)
Будет веселее!
Мы погладим лобик,
Носик и щечки.
Будем мы красивыми, (Постепенно поднимают руки вверх, выполняют фонарики)
Как в саду цветочки!
Разотрём ладошки
Сильнее-сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее-смелее!
Ушки мы теперь потрем,
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!
2. Игровая мотивация.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня обещал прийти совсем необычный гость. А кто он, догадаетесь сами, если отгадаете мою загадку. Слушайте внимательно.
Этот товарищ к морозам привык.
Зимних сугробов родня… (Снеговик)
Воспитатель: Конечно, это Снеговик. И прячется он вот в этой сумке-холодильнике (Достаёт Снеговичка и показывает детям).
Как вы думаете, почему он спрятался в сумку-холодильник (чтобы не растаять от тепла).
Воспитатель: Наш гость такой маленький, поэтому его можно назвать…
Дети: Снеговичок (Произнести это слово по - одному, всем вместе).
Воспитатель: Ребята, а в Снеговике прячется слово, которое вы хорошо знаете. Попробуйте назвать его.
Дети: снег.
Воспитатель: Ребята, а в каких ещё словах может прятаться «снег»? Вспомните и назовите их.
Дети: Это - Снегурочка, снегопад, снегирь, снегоход, снегокат, снежинка, подснежники др. (образовались не от слова «снег», а «снежок»).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Много назвали интересных слов. И их можно назвать «снежными», потому что в них живёт «снег». Запомните их.
Воспитатель. Поиграли со словами. А теперь сюрприз, который приготовил для вас Снеговичок. И лежит он в сумке-холодильнике. Догадайтесь, что это за сюрприз?
Дети. Может быть, это снег.
Воспитатель. Давайте заглянем в сумку-холодильник и посмотрим, что там за сюрприз спрятан.
(Воспитатель достает миску со снегом)
Воспитатель: Что это, ребята?
Дети: Снег.
Воспитатель: А какой снег?
Дети: Белый, пушистый, холодный.
(Воспитатель достает ещё одну миску, но уже со льдом)
Воспитатель: А это что?
Дети: Лёд.
Воспитатель: А какой лёд?
(Дети трогают лёд руками)
Дети: прозрачный, холодный, твердый.
Воспитатель: Ребята, чтобы лучше познакомиться со свойствами снега и льда, Снеговичок приглашает нас в снежную лабораторию. Вы хотите туда отправиться?
Дети: Да.
Воспитатель: Ну, что же отправляемся.
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём, а потом гулять пойдём.
Воспитатель: Вот мы и пришли, подходите к столам и садитесь.
3. Экспериментальная деятельность в снежной лаборатории
Опыт №1. «Определение качества снега и льда».
На столах лежат кусочки льда и снега. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите в одну руку снег, а в другую лёд и скажите, что у них общего?
Дети. И снег, и лёд – холодные, тают на тёплой ладошке (обе ладошки стали мокрые).
Воспитатель. А чем они отличаются друг от друга?
Дети. Лёд твердый, а снег мягкий. А ещё лёд тяжёлый, а снег лёгкий. Если их сравнить по цвету, то снег белый, а лёд бесцветный.
Вывод: снег и лед одинаково холодные, но снег легкий, мягкий, а лед тяжелый, твердый.
Опыт № 2: «Воздействие температуры»
Воспитатель: Ребята, я положу в один стаканчик лед, а в другой стаканчик — снег. Посмотрите на мои ладошки. Какие они? Мокрые. Почему? Лед и снег начали таять от тепла рук. Теперь мы поставим эти ёмкости со льдом в тёплое место (на батарею) и вернемся к ним позже.
Опыт №3. «Определение прозрачности».
Теперь положите под кусочек льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет.
Дети. Под снегом не видно ничего, а подо льдом видно. Какой можно сделать вывод?
Вывод: Лёд прозрачный, а снег – непрозрачный.
Опыт №4. «Тонет - не тонет».
Воспитатель. Тонет ли лед? А снег? (Дети высказывают свои предположения). Давайте проверим.
В один стакан с водой комнатной температуры кладем комочек снега в другой лед, наблюдаем, что происходит (не тонут, легче воды).
Вывод: Лед и снег не тонут.
Опыт №6 «Определение запаха». Ребята как вы думаете, а снег и лед имеют запах? (ответы детей). Давайте проверим.
Вывод: Лед и снег не имеют запаха.
Опыт №5. Определение плотности.
А теперь возьмите палочку и попробуйте разрыхлить снег. Получается?
А сейчас лёд. Что заметили? Какой вывод можно сделать?
Вывод: Снег - рыхлый, лёд – твердый.
Продолжение опыта №2.
Воспитатель: Давайте вернёмся к нашему опыту на воздействие тепла на лёд и снег. Проверим, что произошло со снегом и льдом в тёплом месте. (Дети встают и подходят к воспитателю). Что вы видите? (Воду.) Что можно сказать про лед? (Лед растаял в тепле, превращаясь в воду.) А про снег? (Он тоже растаял и превратился в воду). Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду.
Какой можно сделать вывод?
Вывод: Снег и лёд под воздействием тепла тает.
4. Рефлексия.
Воспитатель. Вам понравилась встреча со снеговиком. Куда он нас пригласил для экспериментирования со снегом и льдом. Что нового и интересного вы узнали о свойствах снега и льда. Давайте всё это вспомним, опираясь на схемы.
Дети: Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, не имеет запаха, под действием тепла превращается в воду.
Лед – бесцветный, прозрачный, хрупкий, не имеет запаха, под действием тепла превращается в воду.
Воспитатель: Ой, ребята, а наш Снеговичок тоже сделан из снега, а в группе у нас тепло. Что с ним может произойти?
Дети: Он может растаять.
Воспитатель: Да, ребята, поэтому нам надо с ним попрощаться, пора ему возвращаться в своё снежное царство.