Юлия Абалтусова
Музыкальные игры, обучающие детей танцевальному искусству
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Воротики»
Цель игры : Обучить детей восприятию ритмического разнообразия / долгие, короткие звуки/ посредством движений под музыку.
Музыкальный материал : «Марш» И. Дунаевского,
«Полька» С. Рахманинова.
Движения, используемые в игре:
Энергичный шаг на полной стопе.
Легкий бег на носочках.
Методика проведения игры :
Дети делятся на первые и вторые номера.
Публикация «Музыкальные игры, обучающие детей танцевальному искусству» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Дети с одинаковыми номерами делятся на пары, образуют круг. Пары под первыми номерами чередуются с парами под вторыми номерами.
Под звучание марша все дети парами идут по кругу энергичным шагом на полной стопе /высоко поднимая колени/, Свободно и энергично взмахивая руками.
С окончанием звучания музыки /в паузе между музыкальными отрывками/ педагог дает команду, например: «Первые номера!» - и это значит, что дети, стоящие под этими номерами, должны быстро поднять сцепленные руки вверх, образуя «воротики».
Под звучание польки не названные номера легким бегом пробегают в «воротики», образованные названными номерами.
Далее игра поводится сначала, но «воротики» могут образовывать другие номера. С целью концентрации внимания детей педагог может называть одни и те же номера несколько раз подряд.
«Передай мяч»
Цель игры : обучить детей восприятию контрастных динамических оттенков в движении.
Музыкальный материал : «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
Движения, используемые в игре: плавные движения рук влево и вправо в процессе передачи мяча с соответствующим поворотом корпуса и головы.
Методика организации игры
Дети стоят, образуя круг.
Педагог оговаривает с ними условия игры : под громкое звучание музыки мячик передавать вправо, под тихое - влево.
Игра продолжается столико, сколько она вызывает эмоциональный отклик у детей.
Примечания:
1. Педагог перед началом игры обязательно должен напомнить детям о динамике звука, т. е. о силе звучания музыки /тихо-громко/.
2. В процессе игры очень важно, чтобы дети реагировали на смену динамики без суеты и разговоров, внимательно слушали музыку.
3. музыкальному руководителю необходимо объяснить детям, что под громкую музыку движения рук могут быть более энергичными и волевыми, а если музыка звучит тихо – более нежными и плавными.
Игра «Жмурка»
Цель игры : обучить детей восприятию смены темпа в музыке и точной реакции на нее посредством движения.
Музыкальный материал : русская народная песня «Из-под дуба». медленный и быстрый вариант.
Движения, используемые в игре: легкий бег и приседания на одно колено с прямой спиной.
Методика организации игры :
Музыкальный руководитель выбирает среди детей «жмурку», а остальных детей настраивает на определенные движения, то есть под медленное исполнение музыки они должны сидеть на одном колене с прямой спиной, под быстрое – двигаться легким бегом по залу.
Звучит медленная часть песни «Из-под дуба»; дети опускаются на одно колено, Жмурка ходит между ними.
Под быструю часть музыки дети легким бегом передвигаются вокруг жмурки, задирают «спящего» жмурку.
С окончанием музыки жмурка ловит детей.
Если жмурка догоняет кого-либо, то они меняются ролями.
Игра повторяется несколько раз.
Примечания:
1. Музыкальный руководитель перед началом игры напоминает детям о музыкальном темпе и его разнообразии.
2. Передвигаться легким бегом и «задирая» жмурку, дети должны вести себя этично, следить за своими движениями.
3. Избегать столкновений.
Игра «Верные друзья».
Цель игры : обучить детей восприятию многочастного музыкального произведения и согласовывать свои движения с музыкой каждой части.
Музыкальный материал : Попурри на тему русских народных песен: «Ах, вы сени…», «Во саду ли, в огороде…», «Ой, то не вечер».
Движения, используемые в игре: притопы одной ногой, хлопки с притопом; «пружинки», «ковырялочка»; подскоки на месте, кружение вокруг себя.
Методика организации игры
Звучит песня «Ах, вы сени», под которую дети простым шагом идут по кругу, взявшись за руки.
Звучит песня «Ой, то не вечер», под которую каждый ребенок ищет себе пару и, найдя, кружится с нею.
Звучит песня «Ах, вы сени», под которую дети идут по кругу, но уже парами.
Звучит «Частушка». Дети останавливаются, разворачиваются в парах лицом друг к другу и выполняют пляску по показу.
Под звучание песни «Ах, вы сени» два круга двигаются противоходом, руки на поясе.
Под звучание песни «Во саду ли» дети легким бегом разбегаются в разные стороны.
Под музыку песни «Ах, вы сени» дети бегут и ищут себе пару, поднимают сцепленные руки.
Побеждает та пара, которая сделает это первой.
Примечания
1. Педагог предварительно рассказывает детям, что музыка иногда бывает из двух и более частей, которые различны по динамике настроению и темпу.
2. В процессе игры музыкальный руководитель напоминает сюжет игры.
3. Когда игра усвоена, можно обойтись без реплик.
Игры, формирующие у детей представление о жанровом разнообразии в танцевальной музыке.
Игра «Круг и кружочки».
Цель игры : формирование у детей представления о вальсе на основе некоторых его элементов.
Музыкальный материал : «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
Движения, используемые в игре: шаг вальса /вперед-назад/ и плавные движения рук и корпуса.
Методика организации игры
Педагог делит детей на 3-4 равные подгруппы по 5-6 человек, производя в каждой из них расчет по номерам.
На вступление дети встают в круг, лицом к центру и выполняют движения:
- плавное поочередное движение рук вверх и вниз перед собой.
- плавное поочередное движение руками в стороны.
По сигналу музыкального руководителя вызываются определенные номера, которые перестраиваются в маленькие кружки. Движение продолжается шагом вальса со сцепленными руками.
Далее педагог вызывает другие номера.
Примечания
1. Если музыкальный руководитель почувствовал, что вальсовые движения представляют трудность для детей, то их можно заменить простым легким шагом, а шаг вальса отрабатывается индивидуально.
2. Избегать «шаркающего шага.
Игра «Змейка».
Цель игры : формирование у детей представления о польке на основе некоторых ее элементов.
Музыкальный материал : «Полька» С. Рахманинова(1часть,
«Вальс» А. Грибоедова (11 часть).
Движения, используемые в игре:
1. Шаг польки.
2. Шаг вальса
3. Плавные движения рук.
4. Покачивание корпуса.
Методика организации игры
Педагог делит детей на три группы и выстраивает в колонны в указанных местах зала.
Под звучание польки все дети передвигаются по залу «змейкой».
Под музыку вальса, стоя на месте, дети выполняют:
- плавные движения руками вверх-вниз перед собой.
- шаг вальса вперед-назад или в стороны.
С прекращением музыки все дети бегут на свои места.
Выигрывает та команда, которая построилась раньше других.
Примечания
1. Музыкальный руководитель может предоставлять детям свободу выбора движений под музыку вальса, оговорив предварительно с ними варианты движений.
2. Выстраивая колонны в конце игры, дети не должны суетиться, не толкаться и не создавать хаос, иначе жажда победы может возобладать над нравственно-этическими задачами игры.
Игра «Цветные звездочки».
Цель игры : формирование у детей представление об элементах народного танца.
Музыкальный материал : «Из – под дуба» р. н. п.
Движения, используемые в игре:
1. Переменный шаг.
2. Шаг с подскоком.
Атрибуты: Разноцветные звездочки.
Методика организации игры
Музыкальный руководитель расставляет в зале 2ряда стульев параллельно друг другу. Расстояние между рядами 2метра, равное количество с обеих сторон.
Дети рассаживаются на стулья напротив друг друга.
В начале образованного коридора стоит воспитатель и держит в руках разноцветные звездочки.
Звучит 1 часть песни «Из – под дуба» в умеренном темпе. Дети, сидящие последними в каждом ряду двигаются к воспитателю переменным шагом, их места занимают соседние дети.
Под более подвижное звучание музыки дети, бегом оббегают каждый свой ряд, стараясь первым прибежать к воспитателю.
Победителю вручается звездочка. Если дети прибегают одновременно, даются обоим.
Играют все дети.
Побеждает команда с большим количеством звезд.
Примечание
1. Оценивать не только скорость, но и качество исполнения
2. Подгруппы можно создать девочки – мальчики, или смешанные.
Игра «Забавная игра.
Цель: расширение знаний детей о народных танцах с помощью новых элементов.
Музыкальный материал : 1. «Во саду ли, в огороде» р. н. п.
2. «Ах. Вы сени» р. н. п.
Движения, используемые в игре:
1. «Ковырялочка» с притопом.
2. Полуприседание с выбросом ног.
3. Переменный шаг.
Методика организации игры
Все дети стоят в кругу со сцепленными руками, образуя «воротики».
Заранее назначенные солисты под музыку пробегают в воротики
С окончанием музыки «воротики» опускаются, а оставшиеся в кругу дети пляшут под музыку «Ах, вы сени», импровизируя знакомые движения русского танца. Остальные хлопают в ладоши.
Игра повторяется несколько раз.
Примечания:
1. Назначать солистов можно считалкой, или по желанию.
2. Пробегая в воротики, дети не должны суетиться, или толкаться
3. Солисты – нарушители ставятся в общий круг.
4. Если дети используют в танце собственные движения, не оговоренные игрой, останавливать их не нужно, а наоборот, нужно подбодрить доброжелательной оценкой.
Игра «Музыкальные загадки».
Цель игры : закрепление у детей представлений о жанровом разнообразии танцевальной музыки посредством соответствующих элементов движений.
Музыкальный материал : 1. «Вальс» П. И. Чайковский
2. «Полька» С. Рахманинова»
3. «Краковяк» М. Глинки.
4. «Менуэт» И. С. Баха.
5. «Из – под дуба» р. н. п.
Движения, используемые в игре:
1. Шаг вальса.
2. Шаг галопа.
3. Шаг польки.
4. Шаг менуэта.
5. Переменный шаг.
Атрибуты: Картонные нотки.
Методика организации игры
Воспитатель делит детей на несколько групп.
Дети строятся в параллельные колонки, педагог становится в противоположном конце зала.
Под звучание музыкального отрывка первые дети двигаются к педагогу соответствующим шагом.
Если ребенок услышал и правильно исполнил движение – получает ноту
Далее игра проходит под звучание другой музыки.
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество ноток.
Примечания
1. Мелодии можно исполнять в разной последовательности. Звучать не более 8-10 сек.
2. Педагог должен подбодрить проигравших детей.
3. Отметить наиболее красиво исполненное движение.
Игры, развивающие у детей творческие
способности.
Игра-импровизация «Веселый паровозик»
Цель игры : Изображение посредством движений
паровозика с вагончиками и разнообразной растительности.
Музыкальный материал : аудиозапись «В деревню к бабушке поеду». Муз. Протасова.
Движения, используемые в игре:
1. Топочущий шаг.
2. Поступательные движения руками, согнутыми в локтях и с зажатыми кулачками.
3. Импровозационные движения детей.
Методика организации игры
Педагог беседует с детьми о видах транспорта во время путешествия, опираясь на жизненный опыт. После чего предлагает детям превратиться в веселый паровозик с вагончиками.
Педагог распределяет роли по желанию детей.
Обсуждает вместе с детьми характерные черты того или иного образа, например кустики- маленькие и густые, деревья большие и крепкие, паровозик веселый и гордый, а вагончики- любопытные.
Воспитатель создает мизансцену, определяет месторасположение станций, располагает деревца и кусты.
На вступление участники занимают свои места.
Звучит первая часть, во время которой паровозик и вагоны «едут» мимо деревьев и кустов, те приветливо наклоняются к ним.
На вступление деревья образуют круг- густой лес, паровоз стоит на станции.
Исполняется вторая часть паровозик проезжает по лесу в любом направлении.
Игра – импровизация «Щенок и бабочка».
Цель игры : Создание образов щенка и бабочек посредством движений.
Музыкальный материал : аудиозапись «Щенок и бабочка». Сборник «Ладушки».
Движения, используемые в игре:
1 Бег на носочках.
2. Плавные взмахи руками
3. Бег с подскоками.
4. Импровизированные движения.
Атрибуты: Шляпки, шапочка для щенка, обруч.
Методика организация игры :
Педагог предлагает детям отправиться на летнюю лужайку с множеством цветов, бабочек и маленьким щенком.
Домик щенка отмечен обручем.
Вступление – щенок просыпается в своем домике, он радуется. Музыка А – щенок скачет вокруг своего домика, машет лапкой солнышку. Птички летают около него.
Музыка Б – к щенку подлетают любопытные бабочки, кружатся около него, поддразнивают и красуются своими крыльями.
Музыка В – Щенок догоняет бабочек.
Бабочка, которую он поймал, становится щенком.
Примечание: Важно, чтобы, убегая от щенка, бабочки не выходили из образа (легкий бег, плавные взмахи крыльями, нежность, хрупкость).
Игра- импровизация «Звездопад»
Цель игры : Создание посредством движений образов цветов и звезд.
Музыкальный материал : аудиозапись «Падают белые звезды» муз. Протасова.
Движения, используемые в игре:
1. Легкий бег на носочках.
2. Бег с подскоками.
3. Переменный шаг в сторону и вперед.
4. Свободные движения руками.
5. Имповизационные движения
Атрибуты: «Звездные короны», цветочные веночки.
Методика организации игры :
1-й этап. Педагог беседует с детьми о любимых цветах и приглашает их на чудесную полянку, где растут прекрасные и нежные цветы.
Распределяются роли по желанию детей.
Музыка А – свой танец исполняют цветы, импровизируя движения.
Музыка Б – к цветам слетаются звездочки, кружась, летая и вдыхают аромат цветов
Под звучание проигрыша цветы испуганно садятся на корточки и опускают головки.
Вторая часть. Каждая звездочка танцует возле своего цветка, хочет ему понравиться и подружиться с ним. Если цветку понравился танец звездочки, он может по своему желанию поднять головку и покачивать ею, или подняться и потанцевать со звездой.
На окончание машу друг другу ладошками.
Игра удивительна…Она в разных формах сопровождает человека на пути его исторического развития – от глубокой древности до современности. Ею пронизан весь быт человека.
Игра всегда была не просто развлечением, а скорее учебой, наставлением. Она развивала способности человека, сообразительность, наблюдательность, ловкость, все это требовалось ему в быту.
По определению психологов и педагогов, игра является основной формой деятельности ребенка. Ему легче именно в игре выплеснуть накопившиеся эмоции.
Культура детской игры, конечно, возникла и развивалась в русле взрослой культуры, точно так же, как и детский быт, всегда был связан с бытом взрослых. Издавна игры сопровождали жизнь человека. Ритуально – игровые элементы мы можем встретить и в календарных обрядах и игрищах / Святки, Масленица, Троица и т. д. /
Народная детская игра – частичка национальной культуры. В этих играх много юмора, шуток, соревновательного задора, часто они сопровождаются считалками, очень любимыми детьми. Как правило, народные игры лаконичны, выразительны
И хотя человек на протяжении всей своей жизни остается верен игре, все же само слово «игра» неразрывно связано в нашем восприятии именно с детством.
Очень ценны музыкальные игры, так как музыка вызывает у любого человека моторную реакцию. Нередко эта реакция остается скрытой, выражаясь лишь в изменении мышечного тонуса. Педагогу необходимо создать условия для естественного проявления моторных реакций в движениях всего тела ребенка. Это способствует развитию у детей творческой активности. Воображения, умения слушать, воспринимать, Оценивать свои движения и соотносить их со звучащей музыкой.
Каждая музыкальная игра имеет четкую педагогическую направленность и является средством, при помощи которого педагог учит ребенка воспринимать музыку, передавая в движениях ее содержание и особенности, что является основной целью в работе над музыкальными играми.
Выразительность и музыкальность движений опирается на общее и физическое развитие детей, крепость мышц, ловкость и координированность движений. Что способствует совершенствованию у детей навыков, приобретенных на занятиях /хорошая осанка, пластичный шаг, бег, прыжок, умение ориентироваться в пространстве/.
К числу конкретных задач в работе над музыкально-ритмическими играми относятся :
Развитие чувства ритма;
Освоение посредством движений контрастной динамики и темпового разнообразия;
Формирование точных двигательных реакций на смену характера музыки и разнообразие музыкальных жанров;
Развитие музыкально-двигательной памяти.
Основные виды движений, используемых в музыкально-ритмической деятельности, можно условно разделить на три группы:
1. Движения, связанные с общим физическим развитием детей и навыками, приобретенными на занятиях по ритмике.
2. Танцевальные движения /шаг польки, галоп, переменный шаг, поскоки и т. д. /
3. Имитационно-подражательные и импровизационные движения /щенок, веснушки, бабочки и т. д. /
Эти группы движений объединяются в соответствующие виды музыкально-ритмические игры :
Игры, обучающие детей восприятию музыкальной выразительности посредством культуры движения;
Игры, формирующие у детей представление о музыкальных жанрах в танцевальной музыке;
Игры, формирующие творческие способности детей.
Игры – хороводы.
Хороводы представляют собой песни для сопровождения движений и поэтому имеют простую мелодику. Любое движение в них требует от детей выражение различных образов, чувств, поэтому в каждом случае дети должны уметь привнести в движение характерность, присущую данной песне.
Хороводы повествуют о природе, фольклорных персонажах, о повседневной жизни людей. Это доступно для детского восприятия, а значит, может вызывать у ребенка интерес и желание принять участие в совместной деятельности.
Прежде чем начать разучивать с детьми хоровод-игру, педагог сам должен хорошо его освоить: разобраться в содержании игры, определить характер музыки, выучить песенный материал, а также проверить на себе движения. На подготовительном этапе педагог должен заинтересовать детей образами, вспоминая с ними необходимые детали.
Затем педагог должен познакомить детей с песенным материалом хоровода, продумывая методику работы над ним. Хороводную песню разучивают заранее для того, чтобы они хорошо усвоили мелодию, содержание всех куплетов, это облегчит работу над композицией в дальнейшем.
Далее можно приступать к знакомству с движениями и перестроениями игры-хоровода.