Лучший педагог года

Консультация «На что обратить внимание психологу ДОУ при работе с родителями одарённых детей»

Екатерина Спирина
Консультация «На что обратить внимание психологу ДОУ при работе с родителями одарённых детей»

В своей профессиональной деятельности каждый из нас ведёт работу с одарёнными детьми. Мы стараемся гармонизировать их развитие и помогаем раскрыть свои таланты. Для этого нам необходимо не только заниматься с ребёнком, но и обратить внимание на семью, в которой он находится.

Для себя я выделила несколько типов родителей, относительно их отношения к одарённости своего ребёнка и, проанализировав литературу, обобщила полученные типы:

Публикация «Консультация „На что обратить внимание психологу ДОУ при работе с родителями одарённых детей“» размещена в разделах

Родители, которые недовольны тем, что у ребенка не получаются одинаково хорошо различные виды деятельности, которые отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования. (Отрицательное отношение по Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкому)

Родители, которые готовы поддерживать своего ребёнка, принимают его и советуются со специалистами (Положительное отношение по Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкому)

Родители, которые хотят «сохранить» детство ребёнка, прировнять его к «норме». (Игнорирующее отношение по Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкому)

Родители, которые всячески обращают внимание на одарённость своего ребёнка, не видят минусов и уверены, что их ребёнок «гениален». Пытаются самоутвердиться за счёт ребёнка. Отдают его в огромное количество кружков и т. п. (Гиперсоциализация по А. В. Варгой)

Было бы идеально, если после этого мы могли бы дать какой-либо алгоритм взаимодействия с различными типами родителей, но как вы сами понимаете, здесь требуется консультативная работа с каждой отдельной семьей, раскрытие смыслов и создание индивидуального маршрута.

Но я призываю к тому, чтобы мы в своей работе обращали внимание на эти маркеры в поведении и призывали взрослых к беседе.

Так же хотелось бы обратить внимание на то, что у многих одарённых дошкольников (даже с позитивным отношением к одарённости) самооценка значительно ниже, чем у сверстников. Это связано с завышенными родительскими ожиданиями, не соответствующими возрасту. А ребёнок всегда желает понравиться своему родителю. Поэтому особенно важна просветительская работа с родителями относительно особенностей возраста.

Большинство приведённых выше типов родителей часто объединяет одно – непонимание своего ребёнка и не принятие его особенностей, поэтому приведём в пример элементы тренинга, которые вы можете использовать в своей работе.

Упражнения, помогающие родителям лучше понять особенность своего ребё нка:

Упражнение «Перекинь мяч»

Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.

Материалы: мяч.

Процедура: Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с. на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с. на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!

Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.

Вопросы для обсуждения:

1. Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?

2. Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?

3. Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?

Упражнение «Творческая жизнь»

Цель: обобщить представление частников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.

Материалы: бумага, ручки.

Процедура: Участники объединяются в группки по 5-6 человек, получают задание: Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь», и записать их. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них (т. е. не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т. п.).

Обсуждение в группе разобрать все варианты. Пример: 1. Регулярно выполнять физические упражнения; 2. Овладеть техникой медитации и релаксации. 3. Ведите дневник, пишите рассказы, стихи, песни записывайте умные мысли. 4. Расширяйте кругозор своих интересов и др.

Список литературы:

1. Психологическая карта учащегося группы риска: диагностика и сопровождение/ авт. -сост. И. В. Чумаков, - Волгоград: Учитель, 2008г. -462 с.

2. Ломтева Т. А. «Большие игры маленьких детей. Учимся понимать своего ребенка (от 0 до 14 лет). – М. : Дрофа- Плюс, 2005.- 272с. : ил. - (Психология для всех и для каждого).

3. Богоявленская М. Е. Природа проблемм одаренных. // Одаренный ребенок, №4- 2004. с. 58-60. 6. Боно Э. Учите своего ребенка мыслить. – Мн.. 2005.

4. Гиппиус С. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. – СПб., 2001. 8. Гришина Н. Ю. Ситуация успеха в действии. // Одаренный ребенок, №1-2005. С. 66-76.

5. Доровский А. И. Некоторые аспекты перевода потенциальной одаренности в явную. // Одаренный ребенок, №1-2005. с. 28-29.

6. Кашапов М. М., Адушева Ю. А. Абнотивность как качество педагога, значимое для работы с одаренными учащимися разного возраста. // Одаренный ребенок, №6- 2004. С. 48-50.

7. Моренко Е. С. Становление личности творчески одаренного ребенка. // Одаренный ребенок, №1- 2005. с. 77-80.

8. Одаренные дети : Пер. с англ. / Общ. Ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого; Предисл. В. М. Слуцкого. -М. : Прогресс, 1991.

9. Психология Одаренности детей и подростков. / Под. ред. Лейтеса Н. С. М. : Академия,1996.

10. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. - М. : Издательский центр Академия, 2000.

11. Толмачева Н. А. Одаренность как педагогический и психологический феномен. // Одаренный ребенок, №4-2004. с. 58-60.

Публикации по теме:

«Внимание! Открытые окна». Консультация для родителей«Внимание! Открытые окна». Консультация для родителей Лето в разгаре. Каждую секунду мы стремимся насладиться солнцем, теплом, природой, свежим воздухом, стараемся выбраться за город в выходные.

Государственные программы развития системы поддержки одарённых детей "Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает государство слабым". Ф. Вольтер В настоящее время внимание к проблеме одарённых.

Консультация для родителей «Что такое внимание?» . Жил человек рассеянный На улице Бассейной. наверно многие помнят это стихотворение С. Маршака. Как часто наши дети похожи на такого.

Консультация для родителей «Обучение детей работе в тетради в клетку»Консультация для родителей «Обучение детей работе в тетради в клетку» «Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь» учат не только в школе, но и детском саду. Сейчас учителя желают получить первоклассников,.

Консультация для родителей «Внимание! Дорога!» Уважаемые мамы и папы! Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах - соблюдать правила дорожного движения! Воспитание.

Консультация для родителей «Внимание, паводок!»Консультация для родителей «Внимание, паводок!» После снежной зимы происходит обильное таяние снега, что является причиной значительного подъёма уровня воды в реках, иногда сопровождающееся.

Консультация по ПДД «Внимание — дорога!»Консультация по ПДД «Внимание — дорога!» С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных.

Консультация «Развиваем внимание и память через дидактические игры»Консультация «Развиваем внимание и память через дидактические игры» Консультация "Развиваем внимание и память через дидактические игры" «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого - деятельность,.

Личностные особенности одарённых детей «Одарённый», «способный», «талантливый» - эти слова довольно часто (особенно в последнее время) произносятся педагогами, психологами и родителями.

Развиваем слуховое внимание у детей. Консультация для родителей Внимание является необходимым условием любой деятельности. Человек, хорошо владеющий своим вниманием, как правило, отличается такими положительными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «На что обратить внимание психологу ДОУ при работе с родителями одарённых детей»
Опубликовано: 14 декабря 2020 в 14:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД