Евгения Бондаренко
Наиболее интересная педагогическая система прошлого
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее интересная педагогическая система прошлого
«Только личность может влиять на воспитание и развитие
другой личности». К. Д. Ушинский.
"Детей нет – есть люди» Я. Корчак
У педагогов прошлого, педагогов по призванию, то есть настоящих асов своего дела учишься многим тонкостям детской психологии, так необходимой в педагогической деятельности. Мне близки две системы воспитания Я. Корчака и К. Д Ушинского. На мой взгляд, одна дополняет другую. В идее воспитания Януша Корчака главная мысль - это, прежде всего любовь к детям, но не слепая любовь, а все понимающая и все видящая. Исходя из нее, педагог никогда не навредит ребенку. Из любви к ребенку можно строго с ним поговорить не нравоучительно, а отнестись к нему, как к человеку способному самостоятельно контролировать свои поступки и анализировать свое поведение. Направить, помочь, поддержать - важные моменты в педагогике. Главное все это делать, с целью воспитать настоящего человека. Я. Корчак не уставал повторять: "Детство – фундамент жизни. Без безмятежного, наполненного детства, последующая жизнь будет ущербной: Ребенок – это ученый в лаборатории, напрягающий свою волю и ум для решения труднейших задач". Суть, стержень системы воспитания по Я. Корчаку – это долгий процесс пробуждения и развития в ребенке потребности к самосознанию, самоконтролю и воли к самосовершенствованию. Я. Корчак настойчиво требовал признания равноценности и самоценности личности ребенка, признания за ним права на индивидуальность. «Предметом воспитания» является человек, и «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Развитие личности ребенка – это сложный процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, поэтому существует множество подходов к определению сущности личности, но все они сводятся к пониманию личности как социального существа. У К. Д. Ушинского личность ребенка формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой педагогом деятельности формируется в ребенке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого. Ушинский К. Д. предъявлял высокие требования и к личности детской “садовницы”; он представлял ее “обладающей педагогическим талантом, доброй, кроткой, но в то же время с твердым характером, которая бы по страсти посвятила себя детям этого возраста и, пожалуй, изучила все, что нужно знать для того, чтобы занять их”. Воспитательница, по его мнению, должна происходить из среды народа, обладать лучшими его нравственными качествами, всесторонними знаниями, любить свое дело и детей, служить для них примером, изучать законы психического развития детей, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Ушинский утверждал личность учителя-воспитателя центром и душой школы: "В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер".Когда на жизненном пути человека встречается Личность, происходит удивительный процесс взаимопроникновения человеческих душ. Повезло ребенку, если на его пути встретится Добрый, Умный, Справедливый Чуткий взрослый. Отдавая лучшие свои душевные качества, взрослый взращивает их в детском сердце, способствует развитию Личности в ребенке. Человек может стать личностью только тогда, когда он живет и развивается среди людей, в человеческом обществе. Семья, школа, сначала детское, а затем, взрослое общество. Игра, труд, учение – все, что окружает ребенка, влияет на него, воспитывает в нем качества личности. Что же такое личность? Личность – человек, обладающий сознанием и способный к различной деятельности и взаимоотношениям с другими людьми. Только Личность становится авторитетом для детей. Только авторитетный человек может влиять на поведение маленького человека таким образом, что требования становятся само собой разумеющимися и не вызывают негативной реакции и протеста. Только авторитет взрослого делает интересным для ребенка процесс познания мира, а следовательно и более продуктивным. Но как важно, чтобы Личность воздействующая была несущей добро и свет.
Публикация «Наиболее интересная педагогическая система прошлого» размещена в разделах
Педагог сегодня, как и тогда, «должен много учиться понимать душу в ее явлениях и много думать о цели, предмете и средствах воспитательного искусства, прежде чем сделаться практиком». В современном обществе и в современном воспитании очень не хватает любви, особенно любви к ребенку. В основе педагогики Корчака лежит именно любовь и уважение. Познакомившись со взглядами Корчака и К. Д. Ушинского я поняла, что их взгляды не устаревают, а, наоборот, приобретают все большую актуальность. Педагогическая идея Януша Корчака, по сути, вся укладывается в одну фразу: воспитатель должен любить детей. Старая как мир идея - она так естественна. Хочется обратиться к живому Корчаку, к живым его книгам, к главной его мысли. Вот она - главная мысль: ребенок равный нам – ценный – человек. Так просто. Но признание этого равенства переворачивает душу взрослого человека и делает счастливыми детей!