Приложение МААМ

Научно-методическая разработка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Ирина Александровна Голубева
Научно-методическая разработка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Научно-методическая разработка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

В процессе экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, возникла важная проблема – патриотическое воспитание.

Хочется отметить, что проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности.

Публикация «Научно-методическая разработка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, военно-исторический и другие компоненты.

Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодёжи, а именно:

несовершенство законодательной базы по гражданскому и патриотическому воспитанию;

недостаточное оснащение сохранившейся материально-технической базы образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений;

отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и молодёжи и подготовке их к военной службе;

малочисленность высокопрофессиональных кадров в общественных военно-патриотических клубах и объединениях, образовательных учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания;

недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса;

отсутствие системы координации деятельности заинтересованных структур министерств, ведомств, научных и образовательных заведений, общественных и религиозных организаций, занимающихся гражданским и патриотическим воспитанием детей и молодёжи.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.

Задачи:

1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:

- к семье, городу, стране;

- к природе родного края;

- к культурному наследию своего народа.

2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;

3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;

4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, края.

За последнее время в следствии продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и т. п. сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения, а именно, в направлении патриотического воспитания. Поэтому, значительная роль в воспитании патриотизма легла на дошкольные и учебные образовательные учреждения, в рамках которых происходит нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни.

В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Не секрет, что представления выпускников дошкольного учреждения о русской культуре были отрывочны и поверхностны. В чём же дело? Возможно, это происходит потому, что в Программе задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обще. Например: «Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу»; «Познакомить с некоторыми изделиями народного искусства» и т. п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность (особенно в городе) также не давала возможности реально приобщать детей к народной культуре.

Эти проблемы могли быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее – краеведческих экспозиций.

Исходя из выше изложенного наметились следующие приоритеты:

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Формирование у детей нравственных чувств – таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.

Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка педагогам дошкольных учреждений необходимо поставить перед собой следующие задачи:

Способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость.

Создавать условия для проявления положительных эмоций.

Для развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста можно использовать игры в «военных», сюжетно-патриотические занятия. Данные мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу. Такая форма проведения занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Формируются волевые качества: выносливость, смелость, ловкость, т. е. те качества, которые необходимы будущим защитникам Родины. Я, считаю, что подобные занятия и досуги должны проходить с обязательным участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.

В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственно – патриотическое воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на мой взгляд, являются занятия физкультурой и спортом. Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Я считаю, что физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно - волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

Описание работы: сценарий данного музыкально-спортивного мероприятия предназначен для музыкальных руководителей, инструкторов по физическому воспитанию и воспитателей ДОУ и рекомендован к проведению с детьми старшего дошкольного возраста. Посвященный Дню Победы, он призван расширить представления детей о Российской Армии и продолжать воспитывать их в духе патриотизма и любви к Родине. Различные конкурсы, которыми насыщенна программа мероприятия, повысит интерес мальчиков к военной тематике, их желание стать сильными, ловкими и смелыми, словом, достойными защитниками своей Родины; а у девочек – формирование уважения к мальчикам как к будущим защитникам родного государства.

Методические рекомендации на подготовительный период

Рассматривание иллюстраций, презентаций о войне, Дне Победы, беседы с детьми.

Чтение и пересказ рассказов С. Баруздина «За Родину» из книги «Шли солдаты по улице», Л. Кассиля «Памятник советскому солдату» из книги «Твои защитники».

Чтение и заучивание стихотворений Г. Рублева «Солдаты», Т. Трутневой «Советский воин», «Победой кончилась война»

Конкурс рисунков «Какая она, война?»

Слушание и разучивание с детьми песен военной тематики;

Изготовление совместно с детьми приглашений и сувениров для Ветеранов ВОВ

Цель: Сформировать у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств, уважения к защитникам Родины на основе конкретных исторических фактов; ярких впечатлений, вызывающих эмоциональные переживания, посредством музыкально- спортивного праздника

Задачи:

Закрепить знания детей о Дне Победы.

Формировать устойчивый интерес к выполнению физических упражнений, развивать основные физические качества.

Воспитывать целеустремленность, настойчивость и чувство товарищества при проведении коллективных эстафет, чувство уважения к защитникам нашей Родины, любовь к Родине.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование;

Ноутбук.

Ход

Дорогие дети, уважаемые ветераны! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы отметить самый большой праздник нашего народа – День Победы. Его отмечают 9 мая. Много лет прошло с тех пор, но Родина помнит своих героев. Это они, не щадя жизни, приближали победный май. А сейчас мы с вами вместе вспомним, как начиналась война.

Июнь. Россия. Воскресенье.

Рассвет в объятьях тишины.

Осталось хрупкое мгновенье

До первых выстрелов войны.

Танец «Кадриль»

Ведущий

Перед рассветом 21 июня 1941года, когда в глубокий сон погрузились города и села нашей Родины, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами. Громом по всей западной границе покатились орудийные выстрелы. Воздух наполнился рокотом моторов, танков и грузовиков. Немецко – фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на нашу страну.

Фонограмма голоса Левитана

Фонограмма «Вставай страна огромная» (выходят дети в военной форме в колонне по 3, девочки машут платочками им в след)

Фонограмма войны

Ведущий

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след

И стольких наземь положила,

Что тридцать лет или семьдесят пять лет

Живым не верится, что живы.

И к мертвым выправив билет,

Всё едет кто-нибудь из близких

И время добавляет в списки

Еще кого-то, кого-то нет.

Фонограмма День победы (выходят дети на танец с цветами)

Ведущий

Сегодня праздник – День Победы,

Счастливый праздник – день весны,

В цветы все улицы одеты,

И песни звонкие слышны.

Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит,

Нужен мир для всех ребят,

Нужен мир для всей планеты!

1 ребенок: Над могилой в тихом парке

Расцвели тюльпаны ярко.

Вечно тут огонь горит,

Тут солдат советский спит.

2 ребенок: Мы склонились низко – низко

У подножья обелиска.

Наш венок расцвел на нем

Жарким, пламенным огнем

3 ребенок: Мир солдаты защищали,

Жизнь они за нас отдали.

Сохраним в сердцах своих

Память светлую о них!

Ведущий: Давайте, почтим память наших павших защитников минутой молчания.

Фонограмма «Минута молчания».

Защитники Отечества есть в каждой семье – это дедушки, папы, братья. Пожелаем им здоровья, любви, успехов во всех делах и гордости за вас, своих детей, которые их очень любят! Наши мальчики скоро вырастут и пойдут служить в армию.

Солдатом чтобы стать

Нужно многое узнать.

Быть проворным и умелым.

Очень ловким, сильным, смелым!

Фонограмма «Бравые солдаты» (выходят 2 команды с папами в спортивной форме)

Поприветствуем команду пограничники и команду летчики – и посмотрим, какие из вас получатся солдаты.

Девиз команды «Пограничники»

Пограничник на границе

Нашу землю бережет,

Чтоб работать и учиться

Мог спокойно весь народ.

Девиз команды «Летчики»

Не страшны любые беды, долетим мы до победы.

Долетим быстрее всех, и в конце нас ждет успех.

Фонограмма «Гудок»

Ведущий: Слышите гудок, этот означает, что наша служба началась. А каждый день в армии начинается с зарядки.

Фонограмма с комплексом зарядки выводится на интерактивную доску (дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Ведущий

Ну что же, разминка успешно прошла!

Команды готовы сражаться!

В бою побеждает наверняка

Тот, кто умеет за друга сражаться!

Фонограмма «боевая тревога»

Конкурс «Боевая тревога».

Перед каждой командой стоит стульчик, на котором лежит гимнастерка и автомат. Одеться и раздеться.

Ведущий

Ветры в походные трубы трубили.

Дождь отбивал барабанную дробь.

Ребята герои в разведку ходили,

Сквозь чащу лесов и болотную топь.

(отрывок «Красные следопыты» Н. Добронравов)

Конкурс «На передовой» (прыжки в обручи поочередно, пролезание в туннель, бросить мешочек за линию).

Ведущий После изнурительных боёв, солдаты отдыхали и обязательно кушали военно-полевую кашу. Вот и мы сейчас попробуем сварить кашу.

Конкурс «Полевая кухня» (дети поочередно берут по одному предмету и складывают в большой котелок (лук, морковь, картошка, тушенка, бутылка с водой, соль, крупа,поварешка)

Кушать кашу веселее под красивый танец.

Привал. Танец «Катюша» (исполняют девочки старшей группы)

Конкурс «Брестская крепость». В руках участников команд кубики. По сигналу дети по очереди подбегают к указанному месту и ставят свой кубик, строя крепость. Побеждает команда, первой выполнившая задание.

Ведущий

Трудно в ученье – легко в бою,

Так говорил Суворов,

Сейчас нам покажут отвагу свою

Отважные наши саперы.

Конкурс «Саперы». Участникам команд необходимо перебраться по очереди, наступая только на две дощечки, на другую сторону зала. Побеждает та команда, которая быстрее закончит передвижение.

Конкурс «Донесение» (кто быстрее доставит секретное донесение). Каждый участник по очереди преодолевает полосу препятствий: пройти по мостику (скамейке, перепрыгнуть через ров (веревочки, пролезть под горизонтально натянутой сеткой. Последние игроки выполняют задание с пакетами и отдают их ведущему.

Ведущий : Вот пролетел соревнования час, мы рады были видеть вас. И ждем теперь не раз в году, а каждый праздник будьте тут. Офицерам и солдатам пожелают все ребята никогда не знать войны. С днем победы поздравляем и конечно же желаем, не болеть и не стареть и душою молодеть.

Ведущий

Наши прадеды и деды

Целый мир спасли от бед,

И гремит салют Победы,

Словно эхо грозных лет!

Исполняется танец с лентами белого, красного и синего цветов (флаг России)

Фонограмма «Гимн России»

Литература

Копухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. - М. : Издательский центр «Академия», 2002.

Лысова В. Я., Яковлева Л. А. Спортивные праздники и развлечения. – М. : АРКТИ, 2000.

Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Организация и проведение физкультурных праздников в детском дошкольном учреждении. М. : -Издательский центр «Академия», 1987.

Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2006

https://youtube.com/watch?v=6Yw6e5ag2bo Бравые солдаты

https://iplayer.fm/q/ Кадриль

https://iplayer.fm Вставай страна огромная

https://iplayer.fm Голос Левитана

https://patefon.fm День Победы

https://iplayer.fm Минута молчания

mp3party.ne Катюша

https://x-minus.org/ Воюет взвод

https://stihi-russkih-poetov.ru стихотворение «Тот самый длинный день в году» К. Симонов

Систематическая работа по патриотическому воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой родине. Важность нравственно патриотического воспитания огромна, не только для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом. А задача педагогов ДОО, несмотря на трудности, воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, страной, городом, в котором он живет

Публикации по теме:

Методическая разработка квест-игры «Знакомство с числом и цифрой 5» для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка квест-игры «Знакомство с числом и цифрой 5» для детей старшего дошкольного возраста Дайте детству наиграться Вдоволь, досыта, не вкратце, Дайте дождиком умыться, Дайте, как цветку раскрыться. Дайте детству наиграться,.

Методическая разработка ОД с использованием LEGO для детей старшего дошкольного возраста «Магазин продуктов» Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Магазин продуктов» с использованием LEGO для детей старшего дошкольного.

Методическая разработка викторины по основам безопасности для детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка основной образовательной деятельности по основам безопасности для детей старшего дошкольного возраста Викторина.

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 1 Разнообразие форм Задачи: 1. Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина,.

Методическая разработка по обучению детей старшего дошкольного возраста синквейну Наверное каждый педагог сегодня ищет и выбирает новые, интересные методики и ставит перед собой цели и задачи, решая которые, в первую.

Методическая разработка занятия по окружающему миру «Кузьминки» для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка занятия по окружающему миру «Кузьминки» для детей старшего дошкольного возраста Очень важно прививать дошкольникам традиции русского народа, знакомить с русскими праздниками, их празднование на Руси, учить готовить простые.

Методическая разработка по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста Произведения детской литературы как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста отзывчивости и взаимопомощи. При чтении художественной.

Методическая разработка занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ Методическая разработка занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма.

Методическая разработка праздника «Зимняя спартакиада в детском саду» для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка праздника «Зимняя спартакиада в детском саду» для детей старшего дошкольного возраста Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции несколько различны, но для всестороннего.

Научно-методическая публикация «Организация и проведение подготовки к прогулке детей старшего дошкольного возраста» «Организация и проведение подготовки к прогулке детей старшего дошкольного возраста». МБДОУ д/с №32 «Аленький цветочек» г. Коломна Московская.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Научно-методическая разработка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 февраля 2018 в 14:38
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Научно-методическая разработка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Александровна Голубева (УИ 59870) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД