Татьяна Минакова
Методическая разработка по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Произведения детской литературы как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста отзывчивости и взаимопомощи.
При чтении художественной литературы в основу формирующейся личности ребенка закладываются основные понятия о нравственных нормах, т. е. общие понятия о добре и зле, об истинной человеческой душевной красоте и низости человеческой натуры.
Публикация «Методическая разработка по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных литературных произведений для детей о проявлениях всех нравственных качеств. Дошкольники, например, хотят быть похожими на Вовку (из цикла стихов А. Барто «Вовка - добрая душа», понимают смысл «волшебных слов» из рассказа В. Осеевой, добродушно смеются над трусливым мальчишкой из рассказа («Живая шляпа» Н. Носова). И, конечно же, осуждают Котьку, засыпавшего горку песком («На горке» Н. Носова) и не хотят быть похожими на неряшливую Федору («Федорино горе» К. Чуковского). Старшие дошкольники очень любят сказки Пушкина и Андерсена, веселые стихи С. Маршака, поучительные поэмы В. Маяковского.
Через художественные образы у ребенка постепенно начинает формироваться определенная модель мира, частью которого является он сам. Свое начало дают этому колыбельные песни, потешки, прибаутки, коротенькие стишки. Становясь старше, ребенка начинают интересовать сказки, рассказы с глубоким содержанием морали, например, знаменитые басни И. С. Крылова и С. В. Маршака, рассказы Н. В. Носова и Л. Н. Толстого, стихи В. Маяковского и А. Л. Барто, так как ребенок открывает для себя нравственно-эмоциональную сторону взаимоотношений с окружающими.
Влияние художественных образов, оказываемое на развитие личности дошкольника, на формирование морально-ценностных ориентиров в его поведении огромно. Поэтому роль художественной литературы в социализации ребенка дошкольного возраста особенно значима, так как в этот период закладывается все то, что позволит в дальнейшем стать полноценным членом социального общества. Дошкольник интуитивно старается выбрать правильное решение, которое поможет ему разобраться в таких непростых взаимоотношениях с окружающими – взрослыми и сверстниками. Двигаясь путем самостоятельного разрешения нравственных вопросов, ребенок постепенно овладевает морально-ценностными ориентирами, нормами поведения и жизни в человеческом обществе.
Сказки, рассказы, басни являются одним из составляющих факторов социализации дошкольника, в которую входят системы запретов и поощрений, понятия дружбы и конфликта, доверия и осмотрительности. В качестве примера хотелось бы привести такие сказки, как «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот и петух». Их объединяет то, что в каждой из них заложен запрет на нарушение правил, устанавливаемых взрослым. А в такой сказке, как «Гуси-лебеди» затрагивается тема ответственности старшего ребенка перед младшим: «Никуда не уходи, береги братца». В сказке «Иван Царевич и серый волк» главной негативной чертой характера является чрезмерное любопытство и пренебрежительное отношение к советам волка, что впоследствии будет стоить главному герою жизни.
Сказки, былины, легенды и мифы, а также малые литературные формы : пословицы и поговорки — являются основой первых знаний ребенка о жизни. Для дошкольника сказка — это не просто фантазия и вымысел, она выступает особой реальностью, реальностью, прежде всего мира чувств. В сказке могут раздвинуться рамки обычной жизни. Форма изображения таких сложных явлений и чувств, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, — особая, сказочная, которая становится доступной для понимания ребёнка, что касается нравственного смысла, то он остаётся подлинным.
Психологи говорят, что примерно до 10-11 лет у детей преобладает художественный тип мышления, это предъявляет особые требования к важной для развития информации, которая воспринимается легче, если представлена в ярких образах. Для дошкольников лучшим способом передачи знаний о мире будут сказочные и мифологические истории.
Сказка обращена к интенсивному эмоциональному резонансу. Кроме этого, как отмечает Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, сказочные образы одновременно направлены на два психологических уровня: сознания и подсознания, и это будет основой для новых возможностей при коммуникации, ведь ребёнок не чувствует воспитательного воздействия.
Сказка развивает у ребёнка способность к рефлексии в окружающих его обстоятельствах, хотя он ещё не осознает мотивы своего поведения и не выстраивает их в систему по степени значимости. Во внутреннем мире ребёнка лишь начинается формироваться определенность и устойчивость. Следует подчеркнуть, что, хотя взрослые оказывают решающее влияние на образование внутреннего мира ребенка, всё же не происходит непосредственного вложения в ребёнка своего отношения к людям, к вещам, не происходит передачи своих способов поведения.
Сказки богаты вариантами поведения и отношений между людьми. Окончание сказок показывает, что получается, если человеком не учитываются интересы других, если думать только о себе, если не сочувствовать и не помогать ближнему. Сказки помогают усвоению нравственных норм, которое происходит быстрее и легче.
С позиции Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, душа, сознание, чувства ребёнка в процессе соприкосновения со сказкой учатся «слышать наставления и приобретать знания». Таким образом, в душе, сознании и бессознательном человека формируется «банк жизненных ситуаций». В его «картотеке» содержатся данные о мире и человеке, а также нравственные принципы:
• какие «ловушки», искушения, трудности, препятствия можно встретить и как с ними справляться;
• как приобретать и ценить дружбу и любовь;
• какими ценностями руководствоваться в жизни;
• как строить отношения с другими людьми;
• как бороться и прощать;
• как себя вести, если. а также о многом другом.
Символическая «картотека» «банка жизненных ситуаций» является основой для формирования нравственного поведения у детей. Но чтобы «банк жизненных ситуаций» работал, необходимо чтобы опыт был осмыслен ребенком. Для этого сказку нужно не только рассказать, но и совместно с ребенком разобрать заложенные в ней скрытые значения и уроки.
В каждом художественном произведении есть определённый нравственный смысл. В этом отношении педагогам и психологам дошкольного учреждения необходимо обратиться к мировому литературному наследию.
В соответствии с общими требованиями к работе с художественной лиературой в каждом конкретном варианте взаимодействия с конкретно определё нной нравственной целью и задачами используется следующий алгоритм: вербально взрослый (педагог, психолог, родитель) предъявляет определенную смысловую часть художественного произведения, а затем в режиме диалога с ребенком пытается выстроить образ анализируемой части сказки.
Как пример приведем работу по авторской сказке Г-Х. Андерсена «Снежная королева». Во время беседы с детьми о прочитанной сказке воспитатель задает вопросы. Что хотел рассказать нам Андерсен о Кае и Герде? Какими друзьями были мальчик и девочка? Дети делятся своими впечатлениями. Они утверждают, что между детьми была непростая дружба, а нежная, теплая, крепкая. Они любили друг друга как брат и сестра. Когда Каю в глаза и сердце попали осколки плохого зеркала, он стал жесток. Он обижал Герду, передразнивал бабушку, вырывал розы. А зимой укатил со Снежной королевой в ледяной дворец. Как поступила маленькая девочка, оставшись без своего друга? Она пошла его искать?
Дети пересказывают то, как Герде помогали волшебницы, простые люди, принцы и принцессы, разбойница, птицы и животные за ее смелость, мужество, доброту.
Герда вознаграждена за свою отзывчивость, верность, любовь и дружбу. Мальчик и девочка снова вместе и стали неразлучными друзьями. А как бы поступили дошкольники на месте Герды? Дети рассказывали о друзьях и о том, что бросать их нельзя – нужно поступать чутко, смело и всегда идти другу на выручку. Дети поняли, что эта сказка о детской верной дружбе и любви, а не о Снежной королеве.
Дети очень полюбили сказочную повесть В. Катаева «Цветик-Семицветик». После прочтения произведения воспитатель анализирует части сказки в режиме диалога с детьми. Какие чувства испытывали дети, познакомившись с героями данного произведения? Они думали, что Женя тратит лепестки только ради себя и не думает о том, что может кому-то помочь. Дети размышляли о том, почему Женя ни разу не захотела помочь старому больному человеку. Ведь таких очень много.
И вдруг Женя встречает мальчика, у которого больные ноги. Раньше девочка не встречалась с горем людей, не знала, что бывают больные дети и им необходима чья-то помощь. Девочка впервые в жизни сделала не себе подарок, а другому.
Сказка учит детей проявлять отзывчивость и заботу о других людях, быть внимательными к людям, иметь чувства сострадания и, если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя. Ведь девочка самое большое удовольствие получила только тогда, когда исцелила безнадежно больного мальчика. Значит, делая добро другому, и сам становишься счастливее.
Большое воспитательное значение для детей имеет сказочная повесть А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» по мотивам сказки американского писателя Френка Баума «Мудрец из страны Оз».
Во время чтения произведения дети знакомятся с главными героями, узнают их жизненные истории, наблюдают не только за их приключениями, но и за зарождением дружбы, которую Элли, Тотошка и Железный Дровосек, Страшила и трусливый Лев пронесли через все книги цикла.
Дети выбирают иллюстрацию по содержанию книги, кратко рассказывают. Почему из всех испытаний герои вышли победителями? Что помогло им? (Дружба, взаимовыручка, поддержка). Почему Элли, которая так рвалась домой, горько рыдала, когда эта возможность ей открылась? (Потому что она нашла настоящих друзей). Автор старался показать, что самое лучшее, самое дорогое на свете – это дружба и взаимовыручка. Они помогли Элли и ее друзьям избежать опасностей в Волшебной стране и добиться исполнения их заветных желаний. Книга учит детей дружить, ценить дружбу и друзей как одну из высших ценностей, она провозглашает ценность и важность правды, доброты, мужества, сочувствия и сострадания.
Особенной поэтичностью отличаются рассказы Л. Толстого о животных («Лев и собачка», «Мильтон и Булька», «Булька» и др.). Они оказывают наибольшее воспитательное воздействие на детей. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни животных. Действие в рассказах полно драматизма, эмоциональности, образности.
Незабываемое впечатление на детей производит рассказ «Лев и собачка». Реалистичность картины смерти собачки и глубокий драматизм поведения льва отразились в психологически точном и лаконичном повествовании: «„.он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней. На шестой день лев умер». В зообеллетристических рассказах Толстой знакомит детей с повадками животных и птиц, очеловечивает их, наделяет индивидуальными чертами характера:
* «Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить».
Сообразительность и находчивость галки легко запоминаются детьми. С повадками птицы писатель познакомил читателей в конкретных, зримых картинах, из сцепления которых состоит рассказ. Лев Толстой явился основоположником зообеллетристическjго рассказа в русской детской литературе. Его традиции позже развивали Мамин-Сибиряк, Гаршин, Чехов. Произведения Л. Н. Толстого для детей разрабатывают важные нравственные проблемы, дают проникновенный анализ внутреннего мира героев, отличаются художественным совершенством формы, поэтической ясностью и лаконизмом языка.
В сказках и произведениях художественной литературы ребенок увидит, к чему приведет черствость, жадность, жесткость, унижение других. В любом случае выбирать, как поступать – в соответствии со своей совестью или нет, - придется самому ребенку. Педагогическое воздействий наравне с другими факторами, например, социальной средой, различными видами деятельности, ведущими типами общения, полоролевыми различиями детей, оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности дошкольников. Таким образом, дополнительным источником целенаправленного формирования устойчивых нравственных свойств личности ребенка могут стать сказки и другие литературные формы.