МААМ-картинки

Название проекта «Разные дети — равные возможности!»

Юлия Бондаренко
Название проекта «Разные дети — равные возможности!»

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

«Инклюзивный детский сад»

«Разные дети – равные возможности

В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33»

города Воронежа

в номинации «Возможности без границ»

В центре города Воронежа на улице Ленина расположен детский сад комбинированного вида № 33, в котором, начиная с 1996 года, одной дружной семьёй воспитываются здоровые дошкольники и дети, имеющие ограниченные возможности здоровья. Поиск путей предоставления равных стартовых возможностей в получении доступного дошкольного образования для всех детей дошкольного возраста независимо от состояния их здоровья определил направление работы МБДОУ № 33 города Воронежа – создание инклюзивной образовательной среды. Для реализации данного направления педагогическим коллективом детского сада была выдвинута инициатива о разработке и реализации долгосрочного проекта «Разные дети – равные возможности, который успешно внедряется в практику работы детского учреждения с 2010 года.

Публикация «Название проекта „Разные дети — равные возможности!“» размещена в разделах

Социальная значимость проекта «Разные дети – равные возможности состоит в том, что на сегодняшний день МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33» является одним из крупных дошкольных учреждений города Воронежа, в котором созданы кадровые, материально – технические, средовые условия для совместного образования здоровых дошкольников и детей с ОВЗ. Так же наш детский сад оказывает дистанционную консультативную и коррекционно-развивающую помощь детям с тяжёлыми нарушениями развития и родителям, проживающим за пределами города и не имеющими возможности приехать в детский сад. Наш детский сад посещают более 370 дошкольников, из которых 72 имеют статус детей с ограниченными возможностями здоровья, из них – 57 дошкольников инвалиды детства. Дошкольники с расстройствами аутистического спектра, нарушением слуха, нарушениями опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, тяжёлыми нарушениями речи в детском саду могут получить не только квалифицированную коррекционно-развивающую помощь, но и, благодаря проекту «Разные дети – равные возможности, могут общаться, играть, бегать, петь, танцевать вместе со здоровыми детьми, полноценно проживать счастливую пору своей жизни – детство.

Цель проекта «Разные дети – равные возможности реализовать воспитание и развитие дошкольников с ОВЗ в среде здоровых сверстников, которое обеспечит формирование основ здоровой личности, включение детей в систему социальных отношений, проживание всеми детьми ситуаций успеха и оптимальное вхождение детей с ОВЗ в общественную жизнь. В рамках этого проекта внедряются разнообразные формы помощи детям с ОВЗ - воспитанникам детского сада, которые направлены на улучшение качества жизни каждого малыша, его всестороннее развитие, сохранение и укрепление здоровья, социальную адаптацию.

Для решения задач проекта в нашем учреждении создан центр координации инклюзивных процессов (ЦКИП, который решает как стратегические, так и оперативные задачи. ЦКИП является органом стратегического планирования и координации деятельности по внедрению инклюзивного обучения и воспитания детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Центр координации инклюзивных процессов создан для объединения и координации усилий специалистов разного профиля в МБДОУ с целью создания целостной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Поиск возможностей в предоставлении способов организации взаимодействия детей с разными стартовыми возможностями определил структуру детского учреждения. В настоящее время в детском саду функционируют группы общеразвивающей, компенсирующей, комбинированной направленности. Для детей с комплексными нарушениями развития и их родителей работают структурное подразделение «Лекотека» и консультационный центр. Благодаря такой структуре учреждения, опытные специалисты под руководством центра координации инклюзивных процессов могут подобрать адекватные уровню развития и возможностям конкретного ребёнка с ОВЗ способы включения в общую образовательную среду детского сада. Осуществление грамотного психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников позволяет выбрать наиболее подходящий в данный момент способ включения ребёнка с ОВЗ в общую образовательную деятельность. Это могут быть прогулки с детьми групп общеразвивающей направленности в сопровождении учителя-дефектолога, участие в свободных играх детей, посещение праздничных мероприятий, соревнований, участие в мероприятиях городского, областного, федерального уровня.

Для расширения объема оказания диагностической, консультативной, методической и психолого-педагогической помощи, для преодоления чувства незащищённости и изоляции детей с комплексными нарушениями развития наши педагоги проводят консультации для родителей и занятия для детей в дистанционном режиме и в режиме выездных мобильных бригад. Родителям ребёнка даже из отдалённого села можно обратиться за помощью через сайт нашего учреждения, и специалисты детского сада подберут необходимую форму помощи ребёнку-инвалиду.

Обеспечение готовности педагогического коллектива к принятию идей инклюзивного образования и повышение уровня профессиональной компетентности педагогов являются важными и необходимыми условиями реализации инновационного проекта «Разные дети – равные возможности

Центром координации инклюзивных процессов при содействии таких социальных партнёров нашего учреждения как Воронежский педагогический университет, Воронежский институт развития образования разрабатываются и систематически проводятся в очной и дистанционной форме курсы повышения квалификации, семинары, мастер-классы, мероприятия по обмену для педагогов. Наши педагоги имеют возможность транслировать свой опыт на районном, городском и региональном уровнях.

В практике реализации проекта «Разные дети – равные возможности мы ввели такие понятия как внутренний и внешний круги инклюзии. Внутренний круг инклюзии предполагает разнообразные формы включения дошкольников с ОВЗ и организацию взаимодействия всех воспитанников в образовательную деятельность внутри детского сада. Внутренние инклюзивные практики являются прекрасной возможностью организовать взаимодействие детей в коммуникативной, игровой, продуктивной, исследовательской деятельности. Дошкольники с ОВЗ и здоровые дети вместе участвуют в прогулках, образовательных мероприятиях, праздниках, концертах, что позволяет создать систему образовательной работы по включению детей в единое образовательное пространство детского сада и созданию единого детского коллектива на основе гуманных, толерантных отношений. Воспитатели МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №33» разрабатывают интересные, добрые и трогательные мероприятия, на которых дети, независимо от состояния здоровья, возраста вместе играют, рисуют, делают поделки, учатся выручать и помогать друг другу.

Фотоотчёты о таких мероприятиях можно увидеть на сайте нашего детского сада, а комментарии воспитателей не оставляют равнодушными ни детей, ни их родителей: «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами групп общеразвивающего вида «Ручеек» и компенсирующего вида «Полянка» по сопровождению инклюзии, способствовало формированию толерантного отношения детей к сверстникам с ограниченными возможностями.

После занятия физической культурой мы, воспитатели, в тёплой дружеской обстановке с чаепитием разговаривали с детьми о том, что «мы все разные, но мы все равные». «о доброте в нашем сердце», а потом все вместе пошли на прогулку и кормили зимующих птичек. День совместный прошёл плодотворно и жизнерадостно!»

Жизнь ребёнка-инвалида не должна ограничиваться пределами дошкольного учреждения. Поэтому с целью преодоления социальной изоляции необходимо включение детей с ОВЗ в деятельность вне дошкольного учреждения. Понятие внешнего круга инклюзии связано с возможностью включения детей с ОВЗ в деятельность через сеть социальных партнёров детского сада. На сегодняшний день нашими партнерами являются образовательные учреждения (ВИВТ, ВГПУ, ВИРО, ВГПГК школы) учреждения культуры (дома творчества, театры, творческие объединения, учреждения физического развития и валеологической направленности (спортивные школы, секции, учреждения духовно-нравственного направления (Воронежская епархия, волонтёрские объединения, экологическая станция. Организация совместных мероприятий с социальными партнерами, участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях, концертах, соревнованиях на уровне района, города позволяет нашим воспитанникам с ОВЗ обогатить свой социальный опыт, приобщиться ко всем сторонам жизни, расширить навыки взаимодействия в социуме.

Большое значение в создании инклюзивной образовательной среды уделяется работе с семьями воспитанников. Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Часто родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная социально-педагогическая поддержка. Поэтому важным направлением в реализации проекта «Разные дети – равные возможности является работа по вовлечению родителей в образовательную деятельность в качестве активных участников, организацию совместных музыкальных, спортивных, игровых мероприятий с целью демонстрации возможностей инклюзивного образования.

Для родителей, имеющих детей с ОВЗ, в рамках проекта организован клуб «Мой ребёнок особенный!», целью деятельности которого является создание условий для решения внутрисемейных проблем, просвещение родителей, создание условий для взаимной поддержки и обмена родительским опытом. В родительском клубе проводятся совместные занятия с родителями и детьми по формированию различных навыков продуктивного общения, творческим видам деятельности, а также система групповых и индивидуальных консультаций для родителей по проблемам воспитания.

Одним из направлений работы клуба является организация совместной творческой и досуговой деятельности детей и родителей, что способствует развитию положительных отношений в семье и создаёт необходимые условия для успешного развития ребёнка в окружающей среде.

В клубе «Мой ребёнок особенный!» родители получают новые знания и осваивают практические навыки и умения для совместной деятельности с ребенком. Здесь родители имеют возможность снять напряженность и излишнюю тревожность, связанные с родительской «неуспешностью», возможность обменяться родительским опытом, установить доверительные отношения.

Проект МБДОУ № 33 «Разные дети – равные возможности является успешным. Благодаря данному проекту наш детский сад за последние 3 года оказал помощь в социализации и реабилитации 146 дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья и их родителям. Наши здоровые воспитанники и дети с ОВЗ, постоянно участвуя в спортивных соревнованиях, концертах, конкурсах, стали единой, дружной, творческой командой. Благодаря совместной деятельности ярче проявляются способности и таланты дошкольников. Наши дети с ОВЗ, побеждая в соревнованиях и конкурсах, доказывают, что их возможности безграничны!

Прикреплённые файлы:

dobronezhec-mbdou33_54ddd.pptx | 4010,96 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация для родителей «Почему дети разные?» Почему дети разные? Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или папой? Почему.

Карта проекта «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» Краткосрочный творческий проект "Мамы разные нужны, мамы всякие важны" в подготовительной к школе группе. Воспитатели: Смирнова М. А., Анфимова.

Конспект бинарного занятия по социально-коммуникативному развитию «Дети бывают разные: добрые, весёлые, забавные…»Конспект бинарного занятия по социально-коммуникативному развитию «Дети бывают разные: добрые, весёлые, забавные…» .

Конспект занятия в старшей группе «Мы разные, но у нас равные права» Цель: • познакомить детей с гражданскими правами и обязанностями; • учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Задачи:.

Консультация для родителей «Такие разные дети» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Паутовская СОШ» Петропавловского района Алтайского края, структурное подразделение.

Консультация для родителей «Все дети разные» Все дети разные. Да дети разные… Нетрудно заметить, что уже в первые годы жизни дети отличаются друг от друга поведением. Одни шустрые,.

Мини-музей в рамках проекта «Такие разные мячи» В рамках проекта «Такие разные мячи»С целью создания предметно-пространственной среды, направленной на повышение интереса у детей дошкольного.

Преззентация-паспорт проекта «Мы разные, но мы вместе» Паспорт проекта «Мы разные, но мы вместе» Подготовила музыкальный руководитель Манукян Кристине Мишаевна 2014г. Слайд 1. Уважаемые.

Презентация экологического проекта «Дети и природа» Пояснительная записка Организация и создание в дошкольном образовательном учреждении полноценной эколого-развивающей среды – важнейшее условие.

Проектная деятельность. Фотофрагменты реализации проекта «Буквы прекрасные, очень-очень разные!»Проектная деятельность. Фотофрагменты реализации проекта «Буквы прекрасные, очень-очень разные!» Проектная деятельность. Фотофрагменты реализации проекта «Буквы прекрасные очень-очень разные!» в подготовительной логопедической группеАктуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Название проекта «Разные дети — равные возможности!»
Опубликовано: 26 января 2018 в 09:28
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД