Нина Родионова
Программа дополнительного образования по английскому языку для дошкольников «Общение без границ»
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 572 «ВОЗМОЖНОСТИ»
109559, Москва, ул. Тихорецкий б-р, д. 8А e-mail : 572@edu.mos.ru тел. /факс 8-495- 358 – 27 – 01
Согласовано на Пед. Совете «Утверждаю»
«28» августа 2016года Директор ГБОУ «Школа №572»
___И. Б. Жигулина
Приказ №___от ___2016г.
Название программы «Общение без границ»
Направленность программы
культурологическая
Публикация «Программа дополнительного образования по английскому языку для дошкольников „Общение без границ“» размещена в разделах
- Английский язык для дошкольников
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Срок реализации программы : 4 года
Уровень программы :
ознакомительный
Автор программы :
Родионова Нина Геннадьевна,
педагог
Москва 2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы «Общение бнз границ» в том, что в последнее время наблюдается определённый рост потребностей в изучении иностранных языков и внимания к обучению иностранному языку как в общеобразовательных, так и в специализированных учебных заведениях. Сейчас совершенно ясно, что знание даже одного иностранного языка поможет ребёнку в будущем эффективно реализовать себя в профессиональной деятельности, будет способствовать гармоничному, разностороннему развитию его личности, служить показателем его культурного уровня, средством самоутверждения. Образовательное значение изучаемых языков заключается в развитии мыслительных способностей детей, в развитии филологического образования путём сопоставления языков, тщательного изучения строя иностранного языка (Л. В. Щерба). Язык для ребёнка – это, прежде всего, средство развития, познания и воспитания. Иностранный язык на ранней ступени рассматривается как средство формирования интеллекта ребёнка и развития его способностей; как средство осознания собственного «Я» и самовыражения; средство социального взаимодействия, с помощью которого ребёнок овладевает социальным миром (И. А. Зимняя).
Данная программа рассчитана на обучение детей дошкольного возраста, начинающих знакомиться с английским языком. Наблюдения и эксперименты показали, что 3-4-летнему ребёнку доступно решение вполне конкретных задач, и, прежде всего, действенным способом. Речь формируется постепенно, в процессе роста и развития, в тесной связи с физиологическими и психическими процессами, налаживается прочная и тесная связь образа со словом, использование слова в речи. Претерпевает качественные изменения произносительная сторона, расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи. Хорошо известна удивительная чуткость детей раннего возраста к составу и звучанию слова, активность в отношении языковых форм, склонность к словотворчеству. Эмоциональность высказываний является обаянием раннего возраста и результатом серьёзнейшей совместной работы с теми, кто его окружает.
По утвердившемуся теперь в науке мнению речевая одарённость у основной массы детей к 6-7 годам потихоньку затухает. Но это не является признаком того, что возраст эффективного усвоения языков прошёл, а, скорее, знаменует завершение этапа, «когда русский язык становится действительно родным и ребёнок получает в нём совершенное орудие общения и мышления», что, безусловно, является не единственным, но важным и решающим показателем готовности к овладению иностранным языком.
Для успешного овладения дошкольником иностранным языком существуют определённые условия, которые в предлагаемой программе соблюдены :
1. для обучения ребёнка иностранному языку в раннем возрасте должен быть учтён уровень его развития и определена готовность к изучению иностранного языка на данном возрастном этапе;
2. изучение неродного языка должно рассматриваться в контексте непрерывного обучения и в дальнейшем облегчить вхождение ребёнка в учебную деятельность;
3. одной из основных задач должно стать формирование лингвистического опыта дошкольника для успешного овладения языками в будущем;
4. лингвистическое и дидактическое мастерство педагога является важным и часто решающим фактором для успешного обучения иностранному языку.
«Для всякого обучения, - говорил Л. С. Выготский, - существуют оптимальные, то есть наиболее благоприятные, сроки. Отход от них. всегда оказывается с точки зрения развития вредным, неблагоприятно отражающимся на ходе умственного развития ребёнка».
Специфика программы «Общение без границ» заключается в максимальном использовании английского языка во всех сферах деятельности детей (режимные моменты, игры, занятия, прогулки и т. п.). Обучение английскому языку построено через игру. Разработанные игровые занятия способствуют не только обучению детей английскому языку, но и дают также элементарные математические представления, формируют навыки логического мышления, общего развития речи, знакомят учащихся с окружающим миром и расширяют их кругозор. Занятия по данной программе помогут воспитанникам сделать первый шаг в страну английского языка, как иноязычной культуры, независимо от того, по какой программе будет продолжено изучение английского языка в школе. Темы занятий, разработанные с учётом специфики учащихся дошкольного возраста, и словарный минимум являются хорошей опорой для изучения английского языка в школе на любом этапе.
Цель программы : воспитание интереса к овладению английским языком, формирование гармоничной личности, развитие познавательных и языковых способностей, развитие активной и пассивной англоязычной речи, правильного произношения на осознанном уровне.
Программа носит интегрированный характер, поэтому она может использоваться в качестве дополнения к содержанию различных программ обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях как особая технология, реализуемая в виде занятий по английскому языку.
Задачи программы :
- обучающие: формировать фонетический слух и максимально правильное произношение; обучать элементарной диалогической и монологической речи; побуждать ребёнка к самостоятельному решению коммуникативных задач на английском языке в рамках тематики; накапливать лексический, грамматический и лингвострановедческий минимум, необходимый для понимания иностранной речи на слух; создавать условия для ранней адаптации детей к новой языковой среде и предпосылок для формирования иноязычных коммуникативных способностей и умений; создавать условия для полноценного и своевременного психологического развития; формировать волевые качества и поведенческие навыки;
- развивающие: развивать способность реагирования и самостоятельного высказывания и умение поддержать смысловую беседу в пределах тематики и ситуации общения (этикетные формулы приветствия, благодарности, просьбы, извинения); развивать мышление, память, внимание, воображение;
- воспитательные: приобщать воспитанников к совместной работе в группе, воспитывать в детях доброжелательное отношение к окружающим, формировать навыки межличностного общения, навыки самоконтроля и контроля деятельности других детей; прививать уважительное отношение к культуре, традициям, персонажам, героям стран изучаемого языка, отражённых в играх, песнях, стихах для детей.
Режим занятий.
Программа рассчитана на четыре года занятий с детьми: младшей, средней, старшей и подготовительных групп детского сада. Занятия с воспитанниками целесообразно проводить в группах по 5-10 человек, что позволяет детям проявить свои способности, а педагогу осуществить индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Продолжительность занятий в младшей и средней группах 15-20 минут 1 раз в неделю, в старшей и подготовительной группах 25-30 минут 2 раза в неделю.
Формы организации деятельности:
- комбинированные занятия;
- работа по устным инструкциям;
- работа в печатных прописях;
- дидактические игры;
- поисковая деятельность;
- занятия-соревнования;
- творческие работы;
- воспитательные мероприятия.
Игра – это основная форма обучения дошкольников английской разговорной речи. Она способствует развитию у детей произвольного внимания, повышает мотивацию к деятельности, помогает в успешном запоминании фраз и предложений. Игровое содержание занятий – это занимательные диалоги с опорой на наглядный материал, и также игровые ситуации с использованием сказочных персонажей и элементов костюмированного праздника, уроки рисования в качестве контроля изученного материала, составление загадок на основе усвоенного материала.
Ожидаемые результаты на конец каждого года обучения
Год обучения БУДУ ЗНАТЬ БУДУ УМЕТЬ
1 - лексику и речевые образцы по темам «Знакомство. Приветствие», «Это я», «Семья», «Мои любимцы», «Игрушки»;
- песни, стихотворения, рифмовки, игры первого года обучения - приветствовать собеседника и прощаться с ним;
- задавать вопросы по изученным темам и отвечать на них;
- называть домашних питомцев, членов семьи, части тела;
- воспринимать иностранную речь в пределах изученных тем;
- участвовать в диалогах
2 - лексику и речевые образцы по темам «Цвета», «Счёт от 1 до 5», «Фрукты и овощи», «Времена года», «Дни недели»;
- песни, стихотворения, рифмовки, игры второго года обучения - задавать альтернативные вопросы по изученным темам и отвечать на них;
- называть цвета, фрукты, овощи, времена года, дни недели;
- считать от 1 до 5;
- воспринимать иностранную речь в пределах изученных тем;
- участвовать в диалогах
3 - лексику и речевые образцы по темам «Любимое занятие», «Мой дом», «Животные и птицы», «Счёт от 1 до 10», «Погода»;
- песни, стихотворения, рифмовки, игры третьего года обучения - задавать специальные вопросы по изученным темам и отвечать на них;
- называть действия, предметы мебели, животных, птиц, виды погоды;
- считать от 1 до 10;
- говорить, что я люблю делать и что я не люблю делать
4 - лексику и речевые образцы по темам «Одежда», «Алфавит. Транскрипция», «Профессии», «Праздники», «Еда. Посуда»;
- песни, стихотворения, рифмовки, игры четвёртого года обучения - задавать специальные вопросы по изученным темам и отвечать на них;
- называть одежду, профессии, праздники России и Великобритании, еду и посуду;
- читать транскрипционные значки;
- читать изученные слова;
- писать слова по буквам
Способы проверки результатов: диагностика, тестирование, контрольные упражнения, опрос, самостоятельная работа, урок-рисование, участие в утренниках и театрализованных представлениях.
Учебно – тематическое планирование
на 2016 – 2017учебный год
1 год обучения
№ п/п Тема занятий
Кол-во часов Основные задачи Прогнозируемый результат Форма занятий
всего дата
1. Вводные занятия. Диагностика 2 Правила организации рабочего места. Ознакомление воспитанников с содержанием работы детского объединения. Материалы, необходимые для работы. Знание содержания работы детского объединения; знание материалов, необходимых для работы; знание правил организации рабочего места. Беседа
2. Знакомство. Приветствие 6 Лексика по теме. Аудирование стихотворений «Good morning», «У меня есть заяц». Аудирование песенки «What is your name?».
Рифмовка «How do you do, kids?». Знание лексики и речевых образцов по теме, песни, стихотворений, рифмовки, игр. Умение задавать вопросы по теме и отвечать на них. Умение здороваться и прощаться с собеседником. Умение представиться. Комбинированные занятия, работа по устным инструкциям, дидактические игры
3. Это я 6 Работа с картинкой или куклой. Лексика по теме.
Аудирование стихотворений «Head and shoulders», «Don’t forget!», «I have two eyes», «I have two legs», «I’ve got 10 little fingers».
Аудирование песенки «10 little fingers», «Two little eyes…», «Alouette». Знание лексики и речевых образцов по теме, песни, стихотворений, игр. Умение называть части тела, задавать вопросы по теме и отвечать на них. Умение ответить на вопрос «Where do you live?». Комбинированные занятия, работа по устным инструкциям, дидактические игры, работа с книгой
4. Семья 5 Лексика по теме. Аудирование стихотворений «My dear mummy», «Who is your brother?», «This is my father», «How is your mother?», «Good night, father», «I have a father». Знание лексики и речевых образцов по теме, стихотворений, игр. Умение называть членов семьи, задавать вопросы по теме и отвечать на них. Комбинированные занятия, работа по устным инструкциям, дидактические игры, работа с книгой
5. Мои любимцы 5 Лексика по теме. Картинки. Аудирование стихотворений «Little kitty», «Clap your hands», «This is dog», «Ride away», «Bow, wow, wow», «My cat is black». Знание лексики и речевых образцов по теме, стихотворений, игр. Умение называть животных, рассказать о своём любимом домашнем питомце. Умение задавать вопросы по теме и отвечать на них. Комбинированные занятия, работа по устным инструкциям, дидактические игры, работа с книгой
6. Игрушки 5 Лексика по теме. Аудирование песенки «Топ-топ, хлоп-хлоп». Аудирование стихотворений «Один и два», «To market, to market…», «Out in the garden each one day…», «Here is a big doll», «Humpty Dumpty», «I have a hare», «Look at the boy». Знание лексики и речевых образцов по теме, песни, стихотворений, игр. Умение называть любимую игрушку с помощью выражения this is, задавать вопросы по теме и отвечать на них.. Комбинированные занятия, работа по устным инструкциям, дидактические игры, соревнования, работа с книгой
7. Повторение 2 Знание изученной лексики. Умение отвечать на вопросы пройденных тем. Знание речевых образцов. Дидактические игры, участие в воспитательных мероприятиях
8. Открытое занятие 1 Аудирование песен и стихотворений по темам открытого занятия. Знание песен и стихотворений. Умение говорить на английском языке в пределах изученных тем и тематики открытого занятия. Репетиционные занятия.
Участие в открытом занятии
2 год обучения
№ п/п Тема занятий Кол-во часов Основные задачи Прогнозируемый результат Формы занятий
всего дата
1. Вводные занятия. Диагностика. Повторение 2 Правила организации рабочего места. Ознакомление воспитанников с содержанием работы детского объединения на 2 год обучения. Материалы, необходимые для работы. Знание содержания работы детского объединения на 2 год, материалов для работы, правил организации рабочего места. Закрепление изученного материала за 1 год. Беседа
2. Счёт от 1 до 5 6 Лексика по теме. Аудирование стихотворений «One, one, one…», «10 little fingers», «One, two, three, four…».
Аудирование рифмовок «10 little Indian boys», «10 soldiers». Знание лексики и речевых образцов по теме, стихотворений, рифмовок, игр. Умение считать от 1 до 5. Комбинированные занятия, работа по устным инструкциям, дидактические игры, работа с книгой
3. Цвета 5 Лексика по теме. Аудирование стихотворений «Colors», «I see a green», «Spring is green», «Blue sea», «The frog is green». Наглядный материал. Знание лексики и речевых образцов по теме, стихотворений, игр. Умение называть цвета, задавать вопросы по теме и отвечать на них. Комбинированные занятия, работа по устным инструкциям, дидактические игры, работа с книгой
4. Фрукты и овощи 5 Лексика по теме. Аудирование стихотворений «Polly», «One, two, three, four…», «I am here». Аудирование рассказов по картинкам. Знание лексики и речевых образцов по теме. Умение задавать вопросы по изученной теме и отвечать на них. Умение составить рассказ о любимом фрукте, овоще. Комбинированные занятия, работа по устным инструкциям, дидактические игры, работа с книгой
5. Времена года 5 Лексика по теме, речевые образцы. Аудирование рассказа по картинкам.
Аудирование стихотворений «Spring is green», «Rain, rain, go away» Знание лексики и речевых образцов по теме, стихотворений, игр. Умение называть времена года, задавать вопросы по данной теме и отвечать на них. Комбинированные занятия, работа по устным инструкциям, дидактические игры, работа с книгой
6. Дни недели 5 Лексика по теме.
Работа с календарём. Аудирование стихотворения «Solomon Grundy».
Аудирование песенки «Ты спишь?» Знание лексики, речевых образцов по теме, песни, стихотворения, игры. Умение называть дни недели, задавать вопросы по теме и отвечать на них. Комбинированные занятия, работа по устным инструкциям, дидактические игры, работа с книгой
7 Повторение 3 Знание изученной лексики. Умение отвечать на вопросы пройденных тем. Знание речевых образцов. Восприятие иностранной речи на слух. Дидактические игры, участие в воспитательных мероприятиях
8 Открытое занятие 1 Демонстрационный материал. Участие в тематических утренниках.
Знание лексики и речевых образцов по изученным темам и тематике открытого занятия. Репетиционные занятия.
Участие в тематических утренниках
3 год обучения
№ п/п Тема Кол-во часов Основные задачи Прогнозируемый результат Формы занятий
всего дата
1. Вводные занятия. Диагностика. Повторение 2 Правила организации рабочего места. Ознакомление воспитанников с содержанием работы детского объединения на 3 год обучения. Материалы, необходимые для работы. Знание содержания работы детского объединения на 3 год, материалов для работы, правил организации рабочего места. Закрепление изученного материала за 2 год.. Экскурсия.
Беседа
2. Любимое занятие 12 Лексика по теме. Аудирование рассказа по картинке.
Аудирование стихотворения «I like…» Знание лексики и речевых образцов по теме, стихотворения, игр. Умение составить рассказ о том, что нравится делать и что не нравится делать. Умение задавать вопросы по теме и отвечать на них. Комбинированные занятия, работа по устным инструкциям, дидактические игры, работа в печатных тетрадях
3. Мой дом 12 Лексика по теме. Аудирование стихотворения «This is a window».
Аудирование песенок «Say Hello!», «Домик». Физминутка «Hands up!» Знание лексики и речевых образцов по теме, песен, стихотворения, игр. Умение называть комнаты, предметы мебели, задавать вопросы по теме и отвечать на них. Комбинированные занятия, работа по устным инструкциям, дидактические игры, работа в печатных тетрадях
4. Животные и птицы 12 Лексика по теме. Аудирование рассказа по картинке.
Аудирование стихотворений «Little bird», «Mrs. Hen», «Two little dicky birds», «I like this cat», «Bill’s dog is big», «5 little dogs», «I shall be a lion», «Grizzly bear». Знание лексики и речевых образцов по теме, стихотворений, игры. Умение называть диких и домашних животных. Умение задавать вопросы по теме и отвечать на них. Комбинированные занятия, работа по устным инструкциям, дидактические игры, работа в печатных тетрадях
5. Счёт от 1 до 10 11 Лексика по теме. Аудирование стихотворений «One, one, one…», «10 little fingers», «One, two, three, four…».
Аудирование рифмовок «10 little Indian boys», «10 soldiers». Знание лексики и речевых образцов по теме, стихотворений, рифмовок, игр. Умение считать от 1 до 10.. Комбинированные занятия, работа по устным инструкциям, дидактические игры, экскурсия, работа с книгой
6. Погода 12 Лексика по теме, речевые образцы. Аудирование рассказа по картинкам.
Аудирование стихотворений «Spring is green», «Rain, rain, go away» Знание лексики и речевых образцов по теме, стихотворений, игр. Умение называть погоду, задавать вопросы по данной теме и отвечать на них. Комбинированные занятия, работа по устным инструкциям, дидактические игры, экскурсия, работа с книгой
7. Повторение 2 Знание изученной лексики. Умение отвечать на вопросы пройденных тем. Знание речевых образцов. Восприятие иностранной речи на слух. Дидактические игры, участие в воспитательных мероприятиях
8. Открытое занятие 1 Аудирование сказки. Демонстрационный материал. Постановка театрализованного представления. Знание лексики и речевых образцов по изученным темам и тематике сказки. Репетиционные занятия.
Участие в открытом занятии
4 год обучения
№ п/п Тема Кол-во часов Основные задачи Прогнозируемый результат Формы занятий
всего дата
1. Вводные занятия. Диагностика. Повторение 3 Правила организации рабочего места. Ознакомление воспитанников с содержанием работы детского объединения на 4 год обучения. Материалы, необходимые для работы. Знание содержания работы детского объединения на 4 год обучения; материалов, необходимых для работы; правил организации рабочего места.. Экскурсия.
Беседа
2. Еда. Посуда 11 Лексика по теме. Аудирование стихотворений «Pease porridge hot», «One, two, three, four…». Аудирование скороговорки «Peter Piper». Знание лексики и речевых образцов по теме, стихотворений, скороговорки, игр. Умение составить рассказ о своём завтраке, обеде, ужине, задавать вопросы по теме и отвечать на них.. Комбинированные занятия, работа по устным инструкциям, дидактические игры, работа в печатных тетрадях
3. Одежда 11 Лексика по теме. Аудирование рассказа по картинке. Аудирование стихотворения «I am putting on». Знание лексики и речевых образцов по теме, стихотворения, игры. Умение составить рассказы «Что я надеваю, когда иду в детский сад», «Какого цвета моя одежда». Комбинированные занятия, работа по устным инструкциям, дидактические игры, работа в печатных тетрадях
4. Алфавит. Транскрипция 11 Лексика по теме. Аудирование стихотворения «Я по-английски I». Аудирование песенки «ABC».
Транскрипционные значки, аудирование звуков. Знание транскрипционных значков, умение читать их. Знание игр.
Знание алфавита и речевых образцов по теме, стихотворения. Умение отвечать на вопросы, узнавать буквы по написанию и произношению.. Комбинированные занятия, работа по устным инструкциям, дидактические игры, работа в печатных тетрадях
5. Профессии 11 Лексика по теме. Картинки. Аудирование стихотворения «A sailor went to sea», песенки «Сапожник». Знание лексики и речевых образцов по теме, песни, стихотворения, игр. Умение назвать профессию человека, составить краткий рассказ по картинкам, задать вопросы по теме и ответить на них.. Комбинированные занятия, работа по устным инструкциям, дидактические игры, работа в печатных тетрадях
6. Праздники 11 Лексика по теме. Аудирование стихотворений «The Easter», «Come to the party», «Sing, sing, sing», «Mother’s birthday». Аудирование песенок «Happy Birthday to you», «My dear, dear Mummy», «New Year Day, happy day», «Jingle bells». Знание лексики и речевых образцов по теме, стихотворений, песен, игр. Умение задавать вопросы по теме и отвечать на них.. Комбинированные занятия, работа по устным инструкциям, дидактические игры, работа с книгой, работа в печатных тетрадях, поисковая деятельность
7. Повторение 2 Знание изученной лексики. Умение отвечать на вопросы пройденных тем. Знание речевых образцов. Восприятие иностранной речи на слух. Дидактические игры, участие в воспитательных мероприятиях
8. Подготовка к театрализации сказки 4 Аудирование сказки. Демонстрационный материал. Постановка театрализованного представления. Знание лексики и речевых образцов по изученным темам и тематике сказки. Репетиционные занятия. Постановка театрализованного представления
Список литературы для педагогов
1. Английский для малышей. Азбука дошкольного воспитания. - М. : Мой мир, 2008.
2. Бонк Н. А. Английский для малышей. Учебно-методический комплект для детей 4-6 лет. – М. : Росмэн, 2004.
3. Верещагина И. Н., Притыкина Т. А. Английский язык. - М. : Просвещение, 2005.
4. Верхогляд В. А. Английские стихи для детей. - М. : Айрис Пресс, 2001.
5. Гальскова Н. Д. Программа по иностранным языкам для общеобразовательных школ РФ. - М. : 2001.
6. Губарева Т. Ю. Грамматика английского языка в таблицах и схемах. - М. : Лист, 1996.
7. Дзюина Е. В. Поурочные разработки по английскому языку к учебнику Биболетовой М. З. - М. : Вако, 2007.
8. Дурова Н. В. Фонематика: как научить детей слышать и правильно произносить звуки. - М. : Мозаика-Синтез, 2001.
9. Конышева А. В. Английский для малышей. - СПб. : Каро, 2007.
10. Куликова И. Мы учим английский. - М. : Росмен, 1996.
11. Маслова Н. В. Практическая грамматика английского языка. - М. : Дрофа, 2003.
12. Никитенко З. Н., Негневицкая Е. И. Устный вводный курс: книга для учителя. - М. : Просвещение, 2002.
13. Ушакова О. Д. Грамматика английского языка. Справочник школьника. – СПб: Литера, 2008.
14. Шишкова И. А., Вербовская М. Е. Английский для малышей. Учебник, Рабочая тетрадь. - М. : Росмен, 2007.
Список литературы для детей
1. Английский язык для малышей. – М. : Дрофа-Плюс; Полиграф-Проэкт, 2011.
2. Верхогляд В. А. Английские стихи для детей. - М. : Айрис Пресс, 2001.
3. Конышева А. В. Английский для малышей. - СПб. : Каро, 2007.
4. Куликова И. Мы учим английский. - М. : Росмен, 1996.
5. Уланова О. Б. Английский язык для дошкольников : играем и учим. - М. : 1998.
6. Ушакова О. Д. Грамматика английского языка. Справочник школьника. – СПб: Литера, 2008.
7. Шишкова И. А., Вербовская М. Е. Английский для малышей. Учебник. Рабочая тетрадь. - М. : Росмен, 2007.