Папки-передвижки

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Дорога — это жизнь»

Елена Чайковская
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Дорога — это жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область: «Познание», «Речевое развитие».

Современные образовательные технологии: педагогика сотрудничества, игровая, ТРИЗ, исследовательская деятельность, здоровье сберегающие технологии.

Программные задачи: Познакомить детей с историей дорог, видами дорог и их названиями. Формировать представления о строительстве современных дорог, о необходимости в быстром и удобном передвижении. Закрепить виды транспорта, используемые при строительстве дорог. Развивать мыслительную деятельность, умение делать элементарны выводы о том, почему дорога называется дорогой жизни. Активизировать словарь за счет слов: путики, грунтовая, воздушные и водные пути, канатная, щебень, бульдозер, грейдер. Воспитывать интерес к истории дорог и их строительству.

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе „Дорога — это жизнь“» размещена в разделах

Материал: Презентация «Разные виды транспорта и транспортных дорог», материал к игре «Дорога». Имитированные варианты дорог – плоская и с уклоном для экспериментальной работы.

Ход:

Воспитатель: Ребята, мы с вами много говорили о дорожной азбуке, о правилах дорожного движения. А вот в давние времена правил дорожного движения не существовало. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому, что раньше не было машин. Не было больших городов.

Воспитатель: Правильно, ребята. В давние времена человек передвигался только пешком, но уже тогда были первые дороги. Их называли тропинки. Наши предки тогда жили среди непроходимых лесов. Для жилья они вырубали заросли и строили дома, а между домами прокладывали тропинки, и называли их путиками. Затем путик стали называть дорогой. Как вы думаете, от какого слова происходит слово путик?

Дети: От слова путь.

Воспитатель: Правильно. Сережа, повтори, как раньше называли дорогу? Саша, скажи, от какого слова происходит слово путик?

Воспитатель: Сейчас без дорог невозможно представить жизнь человека. Как вы думаете, почему так говорят «Дорога – это жизнь»?

Дети: Так говорят, потому, что по дорогам везут продукты, вещи, разные предметы, которые необходимы человеку. Потому, что дороги соединяют города. По дороге мы идем в детский сад, в школу, на работу.

Воспитатель: Конечно, вы правы. Дороги соединяют деревни, города, районы, области, страны. Дороги бывают разные. Самая простая дорога грунтовая. Вы знаете, что такое грунт?

Дети: Грунт – это земля.

Воспитатель: Да, ребята, грунтовая дорога проложена просто по земле, в поле или в лесу, по краю оврага. Как вы думаете, такие дороги удобны для людей?

Дети: Удобны, потому что по таким дорогам редко движутся машины, не нужно соблюдать правила дорожного движения.

Воспитатель: А чем, на ваш взгляд, неудобна грунтовая дорога?

Дети: Когда идут дожди, на этой дороге много грязи. Летом на такой дороге много пыли.

Воспитатель: Действительно, после сильного дождя такая дорога становится непроходимой и непроезжей. Чтобы сохранить дорогу в хорошем состоянии при любых погодных условиях, ее поверхность укладывают различными прочными материалами. Так поступали в древности.

Уже тогда дороги покрывали стволами деревьев, а позже камнем. А через топкое место строили настил из бревен или хвороста. Позже вместо деревянных настилов стали делать каменные дороги.

Воспитатель: Посмотрите на экран. Вы видите разные виды транспорта. Давайте их назовем.

Дети: Трактор, ковш, самосвал, грейдер, экскаватор, бульдозер, каток, грузовик.

Воспитатель: Как вы думаете, что их объединяет?

Дети: Этот транспорт используется при строительстве дорог. На самосвале привозят песок. Грейдер ровняет землю. Ковшом подсыпают песок и асфальт, чтобы дорога была ровной. Каток укатывает асфальт.

Воспитатель: Правильно, ребята, в наше время дорогу строить – дело не простое. Сначала инженеры и геодезисты намечают на карте направление будущей дороги, стараются, чтобы она получилась короче и прямее. То есть создается проект будущей дороги. А дорожные машины, которые вы назвали, расчищают место для прокладки дороги, возводят насыпи, роют выемки, трамбуют земляное полотно. Чтобы дорога была прочной и могла служить долго, в земле выкапывается углубление, в которое насыпают песок, затем щебень. Ребята, а что такое щебень?

Дети: Это маленькие камешки. Если дети не ответят, воспитатель рассказывает сам, что такое щебень - это мелкие камешки, они могут быть с песком. (Показывает образцы щебня, дети рассматривают).

Воспитатель: Правильно, ребята, щебень необходим для того, чтобы дорога не проваливалась от тяжелого транспорта и большой нагрузки. Сверху щебня кладут покрытие из асфальта или бетона. Ребята, а вы замечали, что у каждой дороги всегда есть уклон. Как вы думаете, для чего он нужен.

Дети затрудняются ответить.

Воспитатель предлагает сделать маленький опыт. На стол кладет картонный длинный плоский лист, имитирующий дорогу и наливает на него воду. Вода растекается по листу.

Воспитатель: Представьте себе, что прошел дождь, и вся вода осталась на дороге. Почему так произошло?

Дети: Потому, что дорога плоская.

Воспитатель: А теперь посмотрите другой опыт. Кладет такую же имитированную дорогу, но сверху в центре, покрытую пластилином, как бы от центра с уклоном. И опять наливает воду. Вода растекается от центра.

Что происходит?

Дети: Вода растекается, потому что с горки стекает.

Воспитатель: Вот поэтому верхняя часть дороги делается не плоской, а с уклоном от центра для стока воды, чтобы дожди и талый снег не могли разрушить дорогу. От качества строительных дорог зависит прочность и срок службы дорог. Так мы получаем современную автодорогу, открывающую нам неизведанные дали и просторы.

Физминутка: «Строим дорогу».

-Трактор землю прокопал и расчистил место (руками имитируют копку земли)

- Самосвал привез песок для строительства дорог (дети показывают движением рук и ног, как едет грузовик)

- А катки, как наши ноги, утрамбуют нам дороги. (Движениями ног трамбуют воображаемую дорогу).

- Ковш зовем мы на подмогу, со стоком делаем дорогу (Руки поднимают и опускают, показывая уклон).

- Трудятся строители, чтобы спокойны были водители. (Имитируют рулевые движения, согласовывая их с движениями ног).

Воспитатель: Ребята, какие дороги вы еще знаете?

Дети: Дороги для самолетов, пароходов.

Воспитатель: посмотрите на экран. (На экране появляются слайды – летит самолет, плывет пароход, канатная дорога, автотрасса).

Воспитатель: Дорогу для самолетов называют воздушный путь. Почему воздушный?

Дети: Потому что самолеты движутся в воздухе.

Воспитатель: Тогда как можно назвать путь, по которому движутся корабли и пароходы, ведь они движутся по воде?

Дети: Водный путь.

Воспитатель: А что сейчас вы видите на экране?

Дети: Канатную дорогу.

Воспитатель: Правильно, это канатная дорога. Где можно увидеть канатные дороги? Правильно, в горах. А почему?

Дети: Потому что в горах нет других дорог.

- Какую дорогу вы еще видите на экране?

-Железную дорогу. По ней движутся поезда.

-Что вы видите на этих слайдах?

Дети: Это подземный переход. Дорога для пешеходов под землей.

Воспитатель: Сережа знает стихотворение о подземном переходе.

Люблю подземный переход!-

Сказал корове бегемот,-

Ведь под землёю нет машин

И волноваться нет причин!

Хоть иди себе вразвалку,

Хоть скачи через скакалку!

Воспитатель: А это современная транспортная дорога. Чем она отличается от воздушных и водных путей?

Дети: На ней есть разметки. Есть дорожные знаки. По ней ездят машины, мотоциклы, велосипеды, другой транспорт.

Воспитатель: А зачем нужны водителю разметки, дорожные знаки?

Дети: Чтобы не было аварий и наездов.

Воспитатель: Да, ребята. Страшно даже представить, что было бы сегодня на дорогах, если бы не было этих дорожных спасителей.

Воспитатель: предлагаю поиграть в дидактическую игру «Дорога». У каждого ребенка по пять рисунков, четыре из них нужно объединить в одну группу, а пятый будет лишним. Например, у ребенка картины с транспортом, 4 машины, которые используются в строительстве, а пятая легковая. Другой вариант: регулировщик, светофор, автобус, зебра, знак для пешехода и лишний тротуар.

Воспитатель: Ребята, сегодня вы познакомились с историей дорог, узнали, как строят дороги. Я предлагаю вам на прогулке построить дороги в песочном дворике. А закончим мы наш разговор о дорогах стихотворением :

Дороги, дороги, лесами, поселками,

Вдоль них тополя и поля.

Широкими трассами и узкими тропками

Опутана всюду земля.

Дороги расходятся, дороги сливаются

Маня нас в неясную даль.

Дороги, они никогда не кончаются,

Слегка навевают печаль.

Дороги уходят, дороги сплетаются,

Как нити в клубок роковой.

Дороги, они никогда не кончаются

И вечно зовут за собой.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации в старшей группе «Снегири»Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации в старшей группе «Снегири» Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации в старшей группе «Снегири» Цель. Учить детей передавать в аппликации.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Лес зимой»Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Лес зимой» Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Лес зимой» Цель. Развивать у детей эстетическое восприятие,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии «С природой нужно дружить» в старшей группе Занятие по экологии (старшая группа) Гудкова О. В. Тема «С природой нужно дружить» Образовательная область: Познавательное развитие Интеграция.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста «Жизнь птиц зимой» Конспект непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками второй группы раннего возраста по познавательному развитию Тема:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Букет цветов для мамы»Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Букет цветов для мамы» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Букет цветов для мамы» Цель: учить детей создавать красивое изображение.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе для детей с ОНР «В гостях у Осени»Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе для детей с ОНР «В гостях у Осени» Тема:«В гостях у Осени» Цель: Расширение знаний детей о сезонных изменениях в природе. Задачи: - Развивать слуховую и зрительную память,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Перелетные птицы»Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Перелетные птицы» Программное содержание: 1 Познакомить детей с перелетными птицами. 2 Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе. 3 Развивать.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике в старшей группе «Путешествие по сказке» Тема: «Путешествие по сказке». Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме «Насекомые» Вид непосредственно-образовательной деятельности-интегрированная. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка»,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «В гостях у Сентябринки» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе игровой деятельности детей «В гостях у Сентябринки» Задачи: Создать условия для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Дорога — это жизнь»
Опубликовано: 20 сентября 2021 в 15:03
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Дорога — это жизнь»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Чайковская (УИ 410019) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД