Cветлана Жучкова
Непосредственно организованная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: формирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на шумовых инструментах.
ЗАДАЧИ:
ОБУЧАЮЩИЕ
- продолжать учить детей внимательно слушать музыкальное произведение, эмоционально реагировать на музыку;
- закреплять умение петь коллективно и солировать;
- развивать правильное певческое дыхание, артикуляцию и дикцию, чувство ритма,
тембровый слух.
РАЗВИВАЮЩИЕ
Публикация «Непосредственно организованная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- развивать творческое воображение и фантазию;
- продолжать развивать музыкальную память;
- расширять знания о музыкальной культуре.
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ
- способствовать развитию хорошего музыкального вкуса, интереса к кмузыке;
- формировать умение строить дружеские отношения детей друг с другом в ходе за-
нятия.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
разучивание программного материала, знакомство с творчеством П. И. Чайковского, беседы, в ходе слушания музыкальных произведений, о характере музыки.
МЕТОДЫ И ПРИЁ МЫ:
наглядный, практическая деятельность, вопросы к детям, использование литературного материала, показ заданий, хорошо справляющимися с поставленной задачей, детьми.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
стулья по количеству детей, музыкальный центр, экран, проектор, запись пьесы П. И. Чайковского из цикла «Времена года» Апрель «Подснежник», детские шумовые и музыкальные инструменты, ленты по количеству детей, демонстрационные материал.
Ход ЗАНЯТИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ :
Под марш дети входят в зал, останавливаются в кругу.
Музыкальный руководитель приветствует детей. Объясняет, какое музыкально-ритмическое движение дети будут выполнять.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ и МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ:
Перед выполнением движения музыкальный руководитель напоминает детям об осанке, технике выполнения «поскоков».
Использовать показ детей, хорошо справляющихся с выполнением движения.
(упражнение на восстановление дыхания)
СЛУШАНИЕ:
Музыкальный руководитель: дети, мы с вами уже знакомились с творчеством великого русского композитора П. И. Чайковского.
(на экран выводится портрет композитора)
Мы слушали его произведение из «Детского альбома» «Новая кукла» и «Марш деревянных солдатиков». А сегодня мы познакомимся с другой пьесой П. И. Чайковского. Называется она «Подснежник». Предлагаю слушать это музыкальное произведение очень внимательно. Но не просто слушать, а постараться представить, о чём нам рассказывает музыка, и какая она по характеру.
Слушание пьесы П. И. Чайковского из цикла «Времена года» Апрель «Подснежник»
Музыкальный руководитель:
Какая музыка по характеру? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Какие картины природы в нашем воображении рисует музыка? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Молодцы. Вы правы, слушая эту музыку, действительно можно увидеть, конечно, в нашем воображении, белые облака, бегущие по высокому синему небу, дуновение нежного ветерка. Услышать, радостно поющих птиц, журчание ручейка. Увидеть, как всё живое; трава, цветы, первые листочки просыпаются и тянуться к солнышку. Как сквозь прошлогоднюю листву пробивается первый весенний цветок, подснежник.
А теперь я предлагаю вам посмотреть картины известных художников, как они изобразили весну.
Демонстрация карин
СЛАЙД 1 Исаак Левитан «БОЛЬШАЯ ВОДА»
СЛАЙД 2 Архип Куинджи «РАННЯЯ ВЕСНА»
СЛАЙД 3 Сергей Герасимов «СНОВА ВЕСНА»
СЛАЙД 4 Исаак Левитан «МАРТ»
СЛАЙД 5 Станислав Жуковский «ПОДСНЕЖНИКИ»
СЛАЙД 6 Василий Башкеев «ГОЛУБАЯ ВЕСНА»
СЛАЙД 7 Алексей Саврасов «ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ»
Музыкальный руководитель:
Предлагаю послушать ещё раз замечательную пьесу П. И. Чайковского «Подснежник».
Повторное слушание пьесы П. И. Чайковского из цикла «Времена года» Апрель «Подснежник»
РАСПЕВАНИЕ:
Музыкальный руководитель:
Готовим наш голос к пению, поём распевание «Лесенка». Задание – показать жестом направление мелодии. (дети поют)
А теперь будем петь немного по-другому, верхний звук надо потянуть, а потом взять дыхание и вниз пропеть мелодию с ускорением. Будто быстро пробежать по лесенке вниз. (дети выполняют задание)
ПЕНИЕ:
Музыкальный руководитель:
На прошлом занятии мы с вами начали разучивать песню А. Филиппенко «Вечный огонь». Вспомним 1-ый куплет. (напоминаются слова, дети исполняют 1-ый куплет песни).
А теперь начинаем учить 2-ой куплет песни. (разучивание 2-ого куплета, обратить внимание на ритмический рисунок мелодии и дикцию детей).
Музыкальный руководитель:
Предлагаю узнать песню по мелодии припева. (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Правильно – это песня «Добрая весна». Какая это песня по характеру? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ). И петь её надо подвижно, с настроением, весело.
Исполнение песни М. Сидоровой «Добрая весна»
А сейчас я вам сыграю мелодию куплета другой песни, узнаете её? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Правильно – эта песенка называется «Солнечные зайчики».
Предлагаю спеть эту песню с солистами, а мы будем все вместе петь припев.
(выбираются солисты)
Исполнение песни З. Качаевой «Солнечные зайчики».
Музыкальный руководитель:
А теперь настало время физкультурной минутки. Встанем и немного отдохнём.
Проводится физкультминутка.
1-2-3-4-5-надо спину упражнять.
Влево-вправо повернись
И немного наклонись.
Руки будем поднимать
Выше, выше, выше.
Опускаемся на стульчик
ниже, ниже, ниже.
Музыкальный руководитель:
Дети, посмотрите, какие необычные предметы сегодня на нашем музыкальном занятии.
Мы с вами знаем, что музыка звучит всюду вокруг нас. Даже кухонная посуда и предметы имеют своё звучание. Вот, например, фужеры издают звук, похожий на кокой музыкальный инструмент? (треугольник, металлофон, колокольчик). А баночка с крупой? Что нам напоминает этот звук? (шумелка). А звучание пустой коробки? (барабан). А как звучат чашечка и блюдце? Что может заменить этот звук? (металлофон). Деревянные ложки могут сами играть в оркестре, постучите-ка ложками.
А вот сковорода. Что может играть так же громко? (металлофон).
Молодцы. Услышали все звуки, которые могут издавать все эти предметы.
А сейчас я буду рассказывать вам сказку, а вы её озвучите с помощью инструментов.
СКАЗКА-ШУМЕЛКА
Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше.
«У нас просто волшебный голос», - сказали хрустальные фужеры. (треугольник или металлофон)
«У нас тоже приятные голоса», - сказали чашечка и блюдце. Их ставили на стол только вместе и они подружились. «Мы вместе можем сыграть», - сказали чашечка и блюдце.
И они зазвенели. (металлофон, колокольчик)
«Мы тоже умеем играть», - сказали деревянные ложки. И сыграли, что-то весёлое. (ложки)
«Лучше послушайте меня, - сказала баночка с крупой, - у меня тихий, но интересный голос». (шумелка из шумового оркестра)
«Разве это музыка, - закричала пустая коробка, - тебя же, почти, не слышно, вот как надо играть». И она громко застучала. (барабан)
«Голос громкий, но не очень приятный, - сказала сковородка, - послушайте теперь меня». И она зазвонила, как в колокол.
Но тут на кухню зашла Катенька, она стояла за дверью и всё слышала, - «Мама, бабушка, идите скорее, у нас на кухне целый оркестр».
Дети все вместе играют на шумовых и музыкальных инструментах.
Музыкальный руководитель:
Вот так, мы ещё раз убедились, что музыка звучит всюду вокруг нас.
А теперь приглашаю вас потанцевать. Берите ленты и вставайте в круг. Повторим танец «Радуга».
Ю. Чичков «Радуга» фонограмма песни.
Дети исполняют танец с лентами.
Дети остаются стоять в кругу
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
Музыкальный руководитель: подведение итога занятия.