Лучший педагог года

Нетрадиционная техника изодеятельности у детей младшего дошкольного возраста

Василя Чугирова
Нетрадиционная техника изодеятельности у детей младшего дошкольного возраста

Нетрадиционная техника изодеятельности у детей младшего дошкольного возраста

«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём труде»

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Публикация «Нетрадиционная техника изодеятельности у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование, лепка и аппликация являются одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Наблюдения за эффективностью рисования, лепки и аппликации в детском саду приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к изобразительной деятельности.

Нетрадиционно — не основываясь на традиции. Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью. Не придерживаясь традиций. Рисование, лепка и аппликация нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Цели нетрадиционной изобразительной деятельности:

1. Развивать художественное творчество, воображение, фантазию дошкольников. Формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие способности через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности;

2. Развивать умения самостоятельно создавать, применять, использовать различный нетрадиционный материал и нетрадиционные техники в художественном творчестве.

Задачи:

1. Прививать и поддерживать интерес к нетрадиционным техникам изобразительной деятельности: создавать предметно-развивающую среду по художественному творчеству;

2. Продолжать знакомить младшего дошкольника с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности; находить нестандартные способы изображения предметов и явлений;

3. Развивать изобразительные умения, навыки, систематизировать полученные знания;

4. Развивать технические художественные умения и навыки по принципу: от простого к сложному (переход от простых нетрадиционных способов изображения к более сложным);

5. Продолжать развивать чувство цвета, формы, композиции, пространственное воображение, художественный и эстетический вкус;

6. Расширять представление о прекрасном через наблюдение в природе, рассматривание красивых предметов интерьера, репродукций художников, иллюстраций в книгах, альбомах, прослушивание классической музыки, посещение красивых мест в природе.

7. Сплотить детский коллектив путем совместного творчества.

8. Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

9. Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;

10. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

11. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

В процессе рисования, лепки и аппликации у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют, лепят, клеят. А это значит, что в дошкольном возрасте изобразительная деятельность должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определё нные способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию, лепке и аппликации доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Поэтому тему свою считаю актуальной.

Целью моей работы является использование нетрадиционных техник изодеятельности у детей младшего дошкольного возраста

Рисование нетрадиционными техниками у детей младшего возраста, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает их.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно — развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д). Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатили уголок изобразительной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Ранний возраст – возраст активного экспериментирования. Все, что окружает малыша, вызывает у него большой интерес. Малыши любят наблюдать, исследовать новые объекты, экспериментировать. В процессе любознательности малыша расширяются его представления об окружающем мире.

Для развития самостоятельности необходимо предоставить малышу свободу экспериментирования. Малыши очень любознательны, они любят наблюдать, подражать взрослым. С удовольствием играют в предложенные взрослыми игры, экспериментируют. Это говорит о благополучном психическом развитии малышей.

В дальнейшем самостоятельность малыша возрастает, но он еще очень зависит от взрослого, так как предметы, с которыми учится действовать малыш, вводит в его жизнь именно взрослый. Оставаясь один, малыш не замечает разнообразия вещей, скучает.

В общении с ребенком от 1 года до 3 лет главным является то, что взрослый помогает малышу в игровой форме освоить то или иное действие с предметом, который вызвал интерес. Однако учится он лишь у тех, кому доверяет и кого любит.

В ходе игрового взаимодействия следует учитывать, что малыши не способны длительное время сосредотачиваться на одном виде деятельности. Уровень развития у них мелкой моторики делает затруднительной работу по изобразительной деятельности. У малышей возникает соблазн попробовать окружающие предметы на вкус. Справиться с этими трудностями нам поможет тестопластика.

Тестопластика – занятие интересное и полезное. Малышей приводит в восторг то, что тесто можно разорвать, попробовать на вкус. Чтобы малыши быстро усвоили навыки работы с тестом, нужно только их заинтересовать, показать, как правильно действовать.

Многочисленные изменения в игру вносить позволяет пластичность теста. Даже замкнутый малыш может реализовать себя, проявив фантазию.

При действии с тестом у малыша развивается тактильно - мнемическая чувствительность, которая стимулирует центр речи в головном мозге, активизируя речевое развитие в целом. Когда малыш увлечен игрой, на пике эмоций он способен усвоить много слов.

Экспериментирование с тестом стимулирует познавательную активность, развивает воображение, творчество. Игра с тестом помогает малышу почувствовать себя творцом.

Для того, чтобы из теста можно было создавать множество образов, его необходимо правильно вымесить.

Соленое тесто обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. Его можно даже съесть. Лепить могут дети младшего возраста. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – формочки, ладошки, пуговицы и любой предмет, рельеф которого вам интересен.

Приемы лепки: разминание пальцами, разминание ладонями, сплющивание, шлепанье, отщипывание, раскатывание (шариком, палочкой, скалкой, вдавливание твердого предмета, вдавливание теста в тесто, проделывание дырочек, прищипывание, создание отпечатков, отрезание кусочков, вырезание с помощью формы.

Аппликация – это полезный и интересный вид деятельности необходимый для полноценного развития ребёнка. В переводе с латинского языка аппликация значит - прикладывание. Это изобразительная техника, основанная на вырезании, наложения деталей на фон, закрепления на нем с помощью различных средств.

Аппликация способствует развитию воображения, цветовому восприятию, образного, пространственного мышления, речи и мелкой моторики рук.

Аппликация - специфическое образное познание мира. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей; представление о разнообразии форм, оттенков цветов, пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах. Общение с бумагой тесно связано с сенсорным воспитанием; на уровне ощущений малыш познаёт фактуру и плотность бумаги.

Опыт работы показал, что использование нетрадиционных способов в аппликации доставляет малышам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием делают разные коллективные и индивидуальные работы не испытывая при этом трудностей. Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми в обучении. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детское творчество однообразие и скуку.

Характеристики нетрадиционных художественных техник

2 - 3 года

Оттиск пробкой

Рисование поролоном

Оттиск печаткой из картофеля

Обрывание бумаги

Тычковая живопись

Рисование пальчиками, ладошкой и мн. др.

Задачи работы с детьми младшего возраста :

1. Формирование интереса к изодеятельности;

2. Овладение простейшими техническими приемами работы с различными материалами;

3. Развитие воображения, видиния необычного в обычных предметах.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник :

• способствует снятию детских страхов;

• развивает уверенность в своих силах;

• развивает пространственное мышление;

• учит детей свободно выражать свой замысел;

• побуждает детей к творческим поискам и решениям;

• учит детей работать с разнообразным материалом;

• развивает чувство композиции, ритма чувство фактурности и объёмности;

• развивает мелкую моторику рук;

• развивает творческие способности, воображение;

• во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Проанализировав работы младшего дошкольного возраста, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. В процессе проведения занятий заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес дошкольников к рисованию, лепке. Существует много техник нетрадиционного рисования, лепки их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинали с одного цвета, давали возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки, а затем давали два – три цвета.

Позднее учили рисовать детей ладошкой.

Интересна детям техника рисования мятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы.

Учила детей рисовать «Тычком жесткой полусухой кистью». Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, мы рисовали «Елочка пушистая, нарядная»

Мы пользуемся техникой «тампонирование» (рисование поролоном).

В этой технике хорошо нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное. У нас получались очень необычные «Воздушный шарик»

Очень интересно лепить из соленного теста.

Соленое тесто обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. Его можно даже съесть. Лепили разные фигурки. Получали их из формочек для лепки или можно для выпечки. Это делали дети первой младшей группы. («Бабочки», «Машина», «Уточка» и т. д. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные фигурки.

Аппликация у нас начнется во второй младшей группе, поэтому мы пока не выполняли работу с бумагой.

Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает мне заинтересовать ребят, настроить их на творческую деятельность.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

• игра, которая является основным видом деятельности детей;

• сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

• живая, эмоциональная речь воспитателя.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Для каждого возраста придерживаюсь разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.

Практическая часть мастера –класса (на фоне мастера – класса просматривать видео-ролики.

Рисование поролоном (штамповка)

Материалы: гуашь, кусочки поролона (штампики, шаблоны-шарики, салфетки.

Способ получения изображения: штамповкой из поролона окрашиваем шарик выбранным цветом (кружочками). После работы руки вытираем салфеткой и оставшуюся краску смываем водой.

«Каждому из вас я раздам шаблон воздушного шарика, а вы штампиком из поролона будете ставить кружочки на шарике- шаблоне.»

Воспитатели опускают кусочек поролона (или штампик из поролона) в густую краску и наносят отпечаток на бумагу.

Тестопластика.

(работа с соленым тестом)

Материалы: соленое тесто, доска для лепки, формочки, салфетки.

Способ получения изображения: раздать всем доску для лепки, кусочки соленого теста, формочки и салфетки для рук.

Катаем шарик из теста, затем сплющиваем шарик в лепешку из соленого теста. из нее выдавливаем разные фигуры с помощью формочек. Получаем «Бабочку», «Уточку» и т. д. Затем поставить сушить при комнатной температуре (можно и в духовку для подсушки). Через некоторое время можно раскасить фигурки животных, машин, людей.

Физминутка

Предлагаю один из игровых моментов, который я использую в своей работе.

Игра «Ловим комаров»

Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность ребенку подвигаться в свободном ритме и темпе.

Описание игры: “Давай представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в дом налетело много комаров и сейчас мы будем их ловить. Вот так!»

Взрослый в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. (“Ловить комаров” в своем темпе и в своем ритме).

Упражнение «Спящий котенок"

Цель: снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног.

Описание: «Представьте себе, что вы веселый, озорной котенок. Котенок ходит, выгибает спинку, машет хвостиком. Но вот он устал, начал зевать, ложится на коврик и засыпает. У котенка равномерно поднимается и опускается животик, он спокойно дышит (повторить 2-3 раза).

Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками, пластилином, работа с бумагой с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». Я придаю большое значение общению с родителями, т. к. успех воспитания во многом зависит от единства требований, просвещения родителей в вопросах воспитания ребёнка. Провожу с родителями консультации, беседы по данной теме.

В очень интересной непринуждённой обстановке прошёл мастер – класс «Необычными вещами мы рисуем без труда».

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике изобразительной деятельности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Как зимуют деревья?» — детский мастер-класс (нетрадиционная техника рисования для детей подготовительной группы).«Как зимуют деревья?» — детский мастер-класс (нетрадиционная техника рисования для детей подготовительной группы). Материал предусмотрен для двух занятий. Идёт первый месяц зимы. На дворе –морозы. Люди переоделись в тёплые зимние куртки, шубы, дублёнки.

«Листья падают, кружатся». Нетрадиционная техника рисования с детьми раннего возраста«Листья падают, кружатся». Нетрадиционная техника рисования с детьми раннего возраста Если осень, каждый знает, в небе листики гуляют, Цветом листья разные: желтые и красные. А. Пилатов Осень продолжает радовать нас своей.

Физкультминутки для детей младшего дошкольного возраста Физкультминутки развивают моторную координацию, ритмику. Выполнение движений с текстом вызывают у детей интерес и помогают эффективному.

Консультация для родителей «Нетрадиционная техника рисования с детьми раннего возраста» Дошкольное  детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Рисование в технике монотипии «Краски огня»Рисование в технике монотипии «Краски огня» Монотипия в переводе с греческого означает «один отпечаток». Это создание одного уникального отпечатка, который невозможно повторить. Техника.

Нетрадиционная техника рисования с детьми среднего возраста «Кофейное деревце»Нетрадиционная техника рисования с детьми среднего возраста «Кофейное деревце» Тепло приветствую ВСЕХ, КТО заглянул ко мне на страничку! Хочу рассказать ВАМ, ДРУЗЬЯ, как мы рисовали кофейное деревце! Показала ребяткам.

Нетрадиционная техника рисования «Зима»Нетрадиционная техника рисования «Зима» Предлагаю Вашему вниманию небольшой фотоотчет работ января по рисованию в нетрадиционной технике. Работы детей кружка "Цветик - семицветик".

ОД по рисованию (нетрадиционная техника) для детей младшей группы «Снеговик»ОД по рисованию (нетрадиционная техника) для детей младшей группы «Снеговик» Цель:Развивать художественно - творческие способности детей. Задачи:Вызвать у детей интерес к образу Снеговика Продолжать знакомить детей.

Пластилинография — нетрадиционная техника рисованияПластилинография — нетрадиционная техника рисования Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе внимание и детей и взрослых. Понятие.

Подарки папам (нетрадиционная техника работы с пластилином во второй группе раннего возраста)Подарки папам (нетрадиционная техника работы с пластилином во второй группе раннего возраста) Подарки папам (нетрадиционная техника работы с пластилином во второй группе раннего возраста) Лепка – один из самых увлекательных и интересных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционная техника изодеятельности у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 января 2020 в 17:34
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД