олеся верещагина
Консультация «Нетрадиционные техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 «Родничок»» города Белово
Нетрадиционные техники рисования
Методические рекомендации
Белово 2023
Составитель : Верещагина О. В. - воспитатель
В пособии представлены различные техники нетрадиционного рисования с целью развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Содержание
Введение…4
Публикация «Консультация „Нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
Нетрадиционные техники рисования
Фотокопия…5
Флористический коллаж…. 6
Коллаж….7
Рисование пальчиками….8
Граттаж…9
Рисунки пластилином…. 11
Монотипия…12
Рисунок с геометрическими фигурами….13
Рисунок с солью…15
Рисунок на мятой бумаге…. 15
Батик
Техника свободной росписи…16
Техника трафаретной росписи…. 17
Узелковая техника…. 17
Бархатный тон….18
Кляксаграфия…. 19
Рисование манной крупой…. 19
Декупаж…. 20
Литература…22
Введение
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Хорошими помощниками в детском изобразительном творчестве являются такие нетрадиционные техники как : монотипия, батик, фотокопия и др.
Фотокопии
Эффект проявления пленки, включает
в себя способ фотокопии. Удивительный,
неожиданный результат рисования.
У детей особый интерес вызывает работа фотокопии с использования парафина (можно применять обычную свечу или белый восковой мелок) и акварельные краски. Желательно эти занятия приурочить к рождественским праздникам. Показать детям сказку. Как загадочно горит свеча, какие при этом происходят необыкновенные приключения, фантазировать вместе сними. Изготовить вместе с детьми волшебные карандашики из мягкого парафина от горевшей свечи, ведь только такая необыкновенная свеча может рисовать сказочные картинки. Сделав предварительный эскиз толстым карандашом, рисунок нанесла едва заметной линией. Следующий этап работы заключается в обводке карандашного рисунка восковым мелком. Затем при помощи акварельных красок и широкой кисти выполнила заливку всей поверхности листа.
Цвет краски выбирается в зависимости от сюжета, композиции. Произойдет удивительное чудо: изображение, сделанное мелком, проявится прямо на глазах.
Начну знакомить детей с этими способами рисования с несложных заданий : «Снежинки»,а заливку произведу синей краской, немного усложнив предложить справиться с заданием «зимнее окно»,где рисунок узоров на окне продолжает заливка также одного синего цвета.
Продолжая знакомить с фотокопией, постепенно усложняю сюжет, что в свою очередь дает возможность использовать в заливке множество цветов и оттенков. Такие темы для практической работы как «Осенние листья», «Снежная метель» позволяют использовать все оттенки холодных и теплых цветов.
Флористический коллаж
Искусство создавать объемные
Картины из природного материала
Для развития флористики не прошло бесследно начинание делать открытки, приклеивание на лист бумаги засушенных листьев и цветов. Получается своего рода поздравительно подарочный гербарий.
Материалы нужно готовить в течении всего лета. Собирать и засушивать листья, травку, колоски, семена – все то, что привлекло и заинтересовало. Подготовка материала помогает ребенку всматриваться в природу, любоваться ею, бережно сохранять ее.
Необходимо предварительно объяснить детям правила засушивания и хранения материала. Самый простой и доступный способ – разложить весь собранный материал между страницами старой книги или журнала так, чтобы он не соприкасался между собой. Сверху необходимо положить груз для ровной просушки. Некоторые объемные листы можно засушить, подвесив их вниз головками в помещении без прямых солнечных лучей.
С помощью засохших природных материалов получается очень интересная и богатая по фактуре плоскость. Флористический коллаж эффективней сразу наклеивать на жесткую основу в раме. Заполнить материалом по возможности все пространство будущей картины. Дополнением могут служить все те материалы, которые используются в простом коллаже, но желательно их применять в ограниченном количестве.
Коллаж
В переводе с французского –
«наклеивание», прикрепление к
Какой-либо основе материалов,
Отличающихся по цвету и фактуре
Работа в технике коллаж имеет свои особенности. За некоторое время до проведения занятий необходимо подобрать различный бросовый материал: цветную бумагу и ткань, фольгу, нитки и веревки камешки и этикетки и т. д. В подготовке материала большую помощь оказывают сами дети, у каждого есть всевозможные вещички, которые просто необходимы для коллажа.
Знакомство с техникой коллажа лучше всего начинать с наипростейшей композиции, в которой будет участвовать один, два наклеенных предмета. Например композиция «Ваза с цветами»,где особенность и выразительность композиции создает объемная ваза.
Интересная тема «Белый медведь», выполненная из бумажных белых и желтых салфеток на плотном цветном картоне. В этой работе оторванная небольшими кусочками салфетка скатывается в шарик, затем эти шарики обмакивают в клей и заполняют заранее
приготовленный эскиз. Лучший клей для такой работы ПВА.
Интересна тема «Окно»,где вид из окна клеится из обрезков цветных журналов. Элементы лежащие на подоконнике могут быть объемными. Очень необычна новогодняя композиция, здесь есть возможность использовать еще большее по содержанию разнообразие предметов: настоящие веточки от ели, шишки, фрагменты елочных игрушек. Композиция похожа на пестрый ковер : многочисленные предметы подобно мозаике вспыхивают и мерцают.
Рисование пальчиками
Если оставить на бумаге отпечатки своих пальчиков, может получиться интересный рисунок: добродушный пес Барбос или страшный заморский ягуар, пятнистый хищник или заморский верблюд. Очень красиво смотрятся коллективные работы : «Астры», «Ветка рябины». В этих работах дети прорисовывают тонкие и толстые линии крупные и мелкие «ягоды». Но для этого надо знать, сколько и в каком порядке, оставить на бумаге отпечатков, как соединить между собой следы испачканного в краске пальца. Нанеся простым
карандашом эскиз, можно приступать к изображению. Эскиз поможет ребенку сориентироваться, в какой
последовательности соединять отпечатки. Обмакивая палец каждый раз в новую краску, добиваемся того, что все обитатели диковинного зоопарка становятся разноцветными. Такая техника рисования очень нравится детям.
Граттаж
В переводе с французского – «скрести,
царапать». Способ выполнения
рисунка путем процарапывания пером
или другим острым инструментом по
бумаге, картону, залитых тушью
Такой способ рисования требует большой предварительной подготовки. В зависимости от
задуманной темы, весь лист бумаги закрасить яркими светлыми пятнами гуашевой краской. Дождитесь, когда краска просохнет и не останется ни одного сырого пятна. Растопите на водяной бане парафин, нанесите широкой кистью, не оставляя просветов, на весь лист.
Парафиновую поверхность тщательно покройте раствором, состоящим из 1 части туши, шампуня, части гуаши.
После того как лист высохнет, можете приступать к
рисованию.
Перед практическим занятием с детьми вспоминаю основные особенности нанесения
штриховки, разновидности штриха, линий, что помогает детям выполнять работы.
Это рисование необычное : нужно процарапывать задуманный сюжет шариковой ручкой (не пишущей, Ученическим пером или остро заточенной палочкой. Царапаем до тех пор, пока не появится слой ярких красок. Рисование интересное, но длительное, по этому проводить его лучше в 2 этапа.
Темы для заданий могут быть различными. В черно-белом исполнении очень интересными получаются темы «Ночной город», «Зимний лес», в цветном исполнении – «Космос», «Сказочные замки», «Жар-птица», «Подводное царство» и многое другое.
Рисунки пластилином
Само название - пластилин – говорит
о великолепных пластических
свойствах. Он легок в работе, изделия
из него долго сохраняют форму
Работа с пластилином позволяет познакомить детей с различными видами искусства, такими как, например, пластический рисунок. При лепке орнаментов и рельефов дети знакомятся с декоративно- прикладным искусством, народным творчеством. Из пластилина можно выполнять объемные игрушки, полуплоскостные композиции и плоские рисунки.
Лепить из пластилина пробовали все дети, а вот рисовать этим материалом доводилось не каждому.
Между тем это занятие весьма необычное и увлекательное. Особой подготовки оно не требует, достаточно иметь пластилин вместо красок.
На листе бумаги предварительно выполните эскиз будущего рисунка. Лучше рисовать крупные стилизованные формы любого жанра, пейзаж, натюрморт. Для создания рисунка используем любую жесткую основу нужного формата (картон, ДВП, пластик). Заполняйте пластилином внутреннюю часть контура, в зависимости от задуманной композиции. Отдельные части композиции могут иметь объемные, выпуклые формы.
Монотипия
Монотипия – вид графики: краски от
руки наносятся на гладкую
поверхность формы, полученный
оттиск всегда бывает единственным
Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, ближе к центру, нанести кисточкой несколько ярких цветных пятен, акварелью, гуашью или тушью. По линии сгиба сложите лист пополам и хорошенько прогладьте его ладонью, произнося волшебные слова. Именно они помогут детям войти в мир волшебного превращения.
Откройте и посмотрите, что же получилось. Детям доставляет удовольствие узнавать сказочных животных, растения, цветы.
С помощью своего воображения они дорисуют их кисточкой, фломастером, цветными карандашами. Можно продолжить игру: добавлять краску и открывать лист много раз. И каждый раз новый рисунок. И каждый раз единственный.
Рисунок с геометрическими фигурами
Приготовьте листы бумаги с наклеенными на них геометрическими фигурами – это заколдованные «волшебником» картинки. Чтобы расколдовать эти картинки понадобиться «волшебная палочка» (карандаш, мелок, кисточка и т. п., с помощью которой необходимо найти сходство между разными геометрическими фигурами и окружающими нас предметами
и путем дорисовки получить целые изображения. Такая техника рисования развивает изображение детей.
Рисунок с солью
Если акварельный рисунок посыпать солью, она пропитывается краской и создает эффект
зернистости. Рисуйте очень быстро, так как соль нужно сыпать на влажную краску. Поэтому рисуйте по мокрой бумаге, заполняя краской весь формат. После того как рисунок высохнет, стряхните лишнюю соль. Прилипшую соль можно соскрести, а можно и оставить на рисунке.
Рисунок на мятой бумаге
Приготовьте для рисования тонкую бумагу
(рисовальную, смочите ее водой при помощи губки. Дождитесь полного высыхания и начинайте как следует мять бумагу. На бумаге должно появиться множество мелких трещин. Осторожно разложите бумагу на столе, слегка разгладьте ее.
Приступайте к рисованию. Рисовать желательно акварелью или гуашью. Ломанные линии создают эффект объемности. В этой технике получаются прекрасные пейзажи.
Батик
Слово «батик» происходит от
названия маленького племени
батаков, применявших особые
способы при росписи тканей
Искусство настоящего батика включает в себя несколько основных приемов исполнения. Не все приемы доступны в исполнении для детей. Поэтому с детьми выполняются менее трудоемкие способы.
Рисовать можно акварелью, гуашью, тушью, специальными красками для росписи по ткани. Ткань, на которой работает ребенок, должна быть чистой, хорошо отглаженной, натянутой и закреплена в раме.
Техника свободной росписи
Хорошо освоив рисование акварелью по мокрой бумаге, можно приступить к росписи по мокрой ткани. На влажную ткань (предварительно выполнив эскиз рисунка) нанести краску широким флейцем с растяжками цвета. Проработку выдувая через соломинку, можно создать дополнительный эффект на ткани, получив необыкновенные очертания деревьев и кустарников.
Техника трафаретной росписи
Первые упражнения можно провести с детьми, печатая на ткани. Готовые формы могут быть вырезаны из картона, ластика, сырого картофеля, моркови или фанеры с хорошо обработанными краями. Также можно использовать различные мелкие формы: пуговицы, пробки от бутылок и т. д. С их помощью можно создать различные узоры и несложные композиции: фантастический лес, жизнь подводного царства, космический мир. К формам отпечатанным на ткани, тонкой кистью можно пририсовать недостающие детали : хвостики усики, прожилки и т. д.
Узелковая техника
Узелковая техника позволяет украшать значительные по величине размеры ткани. Ткань покрывается цветовым фоном, поэтому можно использовать испорченные пятнами кофе или чая скатерти или салфетки.
Эффективно смотрится композиция «Цветы в вазе», выполненная в узелковой технике. На ткани в нескольких местах, в зависимости от задуманной композиции, завязать узелки. Или сформировать пальцами узелок и туго перевязать крепкой ниткой или проволокой. Складки тщательно прокрасить краской или тушью того цвета, который выбрал ребенок. Узелок – это серединка будущего цветка. После того как все цветы для будущего букета прокрашены, необходимо развязать их и разгладить. Середину каждого цветового пятна пометить более темным цветом, или любым контрастным цветом, для оживления рисунка. Тонкой кисточкой прорисовать стебельки, вазу. При помощи трафаретов напечатать листья, орнамент на вазе, тампоном нанести фон. Композиция готова. В заключение прогладить ее через газету.
Бархатный тон
На кончик щетки равномерно наберите немного гуаши. Наклоните щетку над листком бумаги, а картонкой или расческой осторожно проведите по ворсу щетки. Брызги разлетятся по чистому листу.
Такую необыкновенную бумагу можно использовать для создания аппликационных композиций.
При помощи этой техники можно изобразить космос. Предварительно нарисуйте и вырежьте из плотной бумаги звезды, круглые планеты, ракету. Полученные фигуры разложите на большом листе синего или черного цвета и плакатной мастикой наклейте их к листу. После высыхания краски осторожно снимите фигурки с бумаги. Тонкой кисточкой внесите отдельные элементы в темный цвет ракеты, звезд, планет. По этому принципу возможны композиции на любую тему.
Кляксография с трубочкой.
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно — капельку.
Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Рассматриваем изображение: «На что оно похоже?» Недостающие детали дорисовываются. Можно не только дуть на кляксу из трубочки, но и наклонять бумагу в разные стороны.
Рисование манной крупой
Для работы нам понадобится: цветной картон, клей ПВА, простой карандаш, манная крупа, а так же для более эффектного изображения можно дополнить рисунок другой крупой (рис, гречка, маш).
На картоне нарисуйте контур рисунка простым карандашом. Клеем ПВА намажьте нужный участок внутри контура. Затем засыпьте участок манной крупой. Через некоторое время переверните картон и встряхните рисунок. Лишняя крупа осыпится.
Декупаж
Так называется оклеивания разноцветными рисунками. Вырезанные картинки способны украсить любой предмет – рамку для фотографий или картонную коробку. Можно предложить обклеить горшочки с цветущими комнатными растениями.
Сделайте цветные ксерокопии книжных иллюстраций, рисунки взять из старых журналов, с подарочной бумаги. Постарайтесь подобрать рисунки в едином колорите, чтобы вместе они составили гармоничную картину.
Только дети хорошо владеющие работой с ножницами, могут участвовать в этой работе. Аккуратно вырезать изображение маленькими ножницами, смазать с обратной сторона клеем ПВА. Мотивы можно наклеивать в
плотную друг к другу, полностью закрывая всю поверхность предмета, или на расстоянии. Лишний клей осторожно удалить сухой тряпочкой. После высыхания покрыть рисунок лаком.
Литература
1. Ананьев Б. Г. О проблеме современного человекознания. /Б. Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2001.-272с.
2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей /Д. Б. Богоявленская. - М. : Издательский центр Академия, 2002. 320 с.
3. Венгер Л. А. Педагогика способностей / Л. А. Венгер. – М. : Педагогика, 1973. 117 с.
4. Вергелес Г. И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии [Электронный ресурс]// Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. №100. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-obschih-tvorcheskih-sposobnostey-kakproblema-pedagogicheskoy-psihologii ( дата обращения: 23.02.2018).
5. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребё нок : монография / Н. А. Ветлугина. – М., 1972. 288 с.
6. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду. М., 1978. 208с.
7. Выготский Л. С. Психология развития человека. /Л. С. Выготский. - М. : Смысл, Эксмо, 2005.-1136 с.
8. Гаврина С. Е. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, Н. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. – Ярославль: Академия и Ко, 2000.- 95с.
9. Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. / А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. Л. Куликова. - М. : Сфера, 1999.- 80с.
10. Гальперин П. Я. К психологии творческого мышления/ П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. – 1982. - № 5.
11. Грановская Р. М. Творчество и преодоление стереотипов. / Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская. - СПб. : ОМS, 1994.- 192с.