Приложение МААМ

Нетрадиционные технологии для повышения речевой активности детей раннего возраста (1,5–2 года)

Елена Карпова
Нетрадиционные технологии для повышения речевой активности детей раннего возраста (1,5–2 года)
▼ Скачать + Заказать документы

Язык – важнейшее средство человеческого общения. Одной из главных задач дошкольного образования является обучение детей родному языку, развитие речи и способности речевого общения, то есть речевой активности, которая является свойством личности и выражается в умении высказать свою мысль и воспринять речь другого субъекта речевой коммуникации.

Публикация «Нетрадиционные технологии для повышения речевой активности детей раннего возраста (1,5–2 года)» размещена в разделах

Но, к сожалению, как показывает практика, в последние годы проблема повышения речевой активности у детей стала одной из наиболее актуальных в педагогике. В подготовительной группе высок процент детей с низкой речевой активностью. В большинстве семей из-за желания родителей обеспечить достойное существование их общение со своими детьми сведено до минимума. А ведь для ребёнка именно взрослый является главным носителем языка. Да, что и говорить, даже речь дипломированных воспитателей далека и от фонетических норм, и от орфоэпических.

Так как же решать проблему повышения речевой активности детей?

Ещё Василий Александрович Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что "ум ребёнка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. Именно руки учат ребёнка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться".

Все мы применяем традиционные технологии для развития речи наших детей. Это, что касательно раннего возраста, игры на развитие речевого дыхания, упражнения с элементами звукоподражания и, конечно же, пальчиковую гимнастику. И это правильно, и должно иметь место быть. Но традиционные технологии уже не дают такого положительного результата, как хотелось бы. И здесь на помощь приходят нетрадиционные техники. Что же к ним относятся?

1. Мнемотехника (искусство запоминания, позволяющая решить такие задачи, как развитие связной монологической и диалогической речи, развитие умения с помощью графической аналогии запомнить и вспомнить уже знакомые названия и предметы, а также обучение правильному звукопроизношению. У младших дошкольников мышление наглядно - образное. То есть им очень важно, чтобы слово сопровождалось наглядностью (не просто слышать, но и видеть). Для детей раннего возраста подходят простейшие мнемотаблицы в цвете: солнышко - жёлтое, ручеёк, небо - синее, ёлочка - зелёная, ягодка - красная)

2. К нетрадиционным технологиям относится Су - Джок - терапия (Су - кисть, джок - стопа, положительно влияющая на развитие речевого аппарата. Очень замечательно, если каждое ваше занятие будет сопровождаться рифмованной потешкой. Но дело в том, что с младшими дошкольниками затруднительно проводить Су - Джок - терапию. Потому что основным элементом этого массажа является прокатывание шарика вверх- вниз от ладони до кончиков пальцев. Как объяснить это полуторагодовалому ребёнку? И вот здесь нам на помощь приходит обыкновенная еловая шишка (хорошо высушенная, которая благодаря своему размеру позволяет детской кисти массироваться полностью. А после можно уже взять внутреннее массажное кольцо из Су - Джок. Массаж им не вызывает трудности даже у самых маленьких. В любом случае мы, взрослые, всегда можем прийти на помощь. Здесь можно использовать потешку для запоминания названия пальцев.

Этот пальчик самый сильный, Этот пальчик безымянный, Самый толстый и большой. Избалованный он самый. Этот пальчик для того, А мизинчик хоть и мал, Чтоб показывать его. Очень ловок и удал. Этот пальчик самый длинный, Пальчики свои встряхнем И стоит он в середине. И немного отдохнём!

3. И конечно же, это наши любимые нетрадиционные пальчиковые игры. Их великое множество. Что же я использую в этой технике?

Самые первые наши игры – это игры с шишками. Причём я практикую одновременное катание шишек и ладошками, и стопами, как часть гимнастики после сна. Детки с шишками играют, Шишки ручки им щекочут. Меж ладошек их катают. Колются не больно – Ребятишки все хохочут: Детки все довольны!

Затем испробовала я и пальчиковые игры с водой, которые призваны способствовать развитию мелкой мускулатуры пальцев рук, снять мышечные зажимы, стимулировать речевую активность, и конечно же, развлечь детей, повысить эмоциональный тонус. Дождь полил, как из ведра, Будет лить он до утра. Кап-кап-кап. Кап-кап-кап.

Поистине удивительные результаты даёт массаж кистей рук с помощью коврика "Травка". Такой массаж не только оказывает благотворное влияние на весь организм, но также помогает решать наши коррекционные задачи: активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, оптико-пространственного восприятия и мелкой моторики рук. А сопроводительная потешка помогает запоминанию названий пальчиков. По травке будем мы шагать! Средний пальчик, попляши,

Свои ручки развивать! Постарайся от души!

Пальчики потопали, Безымянный дорогой, Потопали, потопали. Потанцуй и ты со мной. Ладошками похлопали, И мизинец маленький, Похлопали, похлопали. Самый он удаленький! Вот большой, он умный самый, 1, 2, 3, 4, 5! Потанцуй-ка вместе с нами. Мы закончили играть! Указательный, танцуй Пальчики свои встряхнём, И старайся, не балуй! И опять играть начнём.

Очень нравятся ребятам игры с бигуди. У нас бигуди крупные, шипованные, с держателем. Снимание держателя предполагает приложение усилия, что хорошо способствует развитию мелкой моторики. А катание можно сопроводить такой потешкой: Мы едем на лыжах, Мы любим забавы Мы мчимся с горы, Холодной зимы.

Прищепки - благодатный материал в помощи развития мелкой моторики рук и пальцев. Они способствуют скоординированию движения пальцев, помогают в развитии точности и ловкости, координируют зрительно -моторную систему. Практикуем мы и самомассаж зубными щётками, щётками для одежды и волос Я возьму зубную щетку, Станьте ловкими скорей, Чтоб погладить пальчики, Пальчики-удальчики!

В полном восторге мои малыши от игр с сыпучими предметами, крупами и стручковыми. Самое простое и, пожалуй, самое грязное занятие. Показываем детям, как можно пересыпать крупу из одной емкости в другую «через край», с помощью приготовленных вами приспособлений или просто руками и наблюдайте за процессом, а еще лучше – примите в нем активное участие. А уж если вы спрячете мелкие игрушки в фасоль или горох, то ребят будет просто не остановить!

Практикую я игры и с решеткой для раковины, можно взять подставку под горячее. Например, игра «Зоопарк». Берем решетку для раковины, кладем её на стол. Ребенок «ходит» либо указательными пальцами, как ножками, по этим клеткам, либо указательным и средним одной руки. Для более старших детей рекомендуется делать «шажки» на каждый ударный слог, но моим деткам этого не понять, поэтому мы просто «бродим» по зоопарку.

В зоопарке мы ходили, И смотрели всех подряд: К каждой клетке проходили Медвежат, волчат, бобрят.

Развитие координации движений мелкой моторики рук способствуют и игры с резинками (для волос и для денег) Надели резинки на пальчики… немного фантазии – и вот вы уже гармонисты: Пальчики мы раздвигаем – На гармошке мы играем. На гармошке мы играем. 1, 2, 3, 1, 2, 3! Мы резинку раздвигаем – Я играю, посмотри!

Пальчиковые игры в течение дня следует проводить 2 – 3 раза по 2 – 5 минут. Сделайте консультацию для родителей, чтобы убедить их в необходимости этого процесса. Пусть они поиграют с малышом и в выходные дни.

В заключении хочу сказать, что нетрадиционные технологии должны соседствовать с традиционными. Давайте вспомним знаменитую сороку – ворону. Здесь вам и точечный массаж ладошки, и массаж каждого пальчика, здесь и нравственное воспитание: этому каши не дала, потому что не работал. Ко всему прочему такая игра - это еще и мини-спектакль, который «оживляет» героев стихотворения. И ещё пальчиковые игры – это не только способ развития ребёнка, но и отличный способ поднять настроение и весело провести время.

Публикации по теме:

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Дидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возрастаДидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возраста Все мы знаем, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности, и что чем лучше развита у ребёнка речь, тем полноценнее.

Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Дата проведения контроля.

Проект по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр «Пять братьев»Проект по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр «Пять братьев» Проблема развития речи детей – одна из основных задач детского образовательного учреждения, так как речь – это главное орудие человеческого.

Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр» Вид проекта – творчески, познавательный. Участники проекта — воспитатель, дети младшей группы, родители. Продолжительность — среднесрочный.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей раннего возраста В 2019 году мы впервые набрали группу от 1,5 до 3 лет. Ни для кого не секрет, что современные дети приходя, в дошкольное учреждение почти.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные технологии для повышения речевой активности детей раннего возраста (1,5–2 года)
Опубликовано: 20 марта 2023 в 15:52
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные технологии для повышения речевой активности детей раннего возраста (1,5–2 года)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Карпова (УИ 3064118) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД