Эдита Савичева
Невербальная коммуникация: понятие, средства и роль в процессе общения
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Жесты, мимика, интонации - важнейшая часть общения. Порой с помощью этих средств (их называют невербальными) можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Наверное, каждый может вспомнить, как он сам прибегал к красноречивым взглядам и жестам или "читал" ответ на лице собеседника. Такая информация пользуется большим доверием. Если между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) возникает противоречие: говорит человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, очевидно, большего доверия заслуживает невербальная информация. Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств- 38%, мимики, жестов, позы - 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.
Публикация «Невербальная коммуникация: понятие, средства и роль в процессе общения» размещена в разделах
Актуальность. Ученые до сих пор спорят о том, в какой степени способность к языку жестов является врожденной, как быстро она развивается в тот период, когда человек учится говорить, и какою роль в ее развитии играет подражание окружающим. С тех пор как ученые впервые заинтересовались невербальной коммуникацией, было выявлено множество поразительных вещей. По мнению экспертов, до двух третей сообщений поступает по невербальным каналам связи. Наряду с речевым восприятием постоянно курсируют сообщения, которые мы принимаем и на которые реагируем, прежде чем сознание подвергнет их рациональному анализу.
2Невербальная коммуникация
Понятие невербального общения сформировалось в середине ХХ века. В настоящее время изучением неречевого поведения занимается преимущественно психология. Именно наука, психология, смогла найти ответы на многие вопросы, описать и классифицировать такое явление, как неречевая передача информации.
2.1 Понятие, средства и роль невербальной коммуникации
Не стоит путать такие понятия как "невербальное общение" и "невербальная коммуникация". "Невербальное общение" является более широким понятием, чем "невербальная коммуникация". Психолог Лабунская Вера Александровна дает такое определение: «невербальное общение - это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека. Невербальная коммуникация - это система символов и знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности. Она имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система".
Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального общения.
Рассмотрим коммуникативные средства общения:
1. Фонационные средства (логическое ударение, интонация, вздох, темп и пр.)
2. Оптико-кинетические средства (мимика; жесты; позы;)
3. Знако-символические средства (предметы, окружающие человека, особенности почерка, фотографии и изображения, пиктограммы)
4. Тактильные средства (обоняние, осязание, слух и вкус).
5. Пространственно–временные средства (расположение собеседников и дистанция,способ использования времени: монохронныйтип (возможен только один вид деятельности водно и то же время) и полихронный (несколько дел)
2.2 Коммуникативное развитие детей с умственной отсталостью
Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни существенно отличается от развития нормальных детей. Как правило, наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему, общая патологическая инертность.
Не развиваются своевременно и предпосылки развития речи: предметное восприятие и предметные действия, общение со взрослым и, в частности, доречевые средства общения. Наблюдается недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха, в результате у умственно отсталых детей не возникает своевременно не только лепет, но и гуление.
С точки зрения развития речи умственно отсталые дети представляют собой весьма неоднородную категорию. Среди них имеются дети, совсем не владеющие речью, и дети с формально достаточно хорошо развитой речью. Но всех их объединяет ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к данной ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от действительности - с другой. Речь не отражает истинных интеллектуальных возможностей ребенка, не может служить полноценным источником передачи ребенку знаний.
Для них свойственна сниженная направленность на речевое общение и взаимодействие с окружающими. Им плохо удается взаимодействие со взрослыми и другими детьми. Они недостаточно понимают то, что говорят окружающие и, соответственно, ведут себя не так, как следовало бы. Их общение проходит в условиях ограниченных, житейских, многократно повторяющихся ситуаций.
Недоразвитие коммуникативной функции речи не компенсируется и другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными. Анимичное лицо, плохое понимание жеста, употребление лишь примитивных стандартных жестов характерно для этой категории детей.
Ограниченность средств общения (как речевых, так и неречевых) ведет к тому, что умственно отсталые дети становятся отверженными в коллективе сверстников.
2.3 Коммуникативное взаимодействие с детьми с ОВЗ развитие навыков общения
Поскольку подавляющая часть таких «особых учеников» является «безречевой», альтернативная невербальная коммуникация составляет важное направление.
Под альтернативной невербальной коммуникацией понимается система способов и методов, как правило, помогающая выразить свои мысли и желания, дополняя или заменяя речь. Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.
В организации работы с неговорящими детьми, имеющими умеренную умственную отсталость, наибольший интерес представляют такие средства коммуникации как: оптико-кинетические средства (мимика; жесты; позы;); знако-символические средства (предметы, окружающие человека, фотографии и изображения, пиктограммы); тактильные (обоняние, осязание, слух и вкус). Владение навыками альтернативной коммуникации подразумевает:
использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом;
использование индивидуальных коммуникативных тетрадей с графическими изображениями объектов и действий путем указательного жеста;
использование доступных жестов для передачи сообщений;
общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, планшет и др.)
Мимика, жесты, позы. Система жестов используется не только для глухих, но и других «неговорящих» или «плохоговорящих» людей
Формирования коммуникативных навыков осуществляется в условиях особого построения коррекционно-развивающей и воспитательной работы. Занятия и повседневное общение воспитателя с детьми проходят с обязательным обучением детей использованию жестов, мимики и позы. Они учатся по показу воспитателя сопровождать слова и выражения характерными выразительными движениями, звуками. Это позволяет им перевести значение слов и фраз на двигательно-зрительный, двигательно-слуховой и двигательно-зрительно-слуховой уровни.
Существуют разнообразные технологии и подходы в обучении безречевых детей использованию невербальных средств в целях коммуникации. Так, Блажнокова И. М., Ульянцева М. Б., Комарова С. В. и др. рекомендуют выделить для коррекционной работы специальное направление - занятия по игровой и пластической импровизации с элементами арт-терапии, музыкальной и данс-терапии, на которых будут осваиваться «коды» коммуникативного процесса – различные знаковые системы (система «глазного контакта», оптико-кинестетическая система – жесты, мимика, пантомимика, пара- и экстралингвистические системы – интонация, пауза). По мнению Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П., Зарина А., Соколовой Н. Д., для формирования коммуникативных умений и развития речи, освоения невербальных средств общения необходимо создание особой среды, побуждающей детей с интеллектуальной недостаточностью к общению. Основанием последнего должны стать сформированные предметные, предметно-игровые и другие виды действий.
Пиктограммы. Работа с пиктограммами проходит в несколько этапов. К первому отнесем знакоство ребенка с пиктограммой, установление связи между реальным предметом и графическим изображением. Это способствует обогащению словарного запаса, накоплению ассоциативных символов для дальнейшего общения и обучения. Ко второму этапу относится перенос символов на другие ситуациию. При этом расшираются возможности для передачи информации. Третий этап связан с грамматическим структуированием. Существует особая классификация составления предложений посредством пиктограмм. Так, слова, обозначающие предметы мы обозначаем на зеленом фоне, признаки — на голубом, действия — на красном фоне, а наречия, прелоги, союзы — на черном фоне. Например, «Корова мычит», ребенок в первую очередь выбирает и показывает карточки в такой последовательности, согласно которой и произносятся эти слова, чтобы получить нужную фразу.
Недостаточно только показать символ, обязательно следует произносить в этот момент слово, сопровождать его жестами и мимикой.
К функциям, которые выполняют «пиктограммы» в работе с «особыми детьми», относятся развитие средств общения, что впоследствии становится мотивацией и желанием к общению «особых детей», способствует усвоению письменных и читательских навыков, развитию основных процессов памяти, увеличению словарного запаса.
В результате такой трудоемкой работы происходит практическое ознакомление детей с различными невербальными средствами общения, осознается их коммуникативное назначение, расширяется опыт использования их как средства передачи информации, закрепляется навык использования общепринятых жестов, представления об окружающем наполняются богатым мультисенсорным содержанием, прочно соединяются с определенным движением и словом, словосочетанием.
Заключение
Процесс овладения невербальными средствами коммуникации является долгим и требует влияния со стороны педагога. Воспитатель имеет возможность работать в этом направлении как на занятии так и в режимные моменты, на индивидуальных и групповых занятиях.
Вместе с тем, методические рекомендации к существующим современным программам обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью не отражают в должной мере специфику развития и общения безречевых детей, воспитывающихся в условиях детского дома-интерната, что говорит о еще недостаточной изученности данной проблемы. Знание специфики освоения невербальных средств общения умственно отсталыми детьми, по мнению Шипицыной Л. М., необходимо для оказания более эффективной психолого-педагогической помощи этим детям.
Планомерная и систематическая работа даёт положительный результат: мы наблюдаем возрастную динамику коммуникативных умений у обучающихся.