Анна Прокудина
Конспект НОД в подготовительной группе «Невидимка-воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности:
«Невидимка-воздух».
(подготовительная к школе группа)
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Цель:
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Невидимка-воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, значением для жизни человека. Развивать творческие способности детей через познание (ознакомление с окружающим миром) и художественное творчество (оригами и рисование).
Задачи:
Образовательные: учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы; способствовать расширению представлений детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; учить детей самостоятельно проводить опыты, добиваться необходимого результата.
Развивающие: Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования; развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы; развивать речь-доказательство.
Воспитательные: воспитывать интерес к исследовательской деятельности; воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы, инструменты, оборудование: интерактивная доска; подготовленная презентация на тему «Невидимка-воздух»; полиэтиленовые пакеты, бутылочки, салфетки, пустая пластиковая бутылка, воздушный шарик, тазик с горячей водой, песочные часы, мандарин; клей, фломастеры, салфетки, доски для лепки, декоративная полянка, заготовки для вееров; аудиозапись с композицией И. С. Баха «Воздух».
Предварительная работа: рассматривание энциклопедий; наблюдения на прогулках за силой ветра; беседы о воздухе и его свойствах.
Ход работы:
I. Мотивационно-организационный этап.
Воспитатель: Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь,
Он невидимый, и всё же,
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
Воспитатель: Верно, ребята. Это воздух. (слайд №1). Сегодня мы будем вести речь именно о воздухе. Давным-давно в космосе появилась наша планета ЗЕМЛЯ, и оказалось, что именно здесь может возникнуть жизнь. Потому что на Земле есть вода и ВОЗДУХ. Вся наша планета окутана прозрачным покрывалом – воздухом.
II. Познавательная часть.
Воспитатель: Ребята, скажите, вы видите воздух?
Дети: Нет, мы его не видим.
Воспитатель: Давайте рассмотрим нашу группу. Что в ней находится?
Дети: дают ответы.
Воспитатель: Вы правы: наша группа большая и просторная, здесь много всего интересного (игрушки, столы, стулья, полки, интерактивная доска и т. д.). А что же находится между полом и потолком, стенами, там, где пусто?
Дети: воздух.
Воспитатель: совершенно верно - воздух. Я тоже его не вижу, но он окружает нас. Давайте попробуем это доказать. Подходите к своим рабочим местам. Взгляните на эти предметы. Давайте назовем то, что мы здесь видим.
Дети: пакеты, бутылочки, салфетки.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой из этих предметов нам поможет доказать то, что воздух невидим?
Дети: полиэтиленовые пакеты.
Воспитатель: Какие они?
Дети: плоские, пустые.
Воспитатель: В них что-нибудь есть?
Дети: нет.
Воспитатель: Раскройте пакеты и взмахните ими, а потом зажмите кончик. Что случилось?
Дети: пакет стал твердым, выпуклым, упругим, объемным и т. д.
Воспитатель: Как вы думаете, что в нем оказалось?
Дети: воздух.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Мы можем сделать вывод о том, что нас окружает воздух. Сквозь него мы видим окружающие предметы. Значит воздух прозрачный.
Воспитатель: Итак, мы пришли к выводу о том, что воздух невидим. Ребята, а зачем же нам нужен этот «невидимка»? Как вы считаете?
Дети: Воздух нам необходим для того, чтобы дышать.
Воспитатель: Верно, воздухом мы дышим. Попробуйте все задержать дыхание, а я с помощью песочных часов засеку время…. Вот видите, вы совсем недолго могли обходится без воздуха. Даже взрослые люди могут задерживать дыхание не более, чем на 2 минуты. Как вы вдыхаете воздух? Дети: носом.
Воспитатель: Да, ребята: воздух проделывает большой путь внутри нас: попадает в нос, там согревается и проходит через гортань в наши легкие. Затем выходит обратно (Слайд №2). Давайте попробуем вдохнуть еще раз глубоко носом, а выдохнуть через рот очень сильно. Вы что-то услышали? Дети: Да, мы слышим звуки.
Воспитатель: Вы правы. Оказывается воздух можно услышать. Скажите, как мы можем это доказать?
Дети: С помощью бутылочек. Мы можем в них подуть и услышать звуки.
Воспитатель: Давайте проведем такой эксперимент: берем бутылочку и прикладываем к нижней губе. Подуем. Что-нибудь происходит?
Дети: да, мы слышим звуки.
Воспитатель: Верно: звуки рождаются тогда, когда воздух дрожит. Поэтому разговаривая, мы можем слышать друг друга.
Друзья, теперь предлагаю вам сесть на стульчики и понаблюдать за опытом, который я вам продемонстрирую. Вы можете только наблюдать, поскольку я буду работать с горячей водой. У меня есть пластиковая бутылка, на которую надет воздушный шарик. Шарик не надут. Бутылка с шариком помещается в тазик с горячей водой. Наблюдаем.
- Что произошло?
Дети: шарик немного надулся.
Воспитатель: Как вы думаете, почему шарик надулся? (выслушиваю предположения). Вынимаю бутылку из воды, даю детям потрогать.
- Какая она наощупь?
Дети: теплая.
Воспитатель: Почему она стала теплой?
Дети: нагрелась от горячей воды.
Воспитатель: Что внутри бутылки?
Дети: воздух.
Воспитатель: Что же стало с воздухом после того, как бутылку опустили в горячую воду?
Дети: воздух нагрелся.
Воспитатель: Верно ребята – воздух нагрелся и наш шарик надулся. Какой вывод мы можем сделать? Что происходит с воздухом, когда он нагревается?
Дети: Мы можем сделать вывод о том, что при нагревании воздух расширяется.
Воспитатель: Смотрите, мы вынули бутылку из тазика, что произошло с шариком?
Дети: шарик сдулся.
Воспитатель: Да, наш шарик сдулся. Какой вывод мы можем из этого сделать?
Дети: Воздух при охлаждении сжимается.
Воспитатель: Итак, воздух бывает теплым и холодным. Если долго дышать холодным воздухом, то можно заболеть.
Давайте дальше исследовать нашего «невидимку». Скажите воздух имеет запах?
Дети: нет.
Воспитатель: Ребята, сам по себе воздух запаха не имеет. Вы правы. Но сейчас я устрою для вас еще один небольшой эксперимент. Закройте глаза и не подглядывайте. Воспитатель чистит мандарин. Ребята, чем-нибудь пахнет?
Дети: мандарином.
Воспитатель: Верно. Как вы считаете почему мы чувствуем этот запах? (выслушиваю предположения детей). Ребята, невидимка-воздух разнес по группе крошечные капельки пахучего вещества. Сам воздух, как вы правильно отметили не пахнет ничем. Но он, словно губка, впитывает в себя разные запахи и тогда, понюхав его, можно узнать, где же побывал наш невидимка.
- А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.
III. Физкультминутка
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания – руки вверх).
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья –
Вправо-влево, взад-вперед,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, назад-вперед).
Мы взбираемся на холм. (Ходьба на месте).
Там немного отдохнем. (Дети садятся).
IV. Продуктивная деятельность
Воспитатель: Ребята, мы уже довольно много узнали о воздухе и о его свойствах. Он не видим, не имеет цвета, вкуса и запаха. Но воздух имеет еще одно важное свойство. Взгляните перед каждым из вас лежит салфетка. Что мы можем с ней сделать?
Дети: мы можем подуть на нее.
Воспитатель: Давайте попробуем. Что произошло?
Дети: салфетка улетела.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать из этого?
Дети: Воздух способен перемещать предметы.
Воспитатель: А когда это происходит в природе?
Дети: Когда дует сильный, резкий ветер.
Воспитатель: Да, вы правы. Силу ветра мы можем ощутить на себе. Порой ветер бывает суровым и хочется спрятаться от него, согреться, выпив чашечку чая. А вот в жаркий день так хочется, чтобы подул легкий ветерок и стало чуточку прохладнее. Я предлагаю вам подготовится к жарким летним дням и сделать самим веер. Но вееры наши будут не простые, а в виде замечательных ежиков, которых мы уже начали с вами изготавливать. Давайте посмотрим на экран и вспомним, что мы с вами уже сделали. (Слайд №4). На экране отображены этапы работы, воспитатель комментирует слайды.
Итак, перед каждым из вас лежит ваш ежик.
Теперь посмотрим на технологию изготовления веера. Внимание на экран (Слайд №5). Воспитатель комментирует слайды, на которых представлена технология складывания веера.
Воспитатель: Итак, берем своего ежика и начинаем очень аккуратно складывать лист гармошкой. А работать мы будем под великолепную музыку великого композитора И. С. Баха, эта мелодия так и называется «Воздух».
Дети работают; воспитатель наблюдает за ходом работы и комментирует рабочий процесс.
- Вот и получились у нас замечательные и очаровательные ежики-вееры. Давайте им помашем. Что вы чувствуете?
Дети: Мы чувствуем, как воздух движется.
V. Рефлексия
- Ребята, вы все большие молодцы! У всех замечательные ежики-вееры. Можно сказать, что мы с вами уже готовы к жаркому лету. А пока что поместим наших ежиков вот на такую замечательную полянку. И пока мы будем ждать лето, они будут украшать нашу группу.
Расставляем получившихся ежиков.
Воспитатель:
- Ребята, скажите вам понравилось наше сегодняшнее занятие? (ответы детей)
- Что вам запомнилось вам больше всего? (ответы детей)
- Вам понравилось, как необычно мы украсили нашу группу? (ответы детей).
Воспитатель делает вывод: (Слайд №6). Воздух-невидимка укрывает Землю, словно толстое одеяло. Под этим воздушным одеялом плещутся моря, зеленеют леса, живут рыбы, птицы, животные, люди. Чистый воздух – одно из главных богатств природы. Мы считаем, что воздуха на всех хватит и не всегда его бережем. Воздух засоряют машины, фабрики, заводы, которые выбрасывают в него много вредных веществ. Чтобы сохранить чистым воздух на планете надо не только беречь леса – легкие планеты, но и сажать как можно больше новых. Об этом мы с вами непременно поговорим на следующем занятии.