Марина Лобастова
НОД №1 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Инструменты»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
-расширять представления детей о разных видах инструментов, о применении их в работе людьми разных профессий;
-активизировать словарный запас по теме;
-учить подбирать слова-действия к словам-предметам, образовывать прилагательные от существительных;
-тренировать в умении распространять предложения и составлять описательный рассказ о предмете по плану;
-развивать фонематические процессы, слуховое внимание, мышление;
-воспитывать у детей уважительное отношение к труду взрослых.
Оборудование: презентация, мяч, предметные картинки с изображением рабочих инструментов.
Публикация «НОД №1 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, Тема „Инструменты“» размещена в разделах
- Инструменты, орудия труда
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Ход НОД
1. Организационный момент: «Какие предметы спрятаны на картинке?»
Логопед предлагает детям посмотреть на экран и назвать предметы в условиях наложения.
(слайд 1)
Логопед. Предлагаю посмотреть на экран… и ответить на вопрос полным предложением: какие предметы вы видите на экране? (Я вижу пилу. Я вижу молоток. И т. д.) Как одним словом назвать все эти предметы? (Это всё инструменты.)
-Ребята, сегодня мы будем говорить об инструментах.
2. Основная часть.
Беседа.
-Что такое инструменты? (Инструменты – это предметы, которые помогают людям в работе.)
-Значит, это, какие инструменты? (Рабочие инструменты.)
(слайд 2)
-Первые инструменты появились очень давно. Ими пользовались еще первобытные люди. Сначала это был просто камень, привязанный к палке.
-Как вы думайте, на какой современный инструмент он похож? (Он похож на топор.)
-(пробел) С помощью таких инструментов люди строили жилище, добывали пропитание, изготавливали предметы, необходимые для жизни.
-(слайд 3) Затем люди научились делать инструменты из железа. (пробел) Профессия кузнеца и в наше время востребована.
-(слайд 4) В современном мире появился электроинструмент, что значительно облегчило работу людям.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Игра «Отгадай, какое слово задумано».
(слайд 5)
Перед детьми картинки с изображениями инструментов. Логопед называет первый и последний звуки в слове, а дети отгадывают, какое слово задумано. Слова: ножницы, топор, пила, лопата, грабли, молоток, веник, нож.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Игра с мячом «Назови действие».
Лопатой, что делают? (Лопатой копают.)
Веником, что делают? (Веником подметают, метут.)
Топором, что делают? (Топором рубят.)
Молотком, что делают? (Молотком вбивают, забивают.)
Ножом, что делают? (Ножом режут.)
Пилой, что делают? (Пилой пилят.)
Ножницами, что делают? (Ножницами разрезают, стригут.)
Граблями, что делают? (Граблями сгребают, убирают.)
-Как я вас всё время спрашивала? (Что делают)
-А вы что называли? (Слова-действия.)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Составление распространённых предложений.
Лопатой копают, что? (Лопатой копают землю.)
Веником подметают, что? (Веником подметают пол.)
Топором рубят, что? (Топором рубят дрова.)
Молотком вбивают, что? (Молотком вбивают гвоздь.)
Ножом режут, что? (Ножом режут хлеб.)
Пилой пилят, что? (Пилой пилят доски.)
Ножницами разрезают, что? (Ножницами разрезают бумагу.)
Граблями сгребают, что? (Граблями сгребают листья.)
-Как я вас всё время спрашивала? (Что)
-А вы что называли? (Слова-предметы.)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
(слайды 6-11)
Игра «Закончи предложение».
Строителю нужны … строительные инструменты.
Садовнику нужны … садовые инструменты.
Врачу нужны … медицинские инструменты.
Швее нужны … швейные инструменты.
Столяру нужны … столярные инструменты.
Сапожнику нужны … сапожные инструменты.
(слайд 12-пустой)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Составление рассказа-описания об инструменте по плану.
Название инструмента.
Человеку какой профессии он принадлежит?
Назначение инструмента.
Из какого материала изготовлен инструмент?
Например: «Это лопата. Лопата нужна садовнику. Лопатой садовник копает землю. Лопата сделана из железа. Значит, она железная».
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Упражнения по самомассажу рук.
1.«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы крутили карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
2.«Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.
Ножик должен острым быть.
Будем мы его точить,
Чтобы чистил нам морковку
И картошку на готовку.
3.«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью другой руки.
Пилим, пилим мы бревно –
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Упражнение на дыхание «Постучи молотком»
Стоя, выполнять наклоны. Руки вытянуты вперёд, пальцы сомкнуты в замке. Наклон – вдох. Выдох произвольный.
А ну-ка веселее
Ударим молотком,
Покрепче, поровнее
Мы гвоздики забьё м:
Тук-тук, тук-тук.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Составление рассказа-описания об инструменте по плану детьми.
3. Заключительная часть.
Игра «Стихи-небылицы».
Логопед предлагает детям прослушать стихотворение и найти в нём ошибки.
Кистью гвозди забивают,
Подметают молотком,
Землю ножиком копают,
Ну а пилят топором.
С. Чешева
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Логопед. Вот и закончилось занятие. Вместе вспомним, о чём говорили, что делали … .