Папки-передвижки

НОД «Культура и традиции мордовского народа» в старшей группе компенсирующей направленности (10 фото)

Галина Синютина
НОД «Культура и традиции мордовского народа» в старшей группе компенсирующей направленности

НОД "Культура и традиции мордовского народа".

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое разви-тие», «Физическое развитие».

Цель:

Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о культуре и традициях мордовского народа.

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить знания о том, что Мордовия - часть большой страны Россия;

Публикация «НОД „Культура и традиции мордовского народа“ в старшей группе компенсирующей направленности» размещена в разделах

- дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился.

- продолжать знакомить с историей мордовского края, с достопримеча-тельностями г. Саранска;

- продолжать закреплять знание своей фамилии и отчества:

-знакомить детей с характерными особенностями мордовской вышивки, учить соединять элементы мордовского узора в зависимости от назначения предмета. Ввести рисование такого элемента, как «восьмиконечная звез-да», «ступеньки».

Развивающие:

- Развивать творческие, композиционные способности, воображение воспитанников);

- развивать интерес к орнаментике женского национального костюма;

- развивать навыки речевого общения, умение воспринимать на слух читаемый текст.

Воспитательные:

- Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине;

- расширять представления об искусстве, традициях и обычаях мордов-ского народа;

- формировать интерес к культуре, предметам быта, национальной одежде, мордовским языкам;

- продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций в книгах о Мордовии, открыток, фотографий достопримечательных мест г. Саранска.

Оформление выставки в «мордовском уголке»

Индивидуальные беседы с детьми.

Заучивание стихов.

Посещение мордовской избы «Светелка»

Словарная работа: родина, Россия, дворец культуры, музей, памятники, собор, орнамент.

Методические приемы.

Словесный.

Наглядный.

Игровой.

Практический.

Материал и оборудование.

Куклы в мордовской одежде (мокшанка, эрзянка).

Образцы элементов мордовской вышивки.

Заготовки для индивидуальной работы (силуэты женской одежды, аудиозапись «Мордовские народные песни».

Акварель, кисти, баночки с водой, салфетки.

Тематические альбомы о Мордовии.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет очень интересное занятие о том, как люди жили в прошлом, какой у них был быт, традиции, обычаи. Но сначала, скажите мне, как называется страна, в которой мы живем?

- Россия.

- Назовите столицу России?

- Москва.

- А как называется наша республика?

- Наша республика называется Мордовия.

- Назовите столицу Мордовии?

- Саранск.

Воспитатель: А как называется город в котором мы живём?

- Саранск

Воспитатель: Да, ребята, мы живем с вами на мордовской земле. Она очень красивая, самобытная и многонациональная.

- Люди, каких национальностей живут у нас в Мордовии? (Ответы де-тей)

Воспитатель: Русские,татары, мордва. Но коренными жителями Мордовии являются мордва: эрзя, мокша и шокша. Мордовский народ очень любит свой край, и старается сделать его еще богаче и краше. Сколько у нас в городе замечательных мест: Кафедральный собор имени Ф. Ушакова, музеев, театров, спортивных комплексов, стадионов, ледовых дворцов, культурно-развлекательных центров, памятников и т. д.

- Какие еще достопримечательности Саранска вы знаете? (Ответы де-тей).

- Молодцы. Я предлагаю вам посмотреть фотографии о нашем городе Саранске. Вы увидите какой наш город красивый.

Физкультминутка:

По Саранску мы идем. (Маршируют)

Звонко песню мы поем. (Покачивая головой вправо, влево)

Мы по улице шагаем. (Маршируют)

Ноги ровно поднимаем. (Выше колени поднимаем)

Делай шаг-раз, два.

Взмах руками - три, четыре.

Повертели головой. (Повороты головы)

Влево - вправо. Хорошо!

Прыгнем вместе высоко. (Прыжок на месте)

И побегаем легко. (Бег на месте)

Воспитатель: Ребята, Саранск не всегда был таким. Когда-то давно в этом городе не было всего этого. Люди жили в маленьких деревянных домиках, ездили в повозках, ходили по тропинкам и по дорогам, покрытыми булыжниками. Дети, хотите узнать, как люди жили раньше в городах и деревнях?

Давным-давно, когда еще жили наши прадедушки и прабабушки, не было никакой техники. Людей того времени кормила и одевала сама природа и труд человека. Мордовские люди старались жить ближе к лесам и водоемам. Леса и реки были очень богатые.

- Как вы думаете зачем люди ходили в лес?

(Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, в лес ходили на охоту, там собирали, грибы, ягоды, орехи, травы; рубили дрова. В реках и озерах они ловили рыбу.

- Как вы думаете, чем они ловили рыбу?

(Ответы детей).

Ребята, удочек и сетей тогда еще не было, а рыбу ловили наретом - сплетенная из веток и прутьев, ловушка (показ иллюстрации).

Землю обрабатывали вручную, пахали на быках. Люди выращивали рожь, просо, гречиху, лен, коноплю. В ступе толкли из проса пшено, а из пшена, которое снова толкли, получали муку. Из муки пекли пшенные блины.

Дома строили из глины, а крыши делали из соломы. Потом стали строить дома из бревен.

Мебель была вся из дерева: это и лавки, столы. Люди раньше спали на лавках, кроватей не было. Вся домашняя утварь была сделана из дерева, из глины, бересты и лыка. Вот в таких глиняных горшках люди хранили молоко, оно там долго не прокисало.

Одевались раньше только в одежду, которую изготавливали сами. Сначала выращивали лен и коноплю, потом его жали вручную серпом, так как не было раньше комбайнов, затем сушили, отмачивали в речке, опять сушили, мяли, расчесывали деревянными гребешками, ткали. Затем женщины шили рубахи - панары, потом их вышивали национальным узором и делали украшения.

На ногах носили лапти, а зимой валенки. Лапти умел плести каждый мужчина.

В каждой избе была печка, в ней готовили пищу. В праздники в каждом доме пекли блины, пироги с капустой и калиной, варили холодец и ставили брагу, это напиток такой, как квас.

Мордовские семьи были обычно большими, жили все вместе. Посередине избы висела зыбка или люлька. Туда клали ребеночка и качали, чтобы он не плакал. Посмотрите, какая красивая девочка - кукла в гости к нам пришла, зовут ее Татюня.

Я узнала, что у нашей Татюне сегодня первый день рождения.

Воспитатель: Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Татюни – и не простой подарок, а настоящий предмет национального костюма. Нарисуем мордовские узоры для одежды Татюни и подарим его ей. Но прежде я вам расскажу о мордовском костюме, какой он самобытный, красивый, не похожий на другие национальные костюмы.

Мордовский народ очень бережно относился к своей одежде. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.) Правильно, изготовление одежды - это очень тяжёлый и поэтапный труд, который занимает очень много времени. Давайте рассмотрим части национальной одежды мокшан и эрзян:

(Выставляются куклы в мордовской одежде (мокшанка, эрзянка).

Рубаха – панар (мокш., покай (эрз.).Почему она кажется нам такой нарядной? Да, она украшена узорами. По народному поверью узоры не только украшали одежду, но и служили оберегом, защитой от злых сил. Послушайте, как звучит слово «оберег» от слова «оберегать». Узоры –обереги располагались в определенных местах: на рукавах оберегали руки, сохраняли силу, ловкость. Узоры на горловине оберегали легкие и сердце, по низу – не давали злой силе подобраться снизу.

Передник – сапоня (мокш, рукават (эрз.). Он украшен узорами мордовской вышивки.

Пояс – каркс (мокш. иэрз.) Также украшен вышивкой, различными бусинками и бисером. По низу обязательно пришивалась красивая бахрома.

Набедренное украшение – пулай (эрз.). Украшался вышивкой, бусенками и бисером.

Нагрудное украшение –сюлгам (мокш., сюлгамо (эрз.). Чаще всего украшался монетами, бисером, бусами.

Головной убор – панго (эрз.). Имел разную форму, украшен вышивкой, бусинками, бисером.

(Воспитатель рассаживает детей за столы.)

Создавать будем с вами орнамент мордовского передника или «сапоня», подумайте, какие элементы узора вы хотите использовать.

А сегодня я хочу познакомить вас с новыми элементами –«квадрат», «восьмиконечная звезда» и «зигзаг». (Показ способов рисования).

1) Квадрат или чаще всего ромб является главным элементом орнамента вышивки. Это универсальный символ, который имеет несколько значений, и самое важное из них - изобилия, плодородия.

2) Зигзаг. Можно считать символом воды. Издревле человек почитал водные источники: родники, реки, озера, моря.

3) Восьмиконечная звезда. Символизировала солнце.

У вас на столах лежат силуэты мордовского передника рассмотрите их, и приступайте к работе. (Воспитатель напоминает об осанке во время рабо-ты, помогает детям). Но перед тем, как приступить к работе, мы сначала выполним пальчиковую гимнастику:

В школу осенью пойду.

Там друзей себе найду.

Научусь считать, писать,

Быстро, правильно считать.

Я таким ученым буду,

Но свой садик не забуду.

Подберите цвет и соблюдайте последовательность выполнение работы красками (по ходу занятия воспитатель напоминает о закреплении техниче-ских навыков работы с кистью, красками, выполнение физкультминутки).

Во время работы детей звучат мордовские народные песни.

Итог.

Вопросы:

- Какие элементы мордовского орнамента украшают ваше изделие?

- Какие цвета используются при выполнении мордовских орнаментов?

Воспитатель: вы оказывается настоящие художники, все ваши изделия словно ожили. А с какой любовью и заботой вы работали.

Засияли на листах

Яркие как зори

Красивые, нарядные

Мордовские узоры.

Ребята, я уверена, что Татюне все ваши передники очень понравятся и когда она немного подрастет, их обязательно будет носить.

Я вами сегодня очень довольна, давайте улыбнемся и подарим наши улыбки друг другу!

НОД «Культура и традиции мордовского народа» в старшей группе компенсирующей направленности
Фото «Культура и традиции мордовского народа»
НОД  в старшей группе компенсирующей направленности - фото
НОД Культура и традиции Мордовия мордовского народа Интеграция образовательных областей Познавательное развитие Речевое развитие Социально коммуникативное развитие Художественно эстетическое разви тие Физическое развитие Цель Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о культуре и традициях мордовского народа продолжать знакомить с историей мордовского края с достопримеча тельностями г Ввести рисование такого элемента как восьмиконечная звез да ступеньки Предварительная работа
Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование тематической недели «Народная культура и традиции» в старшей группе Календарно-тематическое планирование тематической недели "Народная культура и традиции" в старшей группе. День недели: Понедельник I половина.

Конспект НОД «Мебель» в старшей группе компенсирующей направленности Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Мебель» Основная образовательная область «Развитие речи» Образовательные.

НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Признаки зимы»НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Признаки зимы» Цели: Коррекционно-образовательные: 1. Закрепить представления детей о зиме и её приметах. 2. Совершенствовать грамматический строй речи.

Проект «Домашние животные и их детеныши» в старшей группе компенсирующей направленностиПроект «Домашние животные и их детеныши» в старшей группе компенсирующей направленности Проект "Домашние животные и их детеныши" в старшей группе компенсирующей направленности "Цветики" №9 1. Проект на.

Проект «Грибное царство» в старшей группе компенсирующей направленностиПроект «Грибное царство» в старшей группе компенсирующей направленности Проект "Грибное царство" старшей группы компенсирующей направленности «Цветики» № 9. 1. Проект на тему: «Грибное царство» старшей.

Проект «Я и моя семья» в старшей группе компенсирующей направленностиПроект «Я и моя семья» в старшей группе компенсирующей направленности 1. Проект «Я и моя семья» в старшей группе компенсирующей направленности "Цветики". 2. Проблемное поле проекта: Детям трудно.

Проект «Перелетные птицы» в старшей группе компенсирующей направленностиПроект «Перелетные птицы» в старшей группе компенсирующей направленности 1. Проект "Перелетные птицы" в старшей группе компенсирующей направленности. 2. Проблемное поле проекта: Очень важно понимать взаимосвязь.

Проект «С чего начинается Родина» в старшей группе компенсирующей направленностиПроект «С чего начинается Родина» в старшей группе компенсирующей направленности Проект "С чего начинается Родина" в старшей группе компенсирующей направленности. 1. Проект на тему: "С чего начинается.

Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Изменения весной в природе»Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Изменения весной в природе» 1. Проект в старшей группе компенсирующей направленности "Изменения весной в природе". 2. Проблемное поле проекта. Мониторинг.

Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Водный мир и его обитатели»Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Водный мир и его обитатели» b]1. Проект в старшей группе компенсирующей направленности "Водный мир и его обитатели".[/b] 2. Проблемное поле проекта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Культура и традиции мордовского народа» в старшей группе компенсирующей направленности
Опубликовано: 14 апреля 2021 в 18:44
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД