Папки-передвижки

НОД в старшей группе «Путешествие на Северный полюс»

Светлана Кашафеева
НОД в старшей группе «Путешествие на Северный полюс»

Конспект по познавательному развитию

Тема: «Путешествие на северный полюс» (старшая груп па)

Цель: познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера.

Задачи:

1. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

Публикация «НОД в старшей группе „Путешествие на Северный полюс“» размещена в разделах

2. Развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предложения и предлагать способы их проверки.

3. Воспитывать любовь и интерес к животным.

Методы и приё мы:

· Словесный метод (из жизненного опыта);

· Метод стимулирования;

· Поисковый метод;

· Наглядный метод;

· Практический метод;

· Метод видео

Материалы к занятию:

Глобус, иллюстрация к сказке В. Катаева «Цветик - семицветик» (девочка Женя на Северном Полюсе, иллюстрации с изображением флоры и фауны Крайнего Севера; оборудование для опыта; видео носитель с наглядным материалом.

Предварительная работа:

Чтение сказки В. Катаева «Цветик - семицветик», беседа о транспорте.

Беседа на тему «Что вы знаете о северном полюсе

Словарная работа:

Северный Полюс, полярная ночь, северное сияние, ледяная пустыня, белые медведи, тюлень, морж, птичьи базары, водоплавающие птицы, водонепроницаемый мех

Ход деятельности

Организационный момент:

Педагог: Вспомните сказку В. Катаева «Цветик - семицветик». Одно из желаний девочки было попасть на Северный Полюс. Она оказалась там мгновенно и так же быстро попросилась домой (показ иллюстрации).

- Почему? (Там было очень холодно, а ещё Женя испугалась белых медведей)

Педагог: - Хоте ли бы вы попасть на Северный Полюс? (ответы детей)

Педагог: Тогда я вам предлагаю одеться потеплее, чтобы не замерзнуть как девочка Женя (дети надевают шапочки и шарфики с варежками, кофточки) и подойти к глобусу.

- Как вы думаете, в какой цвет окрашен Северный Полюс? (Белый)

Педагог: - Почему вы так думаете? (Потому, что там очень холодно и много снега).

- Скажите, пожалуйста, на каком транспорте можно туда добраться? (Ответы детей). А на чем удобнее? (на самолете).

Правильно, на самолёте удобнее преодолевать большие расстояния.

Итак, занимаем свои места, заводим моторы и взлетаем!

Подвижная игра «Самолеты»

Основная часть занятия:

Педагог: - вот мы и оказались в Арктике, так называют Северный полюс.

(Из чума выходит житель Севера (чукча)

Чукчанка:

- Здравствуйте, меня зовут Тиныл, по национальности я чукча. А дом мой называется чум или шатер-яранга.

Давайте с вами познакомимся (игра «Назови свое имя»).

Педагог. – Сейчас мы расскажем вам о жизни в Арктике (презентация, 1 слайд).

Северный полюс – это ледяная пустыня (2 слайд). Океан в этом месте покрыт льдом, высота которого равна высоте трёхэтажного дома. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой, и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где живём мы (3 слайд). Здесь на полгода солнце не сходит с неба (слайд 4, а затем так же долго скрывается за горизонтом (слайд 5).

Педагог:

Северное сияние – мистическое, непредсказуемое и красивое небесное свечение, внезапно появляющееся и точно так же внезапно исчезающее. От этого зрелища захватывает дух, оно может продолжаться от десяти минут и до нескольких суток.

Давным-давно люди верили в то, что игра красок на небесах ничто иное как танец богов. Некоторые племена видели в этом явлении недоброжелательность, и даже брали оружие для защиты, если им приходилось выходить на улицу.

Сейчас же известно, что северное сияние появляется, когда на Солнце происходят взрывы. К Земле устремляются заряженные энергией частицы. Достигая нашей атмосферы, они сталкиваются с разряженными частицами газов – кислорода и азота, и заставляют их светиться. Но увидеть этот феномен можно лишь в зонах магнитных полюсов Земли на Севере и Юге. Атомы кислорода дают алое и зелёное свечение, а азота – фиолетовое.

Чукчанка:

- На севере живет очень много народностей, назову некоторые из них: чукчи, алеуты, эскимосы, ненцы, манси, эвенки, нанайцы, нганасаны, ханты, удэгейцы (слайды 6-11).

Педагог:

- Многие жители севера живу в чумах. Чум – это временное жилище северных народов.

Чукчанка:

- Мы разводим оленей. Когда у животных кончается корм, то они передвигаются на другое место, а вместе с ними и мы. В новом месте строим жилище. Чум мы строим из жердей (слайд 12). А затем покрываем его сверху шкурами животных.

Педагог:

- Жители холодного арктического региона – эскимосы, живут в куполообразной постройке – иглу (слайд 13). Их сооружают из ледяных блоков.

Чукчанка:

- Передвигаться по снежной пустыне нам помогает собачья упряжка (слайд 14).

Педагог:

- Раньше собаки доставляли жизненно важные лекарства, на войне вывозили раненых, а перевозка полярных экспедиций и их грузов целиком и полностью лежала на собачьих плечах, вернее на санях, запряжённых ими. Верные псы сделали для человека куда более, чем кажется. Да и в наши дни связь между полярными станциями часто осуществляется при помощи ездовых животных. Давайте познакомимся со всем, что связано с собачьей упряжкой.

Она состоит из нарты и собак (слайд 15). Их может быть от 8 до 12-ти. Животных запрягают в шлейку и попарно пристёгивают к потягу – центральному ремню, который прикреплён к нарте. При хороших погодных условиях собачья упряжка может развить скорость до 10 километров в час и даже выше.

- Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию по ледяной пустыне и посмотреть на животный мир Севера. А отправимся мы в путь на собачьей упряжке.

Сюжетно-ролевая игра «Собачья упряжка»

Педагог:

- Как вы думаете, почему не видно белых медведей, которых испугалась девочка Женя? (потому, что они такие же белые как снег).

Педагог:

- Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки. Давайте понаблюдаем за белым медведем (слайды16 -18).

- По этим фотографиям мы видим, что добычей медведя стал тюлень. Посмотрите, какой он упитанный. Почему, как вы думаете? (слой жира предохраняет его от переохлаждения). А зачем ему ласты? (Ласты помогают тюленю двигаться в воде, чтобы охотиться за рыбой).

Тюлени живут в холодных водах Северного Ледовитого океана.

- А еще медведи питаются моржами (слайд 19).

Морж – морское млекопитающее, единственный современный вид семейства моржовых. Взрослый морж легко узнаваем по своим видным бивням (взрослые самцы могут весить долее 1700 кг).

- А чем же питаются моржи и тюлени? (Рыбой).

Педагог: - Да, рыбой, которой много в тех местах. Молодцы!

-А кто ещё любит рыбу? (Птицы)

Педагог: - В тех местах, где рыбы много, много и птиц. Они селятся по скалистым берегам и образуют птичьи базары (слайд 20).

Суровый климат Арктики не пугает птиц, здесь обитает их большое разнообразие. Например: гагара, чистик, баклан, кайра, пыжик, тупик – водоплавающие птицы, пуночка-полярный воробей (слайд 21, 22, 23)

- Одной из особенных птиц является - полярная сова (слайд 24) отличается от обычных сов, ведь ее глаза приспособлены к темноте. Поэтому эта птица отличный охотник и днем, и ночью. Она бесшумно подстерегают свою добычу и резко хватает ее своими цепкими когтями. А во время долгой полярной ночи она чувствует себя практически на вершине пищевой цепочки. Основная добыча полярной совы – мелкие млекопитающие, такие как грызуны, землеройки, кроты. Особое поощрение от совы выпадает леммингам, она с удовольствием ловит горностаев, уток, гусей, ест рыбу и даже падаль.

Педагог:

- Кроме медведей в Арктике обитают полярные волки (слайд 25). Окрас у них белый – соответствует среде обитания. Основная пища волков - олени и овцебыки, реже – лемминги, полярные зайцы (слайд 26). Охотятся стаями.

- А еще встречаются песцы – полярные лисицы (слайд 27). Они бывают белыми и голубыми. Хорошо плавают в воде. Питаются леммингами или другими грызунами.

- А сейчас, ребята, я вам предлагаю поиграть в дидактическая игра «Кто кем питается?». Вам необходимо расположить картинки животных Севера на большом листе бумаги и показать стрелками, кто кем питается из этих животных.

Педагог:- Пора возвращаться. Вот мы и добрались обратно к жилищу Чукчанки. Предлагаю поблагодарить ее за радушное гостеприимство. И нам пора в обратный путь.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Наш северный край»Фотоотчет «Наш северный край» 17 августа наш детский сад открыл двери для наших ребят. Приоритет при зачислении детей в группы предоставляется сотрудникам организаций,.

Фотоотчет о проведении недели «Северный край» в старшей группеФотоотчет о проведении недели «Северный край» в старшей группе Задачи: расширять знания о родном крае, формировать интерес к малой Родине. Познакомить со столицей ЯНАО; с гербом и флагом округа; родным.

Конспект НОД «Безопасное путешествие» в старшей группеКонспект НОД «Безопасное путешествие» в старшей группе Конспект НОД по ОБЖ в старшей группе Тема «Безопасное путешествие» Подготовила и провела Морозова Н. С. Интеграция образовательных областей:.

Мастер-класс макета «Северный и Южный полюс»Мастер-класс макета «Северный и Южный полюс» Всем добрый вечер! Предлагаю вам мастер класс по изготовлению макета "Северный и Южный полюс". У меня подготовительная группа, пришло.

Макет «Северный полюс» в подготовительной группеМакет «Северный полюс» в подготовительной группе При использовании макета дети узнают о различных явлениях и объектах окружающей среды, сравнивают их, делают выводы. Макетирование способствует.

Мой северный город!Мой северный город! В связи с отъездом, редко посещала сайт и уже соскучилась! Хочу поделиться с вами впечатлениями. Недавно (с 26 января по 13 февраля) я ездила.

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие Росинки» ПУТЕШЕСТВИЕ РОСИНКИ Цель: продолжать развивать способность видеть красоту природы и воспитывать любовь к ней, воспитывать культуру поведения,.

План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе (образовательная.

Проект по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие на Северный полюс» в старшей группеПроект по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие на Северный полюс» в старшей группе Вид проекта: познавательно-исследовательский. Участники проекта: воспитатели и дети старшей группы. Тип проекта: краткосрочный (1 неделя).

Сценарий зимнего спортивного развлечения «Путешествие на Северный полюс» Данная разработка может быть полезной педагогам, инструкторам по физической культуре с целью организации зимнего досуга для детей среднего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД в старшей группе «Путешествие на Северный полюс»
Опубликовано: 14 февраля 2021 в 18:48
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД