Зинаида Скляренко
НОД по обучению грамоте «Знакомство с буквой «Т» и звуками [Т] и [Т]»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД подготовка к обучению грамоте.
Тема: Буква Т и звуки «Т»«Т,»
Цель: создать условия для формирования представления о букве Т и звуках [т] и [т’].
Задачи: Обучающие : закрепить изученные буквы и звуки; формировать представление о букве Т и звуках [т] и [т’]; формировать умение выделять звуки [т] и [т’] в словах; продолжать формировать понятие «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук»; продолжать формировать умение выделять первый и последний звук в слове; упражнять в звуковом анализе и синтезе слов.
Публикация «НОД по обучению грамоте „Знакомство с буквой „Т“ и звуками [Т] и [Т]“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Развивающие: развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику; развивать физиологическое и речевое дыхание.
Воспитательные: продолжать воспитывать умение вслушиваться в речь говорящего. Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, экспериментирование, рисование.
ХОД НОД: 1. Вводная часть: Ребята, сегодня к нам в группу пришло странное письмо. Нас приглашают в путешествие в страну «Букваренок». И даже пообещали прислать за нами автобус. Но вот подписи в письме нет. Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие и узнать, кто же нас пригласил? (Да). А вот и наш автобус, но чтобы занять в нём место, нужно получить билет, а для этого давайте вспомним, какие буквы мы уже знаем? По порядку называйте уже знакомые вам буквы и слова, в которых этот звук будет стоять в начале. (А- арбуз, У-утка, О-очки, М-мама, С-сом, Х-леб, Р-рак, Ш-шарик, Д- дом, Л-лимон, Н-носорог, К-кот). Молодцы, ребята, занимайте свои места.
2 Основная часть: А теперь заведём автобус. (Повторяем звук Т : Т-Т-Т-Т-Т). Не заводится. Может попробуем повторить этот звук с другими звуками. Показываю гласные звуки : а, у, ы, и, о, э, ю, я. Ребята повторяют слоги. Молодцы, автобус завёлся. Но чтобы он поехал, необходимо заправить его горючим. Наш автобус непростой и горючее для него требуется непростое. Его мы будем заправлять скороговорками:
«На дворе трава, на траве дрова.
Раз дрова, два дрова, три дрова».
«Вышел кот из ворот,
Кот рябой, хвост –трубой!
А ну, попробуй повтори,
Да не раз, а целых три!»
Задание: Определите места звуков в словах – ТРАВА, КОТ, ТРУБА, УТКА ВОРОТА, ХВОСТ.
Вот и заправили мы наш автобус. Итак, отправляемся в путь.
А теперь скажите, на какие группы делятся все звуки? (Гласные и согласные). А какими бывают согласные звуки? (Твердыми и мягкими).
• Первая остановка называется «Звуковая»
• Какой звук повторяется в словах: кот, топот, парта, торт (Звук «Т»)
• Давайте произнесем звук «Т»
• Что делает наш язык, когда мы произносим звук «Т» (стучит по бугоркам)
• Вы чувствуете, как прорывается наружу воздушная струя?
• Давайте попробуем спеть звук «Т» (не поется)
• Значит, какой звук «Т»? (согласный)
Игра «Пассажиры»
- Посмотрите, ребята, на столе лежат картинки, они спешат на поезд, посадите их в соответствующие вагоны:
1-ый вагон -звук Т в начале слова;
2-ой вагон -звук Т в середине слова;
3-ей вагон звук Т в конце слова.
• Едем по стране знаний дальше.
• Остановка «Знакомство с буквой Т».
• Вывешиваю на доску букву «Т». Из каких элементов состоит буква Т? На что она похожа?
• Молоток стучит : «Тук-Тук!» Букве Т - я старый друг.
Т на крыше очутилась
И в антенну превратилась.
Давайте выложим букву «Т» из палочек. Ребята, а я, кажется, догадалась, это буква Т нас приглашала в «Букваренок», чтобы познакомиться.
ФИЗМИНУТКА,
Снег идет, снег идет.
Дворник улицу метет.
Стороной народ идет.
Веселей, веселей!
Заниматься нам не лень,
Мы немножко разомнемся,
За дела опять возьмемся. (Произвольная имитация движений)
ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЗВУК ЗАБЛУДИЛСЯ».
Цель: Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова.
Воспитатель читает рифмованную фразу и предлагает детям узнать, какой звук «заблудился», в каком слове допущена ошибка.
НА ПОЖЕЛТЕВШУЮ ТРАВУ РОНЯЕТ ЛЕ (В) свою листву.
Д ети определяют, что в слове «ЛЕВ» заблудился звук С. Вместо слова «ЛЕВ» надо сказать «ЛЕС».
РАБОТА В ТЕТРАДИ.
Печатание в прописях букву Т, ТА, ТУ,ТО,ТИ.
Отгадать загадку:
Вдоль по проволоке мчусь
Ночи я и дни,
А с конца меня прочтут –
Тигру я сродни. (ТОК – КОТ)
Дети печатают слово ТОК: переставляя буквы, образуют слово КОТ.
Пальчиковая гимнастика.
Пальцы делают зарядку
Чтобы меньше уставать
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать
Упражнение «Найди и раскрась букву Т». На столе лежат листочки с рисунком змеи, вместо узоров на ней изображены буквы. Нужно найти и раскрасить только букву Т. Ребята, сколько вы нашли и раскрасили на змее букв Т? (Четыре) Молодцы ребята, все справились с заданием. Поехали дальше.
Продолжаем путешествие. Игра «Назови слова». Я называю слова, а вы скажите, как все эти слова назвать одним словом. (Сапоги, сандалии, тапочки – обувь; Тюльпан, ромашка, роза - цветы и т. д.)
Физкультминутка
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись, давай дружок,
Прямо спину ты держи,
На соседа посмотри,
Руки вверх и сразу вниз
И в автобус ты садись…
Остановка «Два кота». Нам встретились два кота близнеца. Одного зовут Том, а другого Тим. Вместе составляем звуковую схему слова КОТ на мольберте. Индивидуальное задание за столами: составьте звуковые схемы слов ТОМ и ТИМ. Чем похожи схемы, чем они различаются? Молодцы!
Посмотрите, ребята, пока мы работали, между нами и автобусами, образовалось болото. Как же нам пройти. По болоту ходят по кочкам. А вот и кочки, но кочки не простые, на них изображены предметы. Чтобы перейти по кочке, нужно назвать слово и сосчитать, сколько в нём слогов.
Организация окончания занятия.
Ну вот, наше путешествие подошло к концу. К какой букве мы ездили в гости в страну «Букваренок»? (Ответы детей)