Папки-передвижки

НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Для чего нужен снег?»

Татьяна Батурина
НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Для чего нужен снег?»

Задачи:

Закрепить с детьми знание основных свойств снега (цвет, состояние в разную погоду, особенность сохранять тепло и очищать воздух); дать представление о том, какую роль играет снег в природе; вовлекать детей в диалог. Побуждать высказываться аргументировано. Продолжать знакомить со словообразованием. Учить подбирать однокоренные слова, эпитеты. Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей. Развивать познавательные интересы. Воспитывать любовь к природе родного края.

Материал:

Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе „Для чего нужен снег?“» размещена в разделах

Цветная бумага, плёнка прозрачная для эксперимента, ножницы, снежинки, мячики Су Джок, презентации: «Волшебные звуки зимы», «Красавица зима», «Зимние узоры», слайды о маскировке животных зимой, таблички с символами:? и!

- Повторим правило красивой речи.

Красиво будем говорить

Не торопиться, не спешить!

И будет наша речь красивой,

И чистой, и не торопливой.

Чистоговорки:

МА-ма-ма – пришла снежная зима.

Ег-ег-ег – всё засыпал белый снег.

Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.

Ры-ры-ры – качусь на санках с горы.

Оз-оз-оз – щиплет щёки нам мороз.

Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.

- Сегодня я вам приготовила много загадок.

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

Наступили холода:

Обернулась в лёд вода.

Скажет, пусть, кто знает,

Когда это бывает? (Зима).

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки укрываю,

Белю поля, дома

Зовут меня… (Зима)

Бело покрывало на земле лежало.

(Снег)

Одеяло белое,

Не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось –

С неба на землю свалилось. (Снег).

Я как песчинка мал,

А землю покрываю.

Я из воды, а в воздухе летаю;

Как пух лежу на полях,

Блещу при солнечных лучах. (Снег).

С неба звёзды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Чёрная земля.

Много-много звёздочек,

Тонких, как стекло,

Звёздочки холодные,

А земле тепло. (Снежинки).

- Назовите, пожалуйста, зимние месяцы.

А сейчас запоминай:

У зимы же, посмотри,

Дети есть – их тоже три:

Декабрь, январь, февраль.

Одели всё в снежную шаль!

Ветер веет, веет, веет,

Тёплым снегом сеет, сеет…

Пух да пух –

Бело вокруг.

Сразу тихо – тихо стало,

Снег лежит, как одеяло. Л. Квитко.

- Говорим о зиме, снеге, а слышим в загадках такие слова: перины, одеяло, шаль, покрывало. Почему?

- Это сравнения снега с тёплыми предметами, которые нам помогают укрыться от холода, под этими вещами нам становится тепло и уютно.

- Из чего состоит снег? (из снежинок)

- Какого цвета снежинка? (прозрачная)

- Снежинка прозрачная, а состоящий из снежинок снег, белый?

Показываю детям лист прозрачной плёнки – прикладываю к цветной бумаге, чтобы убедиться, что она прозрачная, смотрим на свет через плёнку. Разрезаю на несколько кусочков, складываю стопкой.

- Можно ли что-нибудь увидеть через получившуюся стопку? Убеждаемся, что видно цветную бумагу. После этого режу плёнку на очень мелкие кусочки и раздаю детям. Дети насыпают полоски на цветную бумагу – цвет белый. Одна полоска берётся, она прозрачная.

Вывод: из множества собранных вместе прозрачных полосок получилась непрозрачная горка. Точно также из множества прозрачных снежинок получается белый снег.

-Вы знаете, для чего нужен снег в природе? (ответы детей).

Выставляется знак вопроса.

Чтобы разобраться в этом вопросе, решить все споры, прийти к единому мнению, а нужен ли вообще снег человеку, для чего нужен снег зимой.

Нам надо найти решение и дать ответ на вопрос. Вносится восклицательный знак.

Физкультминутка:

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли,

И от стужи сберегли.

- Знаете ли вы, что снег не всегда бывает белым?

Во многих странах мира людям приходилось видеть его красным, зелёным, голубым и даже чёрным! Причиной подобного разнообразия цветов являются крошечные бактерии, грибки, а также, пыль, содержащиеся в воздухе и поглощаемые снежинками, когда те опускаются на земную поверхность. Снежинки очищают воздух. Вот почему так легко дышится нам с вами после снегопада.

Опыт со снегом : внести снег растаявший в тарелке. Отметить, сколько в нём мусора, грязи.

- А сейчас, нужно образовать слова, родственные слову «снег».

(снежок, снеговик, снегоход, снегири, Снегурочка, снегоуборочная машина, снегопад, подснежник, снежная и др.)

Подсказки:

- Как называются комки снега, которыми играют дети на улице?

- Как называют снежную бабу по-другому?

- Как называются звёздочки, которые падают с неба?

- Как называется цветок, который вырастает из-под снега?

Вы назвали много слов- родственников слова «снег». Эти слова связаны по смыслу и звучат похоже: снег – снеговик…

Игра с мячом Су Джок.

Раз, два, три, четыре!

Мы с тобой снежок слепили.

Очень крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий!

Раз подбросим, два поймаем!

Три катаем – не сломаем!

Или игра с музыкальным сопровождением «Играем в снежки».

- Зима, с сильными морозами, какая? (морозная)

- Зима, со снегом, какая? (снежная)

- Зима без снега, какая? (бесснежная)

- Кому станет плохо бесснежной зимой? Почему?

Скороговорка:

Зимой поле белое –

Промёрзло – заледенелое!

Рассказ воспитателя о животных и их маскировке. (Заяц, куропатка белая, ласка, полярная сова, тетерев, белый медведь). С показом их окраски и места ночёвок.

Поскольку в снегу между отдельными снежинками имеются большие промежутки воздуха, он плохо проводит тепло. Вот почему снежное «одеяло» может защищать животных, корни растений от морозов. Об этом мы читали в сказке «Мороз Иванович».

При таянии снега что образуется?

Вода напоит землю влагой, растениям опять хорошо. И не зря в народе есть много пословиц о пользе снега!

Много снега – много хлеба.

Снега надует, хлеба прибудет.

Хороший снежок урожай сбережёт.

Декабрь снежный и холодный, будет год плодородный.

Зима без снега, лето без хлеба.

Закличка:

Падай, падай, снег, снежок!

Заметай скорей лужок!

Поле лучше укрывай,

Будет больше урожай!

(стоя, хором, 2 раза).

А о пользе снега для животных мы сегодня вспомним из сказки «Для чего нужен снег Где спор завели заяц и тетерев, и чем их спор закончился.

Это же свойство снега используют эскимосы, строя из него себе жилище – иглу.

Показать иглу.

- Как вы, ребята, думаете, ответили мы на вопрос, для чего нужен снег?

Отрывок из стихотворения Л. Ищенко «Народных множество примет» под музыку из презентации «Волшебные звуки зимы».

Зимою снег и в самом деле греет.

Как одеялом вся укутана земля.

Деревьям в снежных шубах потеплее

И всходы хлебные не мёрзнут на полях.

Вот почему в народе говорится:

- Коль много снега выпадет зимой,

То много хлеба летом уродится.

Да, будет урожай большой!

Или стихотворение Т. Петуховой «Зимняя встреча»

Взмахнула пышным рукавом

Хозяюшка-Зима.

И засверкала серебром

Снежинок бахрома.

И первый снег,

Он белый, чистый,

Кружась, как бабочки порхал.

Одеялом белым и пушистым

Он тихо землю укрывал!

Покрыты мягкими снегами

Кусты, деревья и дома,

Как белоснежными шарфами

Их всех укутала Зима!

Теперь земля белым бела,

До самой солнечной весны

Пусть отдыхает, видит сны!

Народная игра «Мороз».

По считалке выбирается ребёнок – Мороз. Вокруг него идут в хороводе и говорят (поют) :

Идёт Зимушка – Зима,

У неё белая коса.

Где она идёт,

Там снег трясёт;

У реки ступает,

Льдом воду покрывает;

Где на окна дышит,

Там узоры пишет.

С ней идут тётки –

Белые поддё вки:

Метель, Вьюга да Пурга.

У них есть слуга:

Сам злющий Мороз,

От него много угроз,

Кого схватит – тот замёрз!

Дети разбегаются, кого поймают – останавливается и раскидывает руки в стороны. Его можно разморозить, ему бросить снежок, чтобы он поймал его.

И вот закончилась игра,

Но мы надеемся, что с ней,

Вы стали чуточку умней.

Используемая литература:

Интернет - ресурсы: https://viki.rdf.ru/item/1670/download/, https: img – fotki. yandex. ru ;

Сказка Ю. Дмитриева «Для чего нужен снег;

Книга Л. А. Парамоновой «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет».

Публикации по теме:

«Умка ищет снег». Занятие по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе Воспитатель Заяц Светлана Анатольевна г. Севастополь Программное содержание : Обучающая : 1. Закреплять знания детей об основных признаках.

Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Для чего человеку нос» ЦЕЛЬ: Познакомить детей с важным органом чувств – носом и его функциями. ЗАДАЧИ: ОБУЧАЮЩИЕ: Познакомить детей с внутренним строением человеческого.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в пустыню» Цель: Формирование представлений о природных зонах России. Задачи: - Познакомить детей с природной зоной пустынь России; - Формировать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной к школе группе «Знаменитые россияне» Цель: закрепить знания детей о знаменитых соотечественниках, воспитывать уважение к известным людям России. Задачи: - приобщать к прошлому.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе "ОХРАНА ПРИРОДЫ" Программное содержание: Дать детям конкретные представление, знания о мире, природе, о нашем Мещерском крае, об Окском.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Жизнь и быт народов Севера» Цель: Углубить и обобщить знания детей о народах Севера, их быте и деятельности. Задачи: - развивать любознательность и интерес к особенностям.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Снег идет»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Снег идет» Тема: Снег идет. Цель: Закрепить знание свойств снега – холодный, его цвет – белый; из снега можно лепить куличи, пирожки, снежки; в теплой.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с использованием ЭОР «Снег идет» НОД по ознакомлению с окружающим миром с использованием ЭОР. Тема «Снег идет» Возрастная группа: вторая младшая. Тема недели: Зимушка –.

НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Превращение энергии» с экспериментированием Программное содержание: дать простейшее определение понятию «Энергия», показать разные виды энергии; развивать аналитический склад ума,.

Урок по чтению в 4 классе коррекционной школы VIII вида «Для чего нужен снег?» Индивидуальное обучение ребёнка с ОВЗ Урок по чтению 4 класс коррекционная школа VIII вида. Цели: 1) Совершенствовать навыки чтения; 2) Совершенствовать навыки чтения по ролям;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Для чего нужен снег?»
Опубликовано: 19 января 2016 в 19:03
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД