Папки-передвижки

НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы «Удивительные секреты (свойства) воды»

Светлана Спицына
НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы «Удивительные секреты (свойства) воды»

Тема: «Удивительные секреты (свойства) воды»

Возрастная группа : старшая

Форма НОД: групповая

УМК: Н. Е. Веракса., О. Р. Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»

Цель: Формирование представлений о воде и её свойствах; развитие у детей способностей к преобразованию.

Задачи:

Публикация «НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы „Удивительные секреты (свойства) воды“» размещена в разделах

Обучающие задачи:- способствовать расширению знаний детей о свойствах воды : не имеет цвета, прозрачная, не имеет формы ; продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности; совершенствовать навыки проведение опытов и экспериментов.

Развивающие задачи:- развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы; развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности; вызвать интерес к совместному выполнению заданий.

Воспитательные задачи:- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде; создать доброжелательный настрой.

Материалы и оборудование: шапочки и фартуки по количеству детей, стаканы прозрачные, миски с водой, ложечки, термос с кипятком, салфетки, стёклышко, соль, сахар, ёмкости разной формы, капли мятные и абрикосовые..

Предварительная работа: проведение прогулок – исследований, наблюдений, экскурсий, рисование на тему «Как человек использует воду», чтение сказок.

Ход занятия:

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются).

Вбегает Незнайка.

Незнайка. Ребята привет! Я мяч нашёл, давайте поиграем.

Воспитатель. Незнайка, ты что, это же не мяч. Ребята, кто знает, что это?

(ответы детей)

Воспитатель. Правильно, ребята, это глобус.

Незнайка. А что это такое «глобус»?

Воспитатель. Ребята, кто поможет Незнайке узнать, что такое глобус? (ответы детей). Молодцы ребята! Повтори Незнайка. (Незнайка повторяет).

Незнайка. Ребята, вы всё знаете. Может, мне подскажете, что на глобусе изображено голубым цветом? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы ребята! Голубым цветом на глобусе изображена вода.

Незнайка. Вода, вода. Что такое вообще вода? Какая она?

Воспитатель. Чтобы узнать секреты воды и познакомиться с её свойствами, я хочу пригласить всех и тебя, Незнайка, тоже в нашу лабораторию. Вы уже, ребята, знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

Воспитатель. Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных. Наденем специальную одежду.

Воспитатель. В нашей лаборатории сегодня мы с вами познакомимся с секретами воды и её свойствами.

Воспитатель. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети садятся на стульчики за столы). Приступим к нашему исследованию.

Опыт 1. Какого цвета вода.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на столе стоят стаканы с водой. Давайте поднимем стаканы и рассмотрим воду. Что мы там видим? (ответы детей). Видны ли наши пальчики сквозь воду? (ответы детей). Давайте опустим в стакан предметы, которые лежат у вас на столе, вы их видите? (ответы детей).

Как вы думаете, почему мы видим сквозь воду? (ответы детей).

Значит вода, какая? (ответы детей)

Вывод: вода прозрачная жидкость, не имеющая цвета (воспитатель использует при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды, и вывешивает его на доску.)

Воспитатель. Почему я сказала, что вода - это жидкость? Кто знает? (ответы детей).

Давайте с помощью опыта докажем, что вода жидкость.

Опыт 2. Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик.

Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, какой формы эти предметы? (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем широкий стаканчик с водой и перельем в узкий стаканчик. Что произошло? Изменилась форма воды? (ответы детей). А помните, зимой мы с вами наливали воду в бутылочки и выносили на мороз, что происходило с водой (ответы детей). Она замерзала и превращалась в лёд, приобретая форму той бутылочки, в которую мы её налили.

Вывод: вода не имеет своей формы, она принимает форму того сосуда, в который она попадает. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются. Вода это – жидкость, которая имеет свойства замерзать. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску).

Незнайка. Ой, как интересно! А я знаю игру про капельки. Капельки ведь это тоже вода? Молодец, Незнайка! Правильно, капельки - это тоже вода.

Воспитатель. Ребята, давайте отдохнём и поиграем с Незнайкой.

Физкультурная минутка.

Капля раз, капля два,

Капля медленно сперва,

Кап- кап- кап.

Капли стали поспевать,

Капля каплю догонять

Кап- кап- кап.

А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом.

Зонтики скорей раскройте, от дождя себя укройте. (зонтики)

Воспитатель. Какой ты молодец, Незнайка. Мы с ребятами поиграли и отдохнули. А сейчас продолжим знакомиться со свойствами воды.

Я приглашаю вас подойти к столу.

Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

Предложить детям определить, есть ли у воды запах.

Воспитатель. Ребята, я сейчас налью из крана воду (наливает из крана в графин воду, разливает детям в стаканчики). Давайте понюхаем, чем пахнет вода? (ответы детей).

Правильно, я тоже никакого запаха не чувствую. Значит вода чистая не имеет запаха.

Затем предложить размешать в воде ароматизированные капли.

А сейчас давайте капнем капельки в нашу воду. И снова её понюхаем.

Чувствуете, у воды появился запах. Чем пахнет?

(Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что вода не имеет собственного запаха, и вывешивает на магнитную доску).

Вывод: у чистой воды своего запаха нет. Она приобретает запах того вещества, который в неё попадает.

Опыт 5. Вода – растворитель.

Воспитатель. А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить детям размешать в воде сахар, После растворения вещества предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, солёная.

Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществом, которые мы положили в воду? (ответы детей). Правильно. (Вывешиваем алгоритм, символизирующий это свойство воды.)

Опыт 6: «Пар- это тоже вода».

Воспитатель. Ребята, скажите, когда воду из крана наливаем её можно пить? (ответы детей) А почему нельзя? (ответы детей). Правильно холодную воду пить нельзя. А ещё вода бывает какой? (ответы детей). Правильно, ребята, вода бывает холодная, тёплая, горячая и ещё бывает сильно, сильно горячей – кипяток называется. Я вскипятила чайник и налила горячую воду в термос.

Воспитатель открывает термос и показывает детям пар, стараясь, чтобы дети заметили пар.

Воспитатель. Что вы видите над термосом? (ответы детей). Интересно, откуда он появился, что это такое пар, из чего он? Тогда, давайте, аккуратно его поймаем на это стеклышко. Посмотрите, что случилось со стеклышком (оно запотело). Теперь мы сможем посмотреть, из чего состоит пар и узнаем, что это такое.

Я предлагаю взять сухую салфетку и промокнуть её о стёклышко.

Она стала мокрой. Значит пар - это тоже вода.

Незнайка. Ой, я пить хочу. (берёт стакан с холодной водой).

Воспитатель. Незнайка, ты не слышал, как ребята говорили, что холодную воду пить нельзя?

Незнайка. Нет, не слышал. Тогда наливайте горячую воду.

Воспитатель. Ребята, а горячую воду можно пить? (ответы детей). А почему нельзя? А какую воду можно пить? (ответы детей). Как получить теплую воду? (ответы детей).

Воспитатель в холодную воду добавляет горячую. Незнайка пробует воду.

Вывод: При сильном нагревании вода превращается в пар. Значит «Пар - это вода». Отмечаем еще одно свойство воды (выставляем алгоритм).

Воспитатель. Мы с вами доказали, что вода – это жидкость. При сильном нагревании она превращается во что? (ответы детей). А при замерзании? Кто мне скажет? (ответы детей). Давайте повторим, ещё с какими свойствами воды мы с вами сегодня познакомились? (работа по схеме).

Ребята! Мы с вами очень много узнали о воде. Как вы думаете, нам с вами нужна вода? А где мы её используем? Сможем мы без воды прожить? (ответы детей). Кому ещё нужна вода? (ответы детей). Правильно молодцы!

Вода - это то, что всем жизнь нам даёт.

Что силы и бодрости нам придаёт.

Давайте же воду все будем беречь.

От трат неразумных её все стеречь

Иначе закончиться может она,

И жизнь на планете затихнет тогда.

Воспитатель. Незнайка, ты хорошо запомнил, что мы тебе рассказали о воде?

Незнайка. Да спасибо вам, ребята, за ваши проделанные опыты. Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня, обязательно скажу всем, чтобы воду берегли. До свидания!

Воспитатель. И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в свою группу. Всем спасибо. До свидания.

Публикации по теме:

Конспект НОД для старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности «Живая природа и ее свойства. Растения»Конспект НОД для старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности «Живая природа и ее свойства. Растения» Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами живой природы. Задачи: - Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя по предметным.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Песочные человечки» для детей младшей группы .

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с Коськой» для детей средней группыКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с Коськой» для детей средней группы Цель: развитие познавательно – исследовательской активности, внимания, памяти, воображения, речи, любознательности. Задачи: учить детей.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Волшебные капельки» Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Волшебные капельки» Цель: Продолжать формировать у детей.

Конструкт организации совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Парад военной техники» «Парад военной техники» Конструкт организации совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 6-го года жизни Цель: • Развитие.

План-конспект познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы «Путешествие по реке времени» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», "Физическое развитие".

Планирование познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы на лето Тема недели «Такие разные звуки» - Беседа «Как появляется песенка?» -Слушание «Звуки природы» -Опыт: «Шуршащая или поющая бумага»..

Планирование познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы на лето Тема недели Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции разных видов деятельности.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Воздух»Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Воздух» Познавательно исследовательская деятельность. Воздух. Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха, его ролью в жизни человека.

Проект познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы по теме «Волшебное электричество» Проект «Волшебное электричество» Участники: воспитанники старшего дошкольного возраста Авторы проекта: воспитатели старшей группы «Мореходы».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы «Удивительные секреты (свойства) воды»
Опубликовано: 6 апреля 2016 в 10:36
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД