Пшишок Рузана
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Где можно найти воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизировать знания людей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
• Развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.
• Образовательная: расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты (образовательная область - познание). Развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей: лаборатория, прозрачный, невидимый опыты (речевая область). Закрепить навыки взаимодействия в коллективе, в группе (социально-коммуникативная область, формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни (физическое развитие).
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе „Где можно найти воздух“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
• Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, самостоятельности. Вызвать желание помочь Сёме.
Предварительная работа: игры «Поддувалочки», «Воздушные шары», чтение художественной литературы, изготовление корабликов, вееров.
Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, стаканчики, горох, трубочки для коктейля, чеснок, мыльные пузыри, игрушка Сёма, полиэтиленовая плёнка.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент «Солнышко».
Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение?
Дети: Солнышко
Воспитатель: Правильно, солнышко. А давайте представим, что наши руки это солнечные лучики, коснёмся друг друга пальчиками и подарим тепло своим друзьям (дети становятся вкруг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом).
Дети:
Солнышко, солнышко
Мы твои лучи!
Быть людьми хорошими,
Ты нас научи.
Стук в дверь (входит Сёма).
Сё ма: Здравствуйте ребята, я Сёма. Я хочу загадать вам загадку:
Он нам нужен чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
Дети: Воздух
Сё ма: Ребята я тоже часто слышу это слово. А что оно обозначает, я не знаю. И очень хочу узнать.
Воспитатель: А вам интересно узнать, где можно найти воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие учёные. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.
Правило №3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал – убери на место.
Правило №5. Помни – некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Дети подходят к столам.
Воспитатель: Скажите ребята Сёме, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: нет, не видим.
Воспитатель: Если мы его не видим то он какой?
Дети: Воздух прозрачный невидимый бесцветный.
Сё ма: Вот-вот невидимый, значит его и, совсем, нет.
Воспитатель: Погоди Сёма, я вот тоже воздух не видела, а знаю, что он есть вокруг нас.
Сё ма: А я вам не верю. Вот докажите, что этот самый воздух всё таки есть.
Воспитатель: Ребята давайте докажем Сёме, что воздух есть. А чтобы он его увидел его надо поймать. Хотите, я вас научу ловить воздух?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте подойдём к столам. Что у меня лежит на столе?
Дети: Полиэтиленовые пакеты.
Опыт №1. (с полиэтиленовым пакетом).
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовые пакеты. Какие они?
Дети: Пустые, мятые.
Воспитатель: Спокойно наберите воздух через нос и медленно вдохните его в пакет, а потом его заверните, чтобы он не сдулся. Какой он стал?
Дети: толстый, надутый.
Воспитатель: Почему он таким стал? Что наполнило пакет? Конечно, мы наполнили пакет воздухом и увидели его (Дети переходят к другому столу).
Опыт №2. На столе у каждого ребёнка стаканчик с водой, на дне лежат горошинки, стоят трубочки для коктейля.
Воспитатель: Что вы видите в стаканчиках
Дети: Вода
Воспитатель: Какая вода?
Дети: Прозрачная
Воспитатель: Что лежит на дне?
Дети: Горошины
Воспитатель: Хотите оживить горошины? Что нам поможет в этом?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Что для этого нужно сделать?
Дети: Подуть в трубочки.
Воспитатель: Что происходит?
Дети: появились пузырьки.
Воспитатель: Это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины?
Дети: Двигаются.
Воспитатель: Что же нам помогло оживить горошины?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Ну, конечно же, это воздух. Мы его не только нашли, но и увидели, как он заставил двигаться горошины.
(Сёма хвалит детей)
Воспитатель: Давайте ребята, для Сёмы нарисуем пузырьки, которые увидели в воде. Садитесь за стол и нарисуйте в ваших стаканчиках пузырьки (Уточнить у кого, какого цвета пузыри. Дети дарят рисунки Сёме.
Сёма благодарит детей)
Игра с воздухом «Парашют».
Воспитатель: Ребята, у меня для вас сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок полиэтиленовой плёнки. Она какая? Лёгкая, воздушная, воздуху послушная. А вы знаете, кто такие парашютисты (дети отвечают). А что у них раскрывается над головой при прыжке с самолёта?
Дети: Парашют.
Воспитатель: Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух (воспитатель предлагает стать в круг и взяться за края плёнки)
Дружно все мы стали в круг, (встают)
Будем делать парашют, (берутся за плёнку)
Друг за другом мы идём,
Парашют в руках несём (идут по кругу).
Руки вверх мы поднимаем, (поднимают руки)
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют,
Легким воздухом надут (опускают на пол).
Воспитатель: Здорово мы поиграли с воздухом? Вам понравилось?
Опыт №3. Дети подходят к столу, на котором на тарелочке лежит чеснок.
Воспитатель: Ребята, а у воздуха есть запах?
Дети: Нет
Воспитатель: Подойдите к столу и посмотрите, что у меня лежит на столе.
Дети: Чеснок.
Воспитатель: Правильно, это чеснок. А давайте его понюхаем (нюхают). Что можно сказать?
Дети: Чеснок пахнет.
Воспитатель: Правильно, можно сделать вывод, что запах передаётся по воздуху.
Воспитатель: Какие вы у меня молодцы, ребята. А подумайте и скажите,
зачем нам нужен воздух? (ответы детей)
Воспитатель: Да, ребята, воздух нам нужен, чтобы дышать. А вот, Сёма говорит, что обойдётся без воздуха. Дети, покажем Сёме, что мы не можем жить без воздуха? Давайте вместе закроем ротик и зажмём носик пальчиками.
Ребята, что скажете? Прав ли был Сёма?
Дети: (нет)
Воспитатель: Вывод: без воздуха мы не можем дышать, а значит, и жить.
Воспитатель: Сегодня вы отлично занимались, узнали много о воздухе. Что
вы, можете сказать про воздух?
Итог: Невидимый, движется, легкий, он везде окружает
нас, он волшебный.
Воспитатель: А сейчас подойдите ко мне. Понравились вам опыты? Кому из вас какой опыт понравился больше всего? (дети отвечают). Сегодня мы узнали много интересного. (Воспитатель подводит итог)
- Вокруг нас везде есть воздух.
- Мы с вами дышим воздухом.
- Воздух невидим, но его можно найти разными способами.
- Воздух заставил двигаться горошины.
- С воздухом можно играть.
- Сёма, а тебе понравилось у нас?
Сё ма: Да ребята, теперь я знаю, где можно найти воздух.
Спасибо вам за то, что узнал много интересного о воздухе – волшебнике. На память я дарю вам мыльные пузыри.
Дети благодарят, Сёма уходит.
Игра с мыльными пузырями.