Хуторная Наталья Александровна
НОД по познавательному развитию «Ознакомление со свойствами стекла, керамики и металла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД на тему: 1. Сюрпризный момент.
2. Ознакомление со свойствами стекла, керамики и металла.
3. Дидактическая игра «Опасно – неопасно».
Источник:
Тугушева Г. П. ,Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»./Санкт – Петербург «Детство – Пресс», 2011г.
Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кодрыкинская Л. В «Как обеспечить безопасность дошкольника».
Публикация «НОД по познавательному развитию „Ознакомление со свойствами стекла, керамики и металла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Металл. Свойства металла
- Свойства материалов и веществ
- Стекло. Изучаем свойства стекла
- Темочки
Москва 2000г.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Цель.
Способствовать формированию познавательных действий, становлению сознания.
Задачи:
Познакомить детей со свойствами стекла, керамики и металла, уточнить их представление о том, какие предметы могут быть изготовлены из этих материалов.
Закрепить представление о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей. Предостеречь от несчастных случаев в быту.
Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы
познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам, измерение, упорядочивание, классификация.
Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять,
приводить примеры и аналогии; любознательность, тактильную память, внимание.
Воспитывать наблюдательность, умение слушать своих товарищей, действовать в соответствии с правилами игры.
Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.
Материалы и оборудование:
игрушка домовенка, посуда из стекла, керамики, металла, три подноса, иллюстрационный материал к игре «Опасно – неопасно», сигнальные карты, раздаточный материал (таблицы) на каждого ребенка, цветные карандаши.
Словарная работа:
стеклянные, керамические, металлические, прозрачный, непрозрачный, водонепроницаемый, шероховатый, гладкий, хрупкий, опасная ситуация.
Виды деятельности детей:
познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.
Предшествующая работа:
Беседа на тему: «Посуда».
Д/и «Какой, какая, какие?».
Д/и «Чего не хватает?»
Ход НОД
Организационный момент.
В гости к детям приходит домовенок Кузя. На столе стоят три подноса. На первом разложены предметы из стекла, на втором – из металла, на третьем – из керамики.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, что Кузьма приготовил на столе. Чего тут только нет! Назовите, что вы видите?
- Ребята, как вы думаете, почему Кузьма положил одни предметы на первый поднос, вторые – на второй, третьи – на третий?
- Правильно, на первом подносе все предметы из стекла, на втором – из металла, на третьем – из керамики (т. е. стеклянные, керамические, металлические).
-Как можно назвать эти предметы одним словом?
Дети перечисляют предметы посуды.
Рассуждения детей.
Основная часть
.
Воспитатель:
- Ребята, вы любите играть в прятки? И Кузя очень любит играть. Хотите с ним поиграть? Кузя сейчас будет прятать шарик, а вы должны будите догадаться, где он.
- Раз, два, три – шарик скорее найди!
Кузя прячет шарик в стакан. Дети открывают глаза и сразу находят предмет.
- Ребята, как вы так сразу смогли найти шарик?
-Каким свойством обладает стекло, что вы сразу увидели через него шарик? Стекло какое?
-Правильно, стекло прозрачное. Давайте повторим все вместе: «Прозрачное».
-А где еще люди применяют стекло, чтобы использовать это замечательное свойство – прозрачность?
- Ребята, Кузя очень хочет с вами поиграть. На этот раз, Кузя, постарайся спрятать шарик хорошенько.
Кузя прячет шарик в металлическую посуду.
-Раз, два, три – шарик найди!
Игра «Горячо – холодно».
Дети играют с Кузей в игру «Горячо – холодно».
- А теперь сложнее было искать? Почему?
-В металлической посуде шарик не видно, но вы догадались по звуку: когда взяли посуду в руки, шарик загремел. Металлическая посуда – непрозрачная. Повторите вместе: «непрозрачная».
Кузя в третий раз прячет шарик (в керамическую посуду).
Игра «Дети играют с Кузей в игру «Горячо – холодно».Горячо – холодно».
Кузя хочет пить, берет стакан и чуть – чуть не роняет его.
- Ой, Кузя, осторожно. Ребята, что бы было, если бы Кузя уронил стакан на пол? Что было бы со стаканом из стекла, если бы он ударился о твердый пол?
- Значит, стекло обладает еще одним свойством. Какое это свойство? (Стекло хрупкое).
- Какие еще предметы обладают этим свойством? (Керамические).
-Металлические предметы тоже хрупкие?
-Проверим?
(После удара о пол предмет из металла остается цел).
-Значит, стекло и керамика – хрупкие, а металл – прочный.
- Ребята, Кузя не знает, куда ему налить воды: в стеклянный стакан, керамическую чашку или металлическую кружку? Он думает, что если стекло прозрачное, то вдруг вода из него вытечет. Давайте попробуем налить воду во всю эту посуду и посмотрим, что будет.
- Смотри, Кузя, вода не выливается и не просачивается, а прочно удерживается во всей посуде. Значит стекло, металл и керамика обладают еще одним свойством – водонепроницаемость.
- Проведем еще один эксперимент. Смотрите, ребята, если мы возьмем стеклянный, керамический и металлический предмет и опустим их в воду, что с ними произойдет?
- Правильно, они погрузятся в воду. Значит, стекло, керамика и металл какие? Легкие или тяжелые?
- А теперь проведите рукой по всем стеклянным, керамическим и металлическим предметам. Они какие? Мягкие или твердые?
-Гладкие или шероховатые?
(Могут быть и гладкими и шероховатыми, в этом они похожи).
-Из стекла изготавливают стекла автомашин, термометры, очки, лампочки, стекла вставляют в рамы окон.
Физ. минутка.
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
(Ходьба на месте)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
(Руки поднять через стороны вверх и опустить)
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
(Повороты туловища вправо, влево)
Ковшик тоже развалился,
(Наклониться, коснуться руками пола)
Нос у чайника отбился.
(Приседания)
Ложку мы чуть – чуть сломали,
(Встать на носки, руки поднять вверх)
Так мы маме помогали.
(Поднять плечи, развести руки в стороны).
Дыхательное упражнение «Каша кипит».
Дети выполняют физ. минутку и дых. упражнение.
Дидактическая игра «Опасно – неопасно».
- Ребята, не всегда посуда и столовые приборы бывают полезны для человека, иногда они представляют опасность. Я буду показывать вам иллюстрации, вы должны внимательно рассмотреть каждую из них. Если, вы считаете, что данная ситуация опасна для жизни человека, вы должны поднять красную сигнальную карту; если же вы думаете, что данная ситуация безопасна – поднимите белую сигнальную карту.
-Ребята, у каждого из вас на столе есть таблицы, на них изображены предметы, которые есть в каждом доме. Какие – то из них детям нельзя брать совсем и возле них мы напишем знак (Х, а какими – то можно пользоваться, но очень аккуратно и рядом с ними мы напишем знак). Дети садятся за столы.
Дети работают с сигнальными картами, объясняют свой выбор.
Рефлексия.
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел?
Воспитатель показывает наряженную металлическую ложку, керамическую тарелку и стеклянный стакан.
- Это давние друзья, но и великие спорщики. Каждый из них утверждает, что он главнее всех остальных. Ложка спорит, что из металла делают очень много полезных человеку предметов, а тарелка утверждает, что керамика нужнее человеку, стакан говорит, что из стекла сделано больше полезных вещей, чем из металла и керамики. Как разрешить их спор? Кто из них прав?
- Ребята, давайте разделимся на три команды. Первая команда – за ложку, вторая – за тарелку, третья – за стакан. Кто больше назовет предметов, сделанных из стекла, керамики и металла.
Ответы детей.