Ольга Авдеева
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами опытно-экспериментальной деятельности с участием родителей «Часы»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей. Тема «Часы».
Задачи: познакомить с историей возникновения часов; рассказать о разных видах часов и показать их; вызвать у детей и родителей желание планировать свою жизнь (отдельные мероприятия) по часам; побуждать активно участвовать в беседе и проведении экспериментов; вызвать желание у родителей проводить дальнейшую работу по изучению темы вне стен детского сада; стремиться создать положительно-эмоциональную, активную атмосферу в течение всей непосредственно-образовательной деятельности.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с элементами опытно-экспериментальной деятельности с участием родителей „Часы“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Оборудование: различные виды часов; видео презентация; иллюстрации; оборудование для проведения экспериментов (свечи, колокольчики, булавки, циферблат солнечных часов на подставке, фонарик, раздаточный материал (карточки для игры, макеты часов).
Ход занятия.
Дети с родителями заходят в группу. Здороваются с гостями. Садятся за столы.
Воспитатель. Я хочу рассказать вам сказку. (В руке воспитателя появляется кукла-перевертыш).
- Жила была девочка Манечка. Она была веселая, озорная, любила играть, бегать, прыгать, как все маленькие детки. Еще она находила себе разные занятия, развлечения и незаметно превратилась в девушку Машу. Девушка Маша училась готовить, убирать, стирать, не забывала и с друзьями на посиделках побывать, песни попеть, хороводы поводить. И так за разными делами девушка Маша стала женщиной Марией. Мария вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, кормила скотинку, работала в огороде, и превратилась в бабушку Марью Ивановну.
Воспитатель. Вот такая сказка. А скажите мне, пожалуйста, почему девочка Маша превратилась сначала в девушку Машу, потом в женщину Марию, а затем в бабушку Марию Ивановну? Правильно, потому что шло время. А сейчас отгадайте загадку: считает весь век, а не человек. (Часы).
Сегодня мы вместе с вами поговорим о часах. (Слайд №1). Для того чтобы узнать время, достаточно посмотреть на часы, которые показывают нам точное время. Но часы не всегда были такими.
В давние времена, несколько тысяч лет назад, человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. (Слайд №2). Присмотрелся человек и заметил, что тень не стоит на месте, а движется за солнцем. Кончился день, солнце сделало круг по небу, и тень тоже круг пробежала. И придумал человек (слайд №3, вкопал в землю столб, а вокруг столба круг начертил. Подумал, посчитал и разделил круг на части. Каждая часть равнялась 1 часу. Так появились солнечные часы.
Мы сейчас тоже сделаем солнечные часы и посмотрим, как они работают.
Проводится опытно-экспериментальная деятельность. Дети с родителями собирают из стержня и циферблата солнечные часы, сверху ставят зажженный фонарик, вращают им так, чтобы тень делала круг по циферблату.
Воспитатель. А теперь давайте подумаем, всегда ли было удобно использовать солнечные часы? Правильно, в пасмурную погоду нет солнца, а значит и солнечные часы работать не будут.
Следующим видом часов стали песочные часы. (Слайд №4). Песочные часы состоят из двух сосудов, соединенных узким каналом, через который из верхнего сосуда песок пересыпается в нижний. Такие часы могут показывать время от нескольких секунд до нескольких часов. (Рассказ воспитателя проходит с демонстрацией песочных часов).
Еще одни интересные часы придумали люди – цветочные. (Слайд №5).В Древней Греции и Риме на цветниках высаживали растения, цветки которых открывали и закрывали свои лепестки в разное время суток. А шведский натуралист Карл Линней в восьмом веке подметил периодичность в цветении растений и разработал так называемые цветочные часы.
Проводится физкультминутка «Часики» под музыку.
Воспитатель. Люди придумали еще один вид часов, которые назывались огненными. Для этого использовали, например свечи. (Слайд №6). Для одного французского короля брали огромную свечу, и размечали ее на 24 части – по количеству часов в сутках. Свечу поджигали, и она горела весь день. Около нее стояли люди, которые следили за тем, как горит свеча. Когда королю нужно было узнать время, эти люди ему докладывали, до какого деления догорела свеча.
Я хочу предложить вам сделать сегодня огненные часы. Но это будут еще и часы – будильник. Сейчас родители будут делать, то, что я говорю, а дети будут подавать необходимые предметы. Напоминаю, что следует соблюдать технику безопасности: обращаться аккуратно с зажигалками, не подносить руки к огню, в случае возгорания у вас на столах имеются стаканы с водой.
Воспитатель и родители с детьми выполняют следующие действия:
- ставим свечу в подставку, предварительно растопив воск внизу свечи;
- берем булавку и пронизываем свечу, отступив от верхнего края два сантиметра;
- надеваем колокольчик на булавку;
- зажигаем свечу, и отставляем на край стола.
Воспитатель. Мы с вами сделали часы - будильник, и они уже работают, и как только он прозвонит - это будет сигнал того, что наше занятие подошло к концу.
Я вам назвала не все виды часов, потому что, про остальные вы расскажите сами. Я буду только показывать, а вы хором отвечать, как называются те или иные часы.
(Слайд №7). Настенные.
(Слайд №8). Напольные.
(Слайд №9). Ручные.
(Слайд №10). Ходики с кукушкой.
(Слайд №11). Уличные.
(Слайд №12). Куранты.
(Слайд №13). Карманные.
(Слайд №14). Электронные.
(Слайд №15). Часы с представлением. Эти часы находятся над входом в Центральный театр кукол в Москве. Каждый день в 12 часов к зрителям поворачивается петух и громко поет «ку-ка-ре-ку», приглашая всех на представление. Затем открываются дверки домиков и появляются музыканты-звери и начинают играть веселую песенку. (Слайд №16).
Предлагаю поиграть. Родители будут брать картинку на столе с изображением определенного времени на часах, показывать своему ребенку, а дети будут находить пару к этой картинке, которая спрятана в группе. (Игра проводится 2-3 раза).
Скажите, а нужно ли уметь определять время по часам? А зачем? (Ответы). Правильно, чтобы планировать свой день и т. д. Хочу предложить вам еще одну игру. У нас есть говорящие часики. Они будут задавать задание, а мы его выполнять. А если у вас не получится, то помогут родители. (Дети берут макеты часов и пытаются выставить заданное время, родители помогают).
Звенит сигнал огненного будильника.
Воспитатель. Наше занятие подходит к концу. Что вы сегодня нового узнали? (Ответы). Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы). А все ли у нас получилось? (Ответы). Действительно, мы еще не умеем определять время по часам. Что же нам нужно сделать? (Ответы). Мы будем узнавать еще больше о часах, и учиться определять по ним время.
Мне сегодня было очень интересно с вами общаться и очень приятно, что родители нам в этом помогали. Я хочу попросить родителей ненадолго остаться, а вы ребята, можете идти.
Уважаемые родители! Спасибо за то, что откликнулись на нашу просьбу и пришли к нам. Как вы, наверное, поняли это первое занятие из цикла о часах. Вы увидели, что не просто научить дошкольника грамотно обращаться с часами. Но я надеюсь на дальнейшую совместную работу, которую мы будем вести и дома и в саду. У нас по этой теме собрано много материала (он представлен на выставке). Поэтому обращайтесь, и мы будем рады предоставить вам необходимые пособия или игры.
Я прощаюсь с вами. До новых встреч!