МААМ-картинки

НОД по социально-коммуникативному развитию «Устное народное творчество»

Ирина Титова
НОД по социально-коммуникативному развитию «Устное народное творчество»

МОУ- Лицей структурное подразделение МДОУ детский сад №9

г. Маркс Саратовской области

Конспект НОД по социально- коммуникативному развитию

для детей старшей группы

«Устное народное творчество»

Подготовил: воспитатель

1 квалификационной категории

Титова И. А.

2017

Тема: «Устное народное творчество»

Группа воспитанников: Старшая.

Публикация «НОД по социально-коммуникативному развитию „Устное народное творчество“» размещена в разделах

Автор разработки: Титова И. А.

Приоритетная образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие

Цель: Приобщение детей к русской национальной культуре.

Задачи по социально - коммуникативному развитию детей :

- Создать общую атмосферу доброжелательности, принятия каждого, доверия, эмоционального комфорта детей.

–Формировать готовность детей к совместной деятельности со сверстниками.

- Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своему Отечеству, представления о социокультурных ценностях нашего народа.

-Развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

- Обеспечить одинаковое отношение ко всем участникам совместной деятельности.

В интеграции с образовательными областями: «Речевое развитие», «Познание», «Художественно - эстетическое развитие».

Задачи по речевому развитию детей :

-Развивать умение владеть речью как средством общения;

-Обогащать активный словарь детей;

-Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Задачи по познавательному развитию детей :

-Развивать любознательность и познавательную мотивацию;

-Формировать познавательные действия;

-Развивать воображение и творческую активность

Задачи по художественно – эстетическому развитию детей :

- Способствовать восприятию народной музыки, художественной литературы, фольклора; реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

Оборудование: Книги «Русские народные сказки», иллюстрации к русским народным сказкам, рисунки к потешкам, картинки – отгадки, музыка к русской народной хороводной песни «Калина – малина».

Предварительная работа: Заучивание считалок, хороводной песни, разучивание русских народных игр, проговаривание потешек, чтение русских народных сказок, рисование на тему «Потешки».

Планируемые результаты:

-Дети овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательной деятельности.

-Дети активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

-Дети обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам.

-Дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, для построения речевого высказывания в ситуации общения.

-Дети проявляют любознательность, способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Используемая литература:

«Народная культура и традиции» Косарева В. Н. ;

«Истоки русской народной культуры в детском саду» И. Г. Гаврилова;

«Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с бытом и традициями Руси» Э. Р. Железнова.

Содержание деятельности:

Водная часть. Нацелена на организацию детей:

переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя.

Образовательные области:

«Социально- коммуникативное развитие»

Задача: Формировать готовность детей к совместной деятельности со сверстниками.

«Познание»

Задачи: Развитие любознательности и познавательной мотивации.

Вид деятельности: Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, восприятие художественной литературы и фольклора.

Формы работы: Беседа, рассматривание.

Итоговый образовательный результат: Дети проявляют любознательность, способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

Средства: Книги «Русские народные сказки», иллюстрации к русским народным сказкам.

Воспитатель с детьми подходят к книжному уголку, в котором выставлены книги с русскими народными сказками.

- Ребята, посмотрите, сколько новых русских народных сказок в нашем книжном уголке. Вы уже успели их посмотреть? Вам нравятся русские народные сказки? А какие ваши любимые сказки?

Я для вас приготовила интересные иллюстрации к русским народным сказкам. Хотите посмотреть? В каких сказках живут эти герои?

Почему эти сказки называют русские народные?

Откуда к нам пришли русские народные сказки?

Хотите, я вам расскажу, откуда к нам пришли русские народные сказки?

Садитесь на стульчики и слушайте внимательно.

Основная часть: направленна на самостоятельную, последовательную умственную и практическую деятельность детей, выполнение поставленных задач и осуществление индивидуальной работы с детьми.

Образовательные области:

«Социально- коммуникативное развитие»

Задачи: - Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своему Отечеству, представления о социокультурных ценностях нашего народа.

-Развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

- Обеспечить одинаковое отношение ко всем участникам совместной деятельности.

Вид деятельности: Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, восприятие фольклора, игровая.

Формы работы: Обсуждение, рассказ, беседа, рассматривание, разучивание, игра.

Итоговый образовательный результат:

-Дети активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

-Дети обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам.

«Познание»

Задачи :-Формировать познавательные действия;

-Развивать воображение и творческую активность

Вид деятельности: Познавательно-исследовательская деятельность

Формы работы: Рассказ, беседа.

Итоговый образовательный результат:

-Дети проявляют любознательность, способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

«Речевое развитие»

Задачи: -Развивать умение владеть речью как средством общения;

-Обогащать активный словарь детей;

-Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Вид деятельности: Игровая деятельность, коммуникативная

Формы работы: Игра, игровое упражнение, рассказ, беседа, разучивание.

Итоговый образовательный результат:

-Дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, для построения речевого высказывания в ситуации общения.

«Художественно – эстетическое развитие»

Задачи: - Способствовать восприятию народной музыки, художественной литературы, фольклора; реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

Вид деятельности: Игровая деятельность, коммуникативная, музыкальная деятельность, изобразительная деятельность.

Формы работы: Выставка рисунков, совместное пение, хороводный танец, обсуждение, игра.

Итоговый образовательный результат:

Дети обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

Средства: Загадки, картинки- отгадки, музыка к хороводной песне «Калина - малина», рисунки к потешкам, перевёртыши, небылицы, считалочка.

Дети овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

Жила-была в деревне старенькая бабушка. Работать она уже не могла, лежала целыми днями на печи, да сказки придумывала. А вечером соберутся внуки в избе, она им сказки и рассказывает. Очень бабушкины сказки внукам нравились. А внучка Машенька не только слушала, но и запоминала сказки.

Вот выросла Маша, у неё дочка Катюша родилась. Стала Маша дочке Катюше бабушки сказки рассказывать, рассказывает, да и сама что-то интересное добавит. А когда Катюша выросла, она своим деткам мамины и бабушкины сказки рассказывать стала. Вот так — от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам и переходили сказки. А сочинял сказки русский народ, поэтому их называют русские народные сказки. И мы с вами их тоже слушать очень любим. А вам мамы и бабушки рассказывают сказки?

Но не только сказки народ русский сочинял, но и загадки любил придумывать. А чем загадки отличаются от сказок? А вам нравится отгадывать загадки? Ну, тогда подойдите ко мне, послушайте загадки и найдите отгадку — картинку. Воспитатель загадывает русские народные загадки, дети показывают картинки-отгадки. Загадки эти, ребята, тоже русский народ придумал, поэтому о них также говорят «русские народные».

Какие загадки знаете вы? Дети загадывают загадки.

А еще на Руси всегда любили песни петь: и тихие колыбельные, и задорные, весёлые частушки, и хороводные песни. Все эти песни тоже придумал народ.

Воспитатель приглашает всех встать в хоровод «Калина - малина». Дети с воспитателем водят хоровод, поют песню, выполняют танцевальные движения в соответствии с текстом песни.

Ребята, вам понравилось водить хоровод? А мне очень нравится выставка с вашими рисунками. Дети с воспитателем подходят к выставке детских рисунков «Потешки». Вместе рассматривают рисунки. Дети рассказывают о своих рисунках.

Ребята, какие замечательные рисунки к потешкам вы нарисовали.

Кто хочет рассказать потешку к своему рисунку? Дети рассказывают потешки.

Воспитатель: Потешки — это небольшие стихотворения, которые русский народ придумывал. А как вы думаете, для чего народ придумывал эти

потешки? (Чтобы развлекать детей.) Правильно, что бы развлекать, потешать детей.

Воспитатель: А теперь садитесь на стульчики и послушайте меня внимательно:

Снег идет! Жара такая!

Птицы с юга прилетают!

Все вокруг белым-бело –

Лето красное пришло!

-Смешное стихотворение? А что в нём перевёрнуто, что смешно?

Воспитатель разбирает с детьми перевёртыш, находя в нём противоречия.

Вот такие забавные стишки народ назвал перевертышами, потому что все в них перевернуто. А давайте, мы с вами, тоже перевёртыш придумаем.

-Скажите наоборот:

Щуки плавают по дну,

Волки воют на луну.

Предложить детям придумать несколько перевертышей самостоятельно. Какие вы молодцы, такие смешные перевёртыши придумали.

А еще, на Руси придумывали для веселья небылицы. Небылицы это

маленькие стихотворения, в которых говорится о том, чего на самом деле не бывает. Они очень похожи на перевертыши.

Уж как по небу медведь летит,

Медведь летит, головой вертит!

А несет-то он коровушку,

Черно-пеструю, белохвостую!

А коровушка летит

Да хвостищем-то вертит,

Знай, медведю мычит:

- Давай вправо! Давай влево!

А теперь вот напрямик!

Вместе с детьми разобрать, что «перепутано» в небылице.

-Ребята, хорошо мы с вами повеселились?

А поиграть хотите?

Давайте поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота». А как мы будем выбирать водящего - «матушку»? (считалочкой)

Русские дети знали много считалочек. А для чего нужны считалочки? При помощи считалочек выбирают водящего и распределяют роли в игре.

При расчете на каждого играющего приходится одно слово считалочки.

А хотите, я вам расскажу русскую народную считалочку?

Дети встают в круг, а воспитатель рассчитывает детей считалочкой:

За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке теремок,

На дверях висит замок,

Ты за ключиком иди

И замочек отопри.

Считалочку разучивают, дети упражняются в расчете.

Дети с воспитателем играют в игру «Золотые ворота».

- Золотые ворота,

Проходите господа.

Первой матушка прошла,

Своих деток провела.

Первый раз прощаем,

Второй – запрещаем,

А на третий раз – не пропустим вас!

Молодцы, как дружно мы с вами поиграли.

Садитесь, ребята, на ковёр.

Заключительная часть – итог НОД и рефлексия.

Образовательные области:

«Социально- коммуникативное развитие»

Задачи: - Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своему Отечеству, представления о социокультурных ценностях нашего народа.

–Формировать готовность детей к совместной деятельности со сверстниками.

Вид деятельности: Коммуникативный.

Форма работы: Рассказ-обобщение, беседа.

Итоговый образовательный результат:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении.

-Дети активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх.

Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки, считалочки, перевертыши и небылицы. Все это называется устным народным творчеством. Устное — потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу устно. Народное — потому что русский народ придумывал; творчество — потому что сочиняли, творили сами.

Какое у вас настроение, ребята? А что бы хотели сегодня рассказать друзьям и родителям, что бы и у них было весёлое настроение? Давайте, сегодня на прогулке поиграем в русские народные игры. А водящего будем выбирать новой считалочкой.

Вывод. Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.

Публикации по теме:

Устное народное творчество в воспитании и развитии детейУстное народное творчество в воспитании и развитии детей Устное народное творчество благотворно влияет на воспитание детей, развивает творческие, познавательные, коммуникативные способности. Дети.

Конспект занятия по развитию речи «Устное народное творчество. Потешки» Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи. Задачи: 1. Продолжать учить.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Устное народное творчество: сказки». .

Лэпбук «Устное народное творчество»Лэпбук «Устное народное творчество» Темой для своего лэпбука я выбрала устное народное творчество. Песенки, потешки, прибаутки - маленькие шедевры народного творчества, накопленные.

Открытое занятие в средней группе на тему: «Устное народное творчество»Открытое занятие в средней группе на тему: «Устное народное творчество» Дети заходят в группу под русскую народную песню. Воспитатель встречает их в русском национальном костюме. Воспитатель. Детушки мои, проходите.

Устное народное творчество в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Программа предоставления дополнительной бесплатной образовательной услуги по направлению: «Устное народное творчество в развитии речи детей.

Самообразование «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста». Цель: выявление и изучение значения устного народного творчества.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Устное народное творчество»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Устное народное творчество» Конспект открытого занятия по развитию речи старшей группы :» Устное народное творчество». Составила и провела воспитатель ДБС №23 Купцова. С. А.

Устное народное творчество как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников Информация для родителей. Тема: «Устное народное творчество, как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников». Быть патриотом.

Устное народное творчество в речевом развитии детей дошкольного возраста Актуальность темы. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего возраста -помочь им в освоении разговорной речи, овладеть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по социально-коммуникативному развитию «Устное народное творчество»
Опубликовано: 21 мая 2017 в 20:31
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД