МААМ-картинки

НОД по социально-коммуникативному развитию «Устное народное творчество»

Ирина Титова
НОД по социально-коммуникативному развитию «Устное народное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы

МОУ- Лицей структурное подразделение МДОУ детский сад №9

г. Маркс Саратовской области

Конспект НОД по социально- коммуникативному развитию

для детей старшей группы

«Устное народное творчество»

Подготовил: воспитатель

1 квалификационной категории

Титова И. А.

2017

Тема: «Устное народное творчество»

Группа воспитанников: Старшая.

Публикация «НОД по социально-коммуникативному развитию „Устное народное творчество“» размещена в разделах

Автор разработки: Титова И. А.

Приоритетная образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие

Цель: Приобщение детей к русской национальной культуре.

Задачи по социально - коммуникативному развитию детей :

- Создать общую атмосферу доброжелательности, принятия каждого, доверия, эмоционального комфорта детей.

–Формировать готовность детей к совместной деятельности со сверстниками.

- Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своему Отечеству, представления о социокультурных ценностях нашего народа.

-Развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

- Обеспечить одинаковое отношение ко всем участникам совместной деятельности.

В интеграции с образовательными областями: «Речевое развитие», «Познание», «Художественно - эстетическое развитие».

Задачи по речевому развитию детей :

-Развивать умение владеть речью как средством общения;

-Обогащать активный словарь детей;

-Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Задачи по познавательному развитию детей :

-Развивать любознательность и познавательную мотивацию;

-Формировать познавательные действия;

-Развивать воображение и творческую активность

Задачи по художественно – эстетическому развитию детей :

- Способствовать восприятию народной музыки, художественной литературы, фольклора; реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

Оборудование: Книги «Русские народные сказки», иллюстрации к русским народным сказкам, рисунки к потешкам, картинки – отгадки, музыка к русской народной хороводной песни «Калина – малина».

Предварительная работа: Заучивание считалок, хороводной песни, разучивание русских народных игр, проговаривание потешек, чтение русских народных сказок, рисование на тему «Потешки».

Планируемые результаты:

-Дети овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательной деятельности.

-Дети активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

-Дети обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам.

-Дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, для построения речевого высказывания в ситуации общения.

-Дети проявляют любознательность, способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Используемая литература:

«Народная культура и традиции» Косарева В. Н. ;

«Истоки русской народной культуры в детском саду» И. Г. Гаврилова;

«Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с бытом и традициями Руси» Э. Р. Железнова.

Содержание деятельности:

Водная часть. Нацелена на организацию детей:

переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя.

Образовательные области:

«Социально- коммуникативное развитие»

Задача: Формировать готовность детей к совместной деятельности со сверстниками.

«Познание»

Задачи: Развитие любознательности и познавательной мотивации.

Вид деятельности: Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, восприятие художественной литературы и фольклора.

Формы работы: Беседа, рассматривание.

Итоговый образовательный результат: Дети проявляют любознательность, способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

Средства: Книги «Русские народные сказки», иллюстрации к русским народным сказкам.

Воспитатель с детьми подходят к книжному уголку, в котором выставлены книги с русскими народными сказками.

- Ребята, посмотрите, сколько новых русских народных сказок в нашем книжном уголке. Вы уже успели их посмотреть? Вам нравятся русские народные сказки? А какие ваши любимые сказки?

Я для вас приготовила интересные иллюстрации к русским народным сказкам. Хотите посмотреть? В каких сказках живут эти герои?

Почему эти сказки называют русские народные?

Откуда к нам пришли русские народные сказки?

Хотите, я вам расскажу, откуда к нам пришли русские народные сказки?

Садитесь на стульчики и слушайте внимательно.

Основная часть: направленна на самостоятельную, последовательную умственную и практическую деятельность детей, выполнение поставленных задач и осуществление индивидуальной работы с детьми.

Образовательные области:

«Социально- коммуникативное развитие»

Задачи: - Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своему Отечеству, представления о социокультурных ценностях нашего народа.

-Развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

- Обеспечить одинаковое отношение ко всем участникам совместной деятельности.

Вид деятельности: Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, восприятие фольклора, игровая.

Формы работы: Обсуждение, рассказ, беседа, рассматривание, разучивание, игра.

Итоговый образовательный результат:

-Дети активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

-Дети обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам.

«Познание»

Задачи :-Формировать познавательные действия;

-Развивать воображение и творческую активность

Вид деятельности: Познавательно-исследовательская деятельность

Формы работы: Рассказ, беседа.

Итоговый образовательный результат:

-Дети проявляют любознательность, способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

«Речевое развитие»

Задачи: -Развивать умение владеть речью как средством общения;

-Обогащать активный словарь детей;

-Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Вид деятельности: Игровая деятельность, коммуникативная

Формы работы: Игра, игровое упражнение, рассказ, беседа, разучивание.

Итоговый образовательный результат:

-Дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, для построения речевого высказывания в ситуации общения.

«Художественно – эстетическое развитие»

Задачи: - Способствовать восприятию народной музыки, художественной литературы, фольклора; реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

Вид деятельности: Игровая деятельность, коммуникативная, музыкальная деятельность, изобразительная деятельность.

Формы работы: Выставка рисунков, совместное пение, хороводный танец, обсуждение, игра.

Итоговый образовательный результат:

Дети обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

Средства: Загадки, картинки- отгадки, музыка к хороводной песне «Калина - малина», рисунки к потешкам, перевёртыши, небылицы, считалочка.

Дети овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

Жила-была в деревне старенькая бабушка. Работать она уже не могла, лежала целыми днями на печи, да сказки придумывала. А вечером соберутся внуки в избе, она им сказки и рассказывает. Очень бабушкины сказки внукам нравились. А внучка Машенька не только слушала, но и запоминала сказки.

Вот выросла Маша, у неё дочка Катюша родилась. Стала Маша дочке Катюше бабушки сказки рассказывать, рассказывает, да и сама что-то интересное добавит. А когда Катюша выросла, она своим деткам мамины и бабушкины сказки рассказывать стала. Вот так — от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам и переходили сказки. А сочинял сказки русский народ, поэтому их называют русские народные сказки. И мы с вами их тоже слушать очень любим. А вам мамы и бабушки рассказывают сказки?

Но не только сказки народ русский сочинял, но и загадки любил придумывать. А чем загадки отличаются от сказок? А вам нравится отгадывать загадки? Ну, тогда подойдите ко мне, послушайте загадки и найдите отгадку — картинку. Воспитатель загадывает русские народные загадки, дети показывают картинки-отгадки. Загадки эти, ребята, тоже русский народ придумал, поэтому о них также говорят «русские народные».

Какие загадки знаете вы? Дети загадывают загадки.

А еще на Руси всегда любили песни петь: и тихие колыбельные, и задорные, весёлые частушки, и хороводные песни. Все эти песни тоже придумал народ.

Воспитатель приглашает всех встать в хоровод «Калина - малина». Дети с воспитателем водят хоровод, поют песню, выполняют танцевальные движения в соответствии с текстом песни.

Ребята, вам понравилось водить хоровод? А мне очень нравится выставка с вашими рисунками. Дети с воспитателем подходят к выставке детских рисунков «Потешки». Вместе рассматривают рисунки. Дети рассказывают о своих рисунках.

Ребята, какие замечательные рисунки к потешкам вы нарисовали.

Кто хочет рассказать потешку к своему рисунку? Дети рассказывают потешки.

Воспитатель: Потешки — это небольшие стихотворения, которые русский народ придумывал. А как вы думаете, для чего народ придумывал эти

потешки? (Чтобы развлекать детей.) Правильно, что бы развлекать, потешать детей.

Воспитатель: А теперь садитесь на стульчики и послушайте меня внимательно:

Снег идет! Жара такая!

Птицы с юга прилетают!

Все вокруг белым-бело –

Лето красное пришло!

-Смешное стихотворение? А что в нём перевёрнуто, что смешно?

Воспитатель разбирает с детьми перевёртыш, находя в нём противоречия.

Вот такие забавные стишки народ назвал перевертышами, потому что все в них перевернуто. А давайте, мы с вами, тоже перевёртыш придумаем.

-Скажите наоборот:

Щуки плавают по дну,

Волки воют на луну.

Предложить детям придумать несколько перевертышей самостоятельно. Какие вы молодцы, такие смешные перевёртыши придумали.

А еще, на Руси придумывали для веселья небылицы. Небылицы это

маленькие стихотворения, в которых говорится о том, чего на самом деле не бывает. Они очень похожи на перевертыши.

Уж как по небу медведь летит,

Медведь летит, головой вертит!

А несет-то он коровушку,

Черно-пеструю, белохвостую!

А коровушка летит

Да хвостищем-то вертит,

Знай, медведю мычит:

- Давай вправо! Давай влево!

А теперь вот напрямик!

Вместе с детьми разобрать, что «перепутано» в небылице.

-Ребята, хорошо мы с вами повеселились?

А поиграть хотите?

Давайте поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота». А как мы будем выбирать водящего - «матушку»? (считалочкой)

Русские дети знали много считалочек. А для чего нужны считалочки? При помощи считалочек выбирают водящего и распределяют роли в игре.

При расчете на каждого играющего приходится одно слово считалочки.

А хотите, я вам расскажу русскую народную считалочку?

Дети встают в круг, а воспитатель рассчитывает детей считалочкой:

За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке теремок,

На дверях висит замок,

Ты за ключиком иди

И замочек отопри.

Считалочку разучивают, дети упражняются в расчете.

Дети с воспитателем играют в игру «Золотые ворота».

- Золотые ворота,

Проходите господа.

Первой матушка прошла,

Своих деток провела.

Первый раз прощаем,

Второй – запрещаем,

А на третий раз – не пропустим вас!

Молодцы, как дружно мы с вами поиграли.

Садитесь, ребята, на ковёр.

Заключительная часть – итог НОД и рефлексия.

Образовательные области:

«Социально- коммуникативное развитие»

Задачи: - Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своему Отечеству, представления о социокультурных ценностях нашего народа.

–Формировать готовность детей к совместной деятельности со сверстниками.

Вид деятельности: Коммуникативный.

Форма работы: Рассказ-обобщение, беседа.

Итоговый образовательный результат:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении.

-Дети активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх.

Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки, считалочки, перевертыши и небылицы. Все это называется устным народным творчеством. Устное — потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу устно. Народное — потому что русский народ придумывал; творчество — потому что сочиняли, творили сами.

Какое у вас настроение, ребята? А что бы хотели сегодня рассказать друзьям и родителям, что бы и у них было весёлое настроение? Давайте, сегодня на прогулке поиграем в русские народные игры. А водящего будем выбирать новой считалочкой.

Вывод. Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.

Публикации по теме:

Устное народное творчество в воспитании и развитии детейУстное народное творчество в воспитании и развитии детей Устное народное творчество благотворно влияет на воспитание детей, развивает творческие, познавательные, коммуникативные способности. Дети.

Конспект занятия по развитию речи «Устное народное творчество. Потешки» Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи. Задачи: 1. Продолжать учить.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Устное народное творчество: сказки». .

Лэпбук «Устное народное творчество»Лэпбук «Устное народное творчество» Темой для своего лэпбука я выбрала устное народное творчество. Песенки, потешки, прибаутки - маленькие шедевры народного творчества, накопленные.

Открытое занятие в средней группе на тему: «Устное народное творчество»Открытое занятие в средней группе на тему: «Устное народное творчество» Дети заходят в группу под русскую народную песню. Воспитатель встречает их в русском национальном костюме. Воспитатель. Детушки мои, проходите.

Устное народное творчество в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Программа предоставления дополнительной бесплатной образовательной услуги по направлению: «Устное народное творчество в развитии речи детей.

Самообразование «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста». Цель: выявление и изучение значения устного народного творчества.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Устное народное творчество»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Устное народное творчество» Конспект открытого занятия по развитию речи старшей группы :» Устное народное творчество». Составила и провела воспитатель ДБС №23 Купцова. С. А.

Устное народное творчество как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников Информация для родителей. Тема: «Устное народное творчество, как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников». Быть патриотом.

Устное народное творчество в речевом развитии детей дошкольного возраста Актуальность темы. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего возраста -помочь им в освоении разговорной речи, овладеть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по социально-коммуникативному развитию «Устное народное творчество»
Опубликовано: 21 мая 2017 в 20:31
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по социально-коммуникативному развитию «Устное народное творчество»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Титова (УИ 1189087) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД