Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства»

Екатерина Петрухина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Тема: «Почва и ее свойства».

Цель: Иметь представление о почве, как плодородном слое земли

Методические приемы:

• словесный: беседа, рассказ педагога, рассказы детей (описание, обоснование, рассуждение, обобщение);

• частично-поисковый: решение проблемных ситуаций, исследование;

• наглядный: рассматривание предметов исследования, схем, моделей;

• практический: выполнение опытов, составление схем-моделей.

Ход занятия.

-Давайте поздороваемся с гостями. (Здравствуйте.) Давайте улыбнемся гостям, друг другу и мне. Игровая ситуация создающая мотивацию к занятию.

2. Решение проблемной ситуации

(Дети стоят вокруг стола 1, на столе два цветочных горшка с растениями).

- Посмотрите внимательно, в чем сходство и в чем различие? (Сходство – одинаковые цветочные горшки, один сорт растения, поливаем одинаково, стоят в одной комнате;

Различия – в одном цветочном горшке растение большое, пышное, с крупными крепкими листьями, а в другом – растение маленькое, с мелкими вялыми листьями.)

- Как вы думаете, почему это произошло? (В одном цветочном горшке земля темная, а в другом – песок.)

- Что мы знаем о песке? (Пропускает хорошо воду, но нет в нем питательных веществ для растений.)

Вывод: Поэтому растение ослабленное, листья мелкие и вялые. (Дети сели).

- Темная земля – это почва. Мы сегодня узнаем, что такое почва и из чего она состоит.

- Заглянем в толковый словарь:

«Почва – верхний плодородный слой земли на котором растут растения».

- Давайте выделим основной признак почвы, которым она отличается от песка! (Основным признаком является плодородие почвы.)

- Как вы понимаете слово – «плодородие»? (Дает силу для жизни и роста растений.)

- А нам что дает силу для жизни и роста? (Питание и занятие спортом.

4. Физминутка.

Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте)

Очень нравиться нам делать по-порядку:

Весело шагать (ходьба,

Руки поднимать (руки вверх,

Приседать и вставать (приседания 4 - 6 раз,

Прыгать и скакать (10 прыжков).

5) Проведение эксперимента. (Дети разделились на 4 группы).

- Чтобы узнать из чего состоит почва и почему она плодородна, мы проведем исследование, эксперимент, а данные будем отображать в схемах и таблицах.

а) На трех столах представлены образцы почв с заданием на указателях

- Все дети подходят к столам и выполняют задания на указателях:

• рассмотреть - цвет

• понюхать - запах

• потрогать – состояние.

- Составление схем по подгруппам.

- Рассматривание схем на доске, нахождение общих признаков, обобщение.

Вывод: Почва имеет темный цвет, пахнет листьями и гнилью, рассыпается, может замерзать – становится твердой.

б) Работа в группах одновременно.

(Проведение опытов, составление схем).

1 группа.

Опыт «Прокаливание почвы» выполняют вместе с воспитателем.

- Посмотрите, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Что происходит?

Дети: стекло стало влажным.

- Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?

Дети: над почвой появился дым, в группе неприятный запах.

- Это происходит из-за сгорания частиц перегнивших растений и насекомых.

Вывод: в состав почвы входит вода и перегнившие остатки растений и насекомых.

Словарная Перегной – это разложившиеся остатки растений и мелких животных.

- Перегной содержит питательные вещества, которые растения используют для роста и развития

- А для чего растениям нужна вода?

Дети: для роста растений.

- Вода – это хорошо или плохо?

Дети:

хорошо – растение впитывает воду, не вянет, растет;

плохо – чрезмерный полив может привести к гибели растения – оно сгниет.

- А что было бы, если бы не было воды?

Дети: Все живое быстро бы погибло.

Составление схемы группой.

Пока дети зарисовывают, воспитатель подходит к другим подгруппам.

2 группа.

Опыт «Изучение почвы в воде».

Задание дано поэтапно в рисунках.

Почву ссыпать в стакан, заполнить водой, перемешать содержимое.

Что мы наблюдаем – зарисовать.

Вывод: В почве имеются остатки растений и насекомых (они всплыли наверх, песок и глина (они осели на дно).

Составление схемы

3 группа.

Опыт «Обнаружение воздуха в почве».

Задание дано в схеме.

Бросить в стакан с водой комочек почвы.

Что заметили, зарисуйте.

Вывод: Пузырьки в воде – это воздух выходит из почвы.

- Для чего нужен воздух в почве?

Дети: воздух нужен растению для дыхания.

- А что нужно делать, чтобы почва насыщалась воздухом?

Дети: рыхлить почву.

4 группа.

Опыт «Водопроницаемость почвы».

Задание дано поэтапно в рисунках.

В воронку вложить небольшой кусочек ваты, сверху насыпать почву, затем осторожно вливать воду. Что произошло, зарисовать.

Вывод: Вода проходит через почву, значит почва водопроницаема. Вместе с питательными веществами вода попадает в растение.

6) Презентация – выступление со схемами одного представителя от группы.

(На доске уже висит первая схема, выходит один ребенок и рассказывает).

Почва имеет темный цвет, пахнет листьями и гнилью, рассыпается и замерзает.

В состав почвы входят остатки растений, насекомых и вода. Такая почва называется – перегной. Перегной содержит питательные вещества, которые растение использует для своего роста.

В почве имеется глина и песок.

В почве есть воздух – необходимый для жизни растений.

Почва водопроницаема – вместе с водой в растения попадают питательные вещества.

- Как называется такая почва?

Дети: плодородная

- Так почему у нас в одном горшке растение здоровое, хорошо развитое, а в другом вялое, слаборазвитое?

Дети: Здоровое растение растет в плодородной почве, богатой питательными веществами. Мы поливаем растения, чтобы питательные вещества растворились и с водой впитались в растение, рыхлим почву, чтобы воздух попадал к корням растения.

7) Вывод-обобщение «Мозговой штурм».

- Что такое почва?

Дети: это плодородный слой земли.

- Какого она цвета?

Дети: в основном темного цвета.

- Чем пахнет?

Дети: пахнет сухими листьями и гнилью.

- Какими обладает свойствами?

Дети: рассыпается, замерзает, нагревается, водопроницаемая.

- Из чего состоит?

Дети: Состоит из остатков растений, насекомых, песка, глины, воздуха и воды, которые необходимы для жизни и роста растений.

3. Рефлексия

Что нового узнали?

Чему научились?

Что понравилось?

Ход деятельности

Мотивационно-ориентировочный этап:

— Ребята, на адрес нашей группы пришло письмо. (Воспитатель открывает конверт, читает письмо). Это письмо от Маленького принца.

«Здравствуйте, мои друзья с большой планеты Земля! На моей маленькой сказочной планете приключилась беда: заболел мой друг – прекрасная Роза, она растет в песке и у нее пожелтели и стали опадать лепестки. А я узнал, что на вашей планете есть «живая земля», которая сможет ей помочь. Я бы хотел, чтобы вы помогли мне узнать, из каких веществ состоит «живая земля» и прислали мне образец с описанием почвы».

Поисковый этап:

Поможем Маленькому принцу? Как мы можем помочь ему? Давайте порассуждаем, что нужно растению для его существования? (Свет, влага, воздух). Скажите, а чем питается растение и где берет питание? (Ответы детей.)

Растение живое и ему нужен свет, а также воздух, вода, и, конечно, питание.

Для хорошего роста растениям нужна плодородная земля.

У нас в группе цветы растут в плодородной земле и поэтому не болеют, хорошо себя чувствуют. А у Маленького принца цветок вянет. Почему? Что мы знаем о песке? (Он сыпучий, влага в нем не долгое время сохраняется, он быстро высыхает от солнца, нет полезных примесей).

Практический этап:

Ребята, для того, чтобы сделать описание почвы, нужно провести опыты. Для этого предлагаю вам стать учеными-исследователями.

Кто знает, чем занимаются ученые? (Исследуют, наблюдают, проводят опыты.) Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Давайте пройдем в лабораторию и сядем за столы. Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования, поэтому мы будем также с вами договариваться о том, что делать, помогать друг другу. (Дети подходят к столам. На столах стоят мисочки с землей, стаканчики с водой, ложечки, салфетки, лупы, воронки, ватные диски, стаканчики, схемы, карандаши.)

У вас на столах лежат предметы для исследования. Перечислите, что именно. (Ответы детей). Мы будем проводить опыты с помощью таблиц, которые подскажут нам, с чего необходимо начать работу, как ее продолжить и к каким результатам мы должны прийти.

1 опыт: дети рассматривают внешний вид почвы и дают описание. Что нужно сделать, чтобы описать внешний вид почвы? (Понюхать, рассмотреть, потрогать).

(Для этого предлагается таблица, с помощью которой можно описать внешний вид почвы.)

2 опыт: далее необходимо выяснить, из чего состоит наша почва, то есть что в ней содержится. Как это сделать? Какие предметы нам нужны для этого опыта? Необходимо рассмотреть почву через лупу, определить, имеются ли в ней полезные примеси: камни, глина, песок, перегнившие листья, чернозем и другие примеси.

Земля образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растения. Чем больше такой еды, тем лучше себя чувствует растение.

3 опыт: Далее необходимо провести более сложные опыты по водопроницаемости и удерживанию влаги. С помощью каких предметов мы можем провести данный опыт? (Вывешивается схема к этому опыту). Для этого нам нужны стаканчики с водой, воронка и ватный диск. Как можно провести опыт с помощью этих предметов? В этом вам поможет таблица. (С помощью таблицы дети проводят данный опыт.)

Вода проходит через почву, значит почва – водопроницаемая. Наша почва содержит достаточное количество влаги, что нужно для роста растения.

4 опыт: Далее необходимо провести опыт по определению воздухопроницаемости, то есть, нам нужно узнать, есть ли в почве воздух? Как мы можем это сделать? Какие предметы нам нужны для этого опыта? Почему? (Дети рассматривают схему и делают данный опыт.) Что образуется? Пузырьки – это значит, что в почве есть воздух, необходимый для жизни растения.

Физкультминутка.

Раз – и стану я землей,

Мягкой, теплой и живой!

Очень сильной, очень крепкой,

Очень доброй и большой.

Два – я почва – верхний слой,

Дружат травы все со мной,

И деревья, и кусты,

Червяки, жуки, кроты.

Всем живущим говорю:

«Чтите матушку свою!»

Рефлексивно-оценочный этап:

После опытов проводится анализ обследования почвы и подводится итог с помощью схем.

Итак, как вы можете описать почву, в которой растут наши цветы? (Предполагаемые ответы детей: наша почва темного цвета, в ней содержатся камни, глина, песок, чернозем, полезные примеси, она средней сыпучести, пропускает воздух и удерживает влагу, в ней растение хорошо растет – значит, это плодородная земля.)

Значит, землю можно назвать «живой»?

Как можно помочь принцу справить ситуацию, которая произошла с Розой?

(Для того чтобы Роза выздоровела, нужно послать ту землю, в которой живут наши растения, — это «живая» земля.)

Давайте соберем в контейнер образец почвы и вечером напишем письмо с описанием нашей «живой земли».

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Планета земля»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Планета земля» «ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Б»Цели:1. Углубить представления о том, что.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «День космонавтики» «День космонавтики». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Возрастная группа: подготовительная Тема:.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром «Свойства воды» Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром «Свойства воды» Воспитатель высшей квалификационной категории.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Волшебные свойства бумаги»Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Волшебные свойства бумаги» Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Волшебные свойства бумаги». Вторая младшая.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Свойства дерева» Конспект занятия по ознакомлению окружающим миром во второй младшей группе «Свойства дерева» Цель: познакомить с природным материалом.

«Необыкновенные свойства обыкновенного воздуха». Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Конспект организованной образовательной деятельности.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Вода и её свойства» Тема: Знакомство с водой и ее свойствами» Цель: Знакомство детей со свойствами воды. Программное содержание: 1. Дать детям представление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Бытовые электроприборы» в подготовительной группе .

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим.

НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Почва» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №46» городского округа город Салават Республики.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства»
Опубликовано: 5 мая 2018 в 07:34
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 октября. День тыквы на МААМ

Красочная тыква – настоящее украшение осени. Она дарит нам неунывающее оранжевое настроение. В Китае этот овощ вообще считается мистическим талисманом – китайцы верят, что тыква может защищать своих...

23 октября. Выставка самодельной посуды на МААМ

Посуда как часть нашей повседневной жизни сопровождает нас тысячелетиями. От первого глиняного кувшина и котелка до современных высокотехнологичных кастрюль – такова история развития посудной цивилизации....

Презентация «Викторина по сказке Джанни Родари» ко Дню рождения писателя для детей...
« Прививая вкус к вымыслу и умножая способы выдумывания историй, мы помогаем детям проникать в действительность через окно, минуя дверь. Раз это...
Мастер-класс в старшей группе на тему: «Веточка облепихи»
Мастер-класс в старшей группе на тему: «Веточка облепихи» Образовательная область: «художественно - эстетическое развитие» Интеграция с другими...
Конспект комплексного открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Овощи и...
ЦЕЛЬ: продолжать формировать представление у детей об овощах и фруктах. Задачи: учить детей узнавать, называть и описывать овощи и фрукты; использовать в...