МААМ-картинки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства»

Екатерина Петрухина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Почва и ее свойства“» размещена в разделах

Тема: «Почва и ее свойства».

Цель: Иметь представление о почве, как плодородном слое земли

Методические приемы:

словесный: беседа, рассказ педагога, рассказы детей (описание, обоснование, рассуждение, обобщение);

частично-поисковый: решение проблемных ситуаций, исследование;

наглядный: рассматривание предметов исследования, схем, моделей;

практический: выполнение опытов, составление схем-моделей.

Ход занятия.

-Давайте поздороваемся с гостями. (Здравствуйте.) Давайте улыбнемся гостям, друг другу и мне. Игровая ситуация создающая мотивацию к занятию.

2. Решение проблемной ситуации

(Дети стоят вокруг стола 1, на столе два цветочных горшка с растениями).

- Посмотрите внимательно, в чем сходство и в чем различие? (Сходство – одинаковые цветочные горшки, один сорт растения, поливаем одинаково, стоят в одной комнате;

Различия – в одном цветочном горшке растение большое, пышное, с крупными крепкими листьями, а в другом – растение маленькое, с мелкими вялыми листьями.)

- Как вы думаете, почему это произошло? (В одном цветочном горшке земля темная, а в другом – песок.)

- Что мы знаем о песке? (Пропускает хорошо воду, но нет в нем питательных веществ для растений.)

Вывод: Поэтому растение ослабленное, листья мелкие и вялые. (Дети сели).

- Темная земля – это почва. Мы сегодня узнаем, что такое почва и из чего она состоит.

- Заглянем в толковый словарь:

«Почва – верхний плодородный слой земли на котором растут растения».

- Давайте выделим основной признак почвы, которым она отличается от песка! (Основным признаком является плодородие почвы.)

- Как вы понимаете слово – «плодородие»? (Дает силу для жизни и роста растений.)

- А нам что дает силу для жизни и роста? (Питание и занятие спортом.

4. Физминутка.

Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте)

Очень нравиться нам делать по-порядку:

Весело шагать (ходьба,

Руки поднимать (руки вверх,

Приседать и вставать (приседания 4 - 6 раз,

Прыгать и скакать (10 прыжков).

5) Проведение эксперимента. (Дети разделились на 4 группы).

- Чтобы узнать из чего состоит почва и почему она плодородна, мы проведем исследование, эксперимент, а данные будем отображать в схемах и таблицах.

а) На трех столах представлены образцы почв с заданием на указателях

- Все дети подходят к столам и выполняют задания на указателях:

• рассмотреть - цвет

• понюхать - запах

• потрогать – состояние.

- Составление схем по подгруппам.

- Рассматривание схем на доске, нахождение общих признаков, обобщение.

Вывод: Почва имеет темный цвет, пахнет листьями и гнилью, рассыпается, может замерзать – становится твердой.

б) Работа в группах одновременно.

(Проведение опытов, составление схем).

1 группа.

Опыт «Прокаливание почвы» выполняют вместе с воспитателем.

- Посмотрите, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Что происходит?

Дети: стекло стало влажным.

- Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?

Дети: над почвой появился дым, в группе неприятный запах.

- Это происходит из-за сгорания частиц перегнивших растений и насекомых.

Вывод: в состав почвы входит вода и перегнившие остатки растений и насекомых.

Словарная Перегной – это разложившиеся остатки растений и мелких животных.

- Перегной содержит питательные вещества, которые растения используют для роста и развития

- А для чего растениям нужна вода?

Дети: для роста растений.

- Вода – это хорошо или плохо?

Дети:

хорошо – растение впитывает воду, не вянет, растет;

плохо – чрезмерный полив может привести к гибели растения – оно сгниет.

- А что было бы, если бы не было воды?

Дети: Все живое быстро бы погибло.

Составление схемы группой.

Пока дети зарисовывают, воспитатель подходит к другим подгруппам.

2 группа.

Опыт «Изучение почвы в воде».

Задание дано поэтапно в рисунках.

Почву ссыпать в стакан, заполнить водой, перемешать содержимое.

Что мы наблюдаем – зарисовать.

Вывод: В почве имеются остатки растений и насекомых (они всплыли наверх, песок и глина (они осели на дно).

Составление схемы

3 группа.

Опыт «Обнаружение воздуха в почве».

Задание дано в схеме.

Бросить в стакан с водой комочек почвы.

Что заметили, зарисуйте.

Вывод: Пузырьки в воде – это воздух выходит из почвы.

- Для чего нужен воздух в почве?

Дети: воздух нужен растению для дыхания.

- А что нужно делать, чтобы почва насыщалась воздухом?

Дети: рыхлить почву.

4 группа.

Опыт «Водопроницаемость почвы».

Задание дано поэтапно в рисунках.

В воронку вложить небольшой кусочек ваты, сверху насыпать почву, затем осторожно вливать воду. Что произошло, зарисовать.

Вывод: Вода проходит через почву, значит почва водопроницаема. Вместе с питательными веществами вода попадает в растение.

6) Презентация – выступление со схемами одного представителя от группы.

(На доске уже висит первая схема, выходит один ребенок и рассказывает).

Почва имеет темный цвет, пахнет листьями и гнилью, рассыпается и замерзает.

В состав почвы входят остатки растений, насекомых и вода. Такая почва называется – перегной. Перегной содержит питательные вещества, которые растение использует для своего роста.

В почве имеется глина и песок.

В почве есть воздух – необходимый для жизни растений.

Почва водопроницаема – вместе с водой в растения попадают питательные вещества.

- Как называется такая почва?

Дети: плодородная

- Так почему у нас в одном горшке растение здоровое, хорошо развитое, а в другом вялое, слаборазвитое?

Дети: Здоровое растение растет в плодородной почве, богатой питательными веществами. Мы поливаем растения, чтобы питательные вещества растворились и с водой впитались в растение, рыхлим почву, чтобы воздух попадал к корням растения.

7) Вывод-обобщение «Мозговой штурм».

- Что такое почва?

Дети: это плодородный слой земли.

- Какого она цвета?

Дети: в основном темного цвета.

- Чем пахнет?

Дети: пахнет сухими листьями и гнилью.

- Какими обладает свойствами?

Дети: рассыпается, замерзает, нагревается, водопроницаемая.

- Из чего состоит?

Дети: Состоит из остатков растений, насекомых, песка, глины, воздуха и воды, которые необходимы для жизни и роста растений.

3. Рефлексия

Что нового узнали?

Чему научились?

Что понравилось?

Ход деятельности

Мотивационно-ориентировочный этап:

— Ребята, на адрес нашей группы пришло письмо. (Воспитатель открывает конверт, читает письмо). Это письмо от Маленького принца.

«Здравствуйте, мои друзья с большой планеты Земля! На моей маленькой сказочной планете приключилась беда: заболел мой друг – прекрасная Роза, она растет в песке и у нее пожелтели и стали опадать лепестки. А я узнал, что на вашей планете есть «живая земля», которая сможет ей помочь. Я бы хотел, чтобы вы помогли мне узнать, из каких веществ состоит «живая земля» и прислали мне образец с описанием почвы».

Поисковый этап:

Поможем Маленькому принцу? Как мы можем помочь ему? Давайте порассуждаем, что нужно растению для его существования? (Свет, влага, воздух). Скажите, а чем питается растение и где берет питание? (Ответы детей.)

Растение живое и ему нужен свет, а также воздух, вода, и, конечно, питание.

Для хорошего роста растениям нужна плодородная земля.

У нас в группе цветы растут в плодородной земле и поэтому не болеют, хорошо себя чувствуют. А у Маленького принца цветок вянет. Почему? Что мы знаем о песке? (Он сыпучий, влага в нем не долгое время сохраняется, он быстро высыхает от солнца, нет полезных примесей).

Практический этап:

Ребята, для того, чтобы сделать описание почвы, нужно провести опыты. Для этого предлагаю вам стать учеными-исследователями.

Кто знает, чем занимаются ученые? (Исследуют, наблюдают, проводят опыты.) Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Давайте пройдем в лабораторию и сядем за столы. Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования, поэтому мы будем также с вами договариваться о том, что делать, помогать друг другу. (Дети подходят к столам. На столах стоят мисочки с землей, стаканчики с водой, ложечки, салфетки, лупы, воронки, ватные диски, стаканчики, схемы, карандаши.)

У вас на столах лежат предметы для исследования. Перечислите, что именно. (Ответы детей). Мы будем проводить опыты с помощью таблиц, которые подскажут нам, с чего необходимо начать работу, как ее продолжить и к каким результатам мы должны прийти.

1 опыт: дети рассматривают внешний вид почвы и дают описание. Что нужно сделать, чтобы описать внешний вид почвы? (Понюхать, рассмотреть, потрогать).

(Для этого предлагается таблица, с помощью которой можно описать внешний вид почвы.)

2 опыт: далее необходимо выяснить, из чего состоит наша почва, то есть что в ней содержится. Как это сделать? Какие предметы нам нужны для этого опыта? Необходимо рассмотреть почву через лупу, определить, имеются ли в ней полезные примеси: камни, глина, песок, перегнившие листья, чернозем и другие примеси.

Земля образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растения. Чем больше такой еды, тем лучше себя чувствует растение.

3 опыт: Далее необходимо провести более сложные опыты по водопроницаемости и удерживанию влаги. С помощью каких предметов мы можем провести данный опыт? (Вывешивается схема к этому опыту). Для этого нам нужны стаканчики с водой, воронка и ватный диск. Как можно провести опыт с помощью этих предметов? В этом вам поможет таблица. (С помощью таблицы дети проводят данный опыт.)

Вода проходит через почву, значит почва – водопроницаемая. Наша почва содержит достаточное количество влаги, что нужно для роста растения.

4 опыт: Далее необходимо провести опыт по определению воздухопроницаемости, то есть, нам нужно узнать, есть ли в почве воздух? Как мы можем это сделать? Какие предметы нам нужны для этого опыта? Почему? (Дети рассматривают схему и делают данный опыт.) Что образуется? Пузырьки – это значит, что в почве есть воздух, необходимый для жизни растения.

Физкультминутка.

Раз – и стану я землей,

Мягкой, теплой и живой!

Очень сильной, очень крепкой,

Очень доброй и большой.

Два – я почва – верхний слой,

Дружат травы все со мной,

И деревья, и кусты,

Червяки, жуки, кроты.

Всем живущим говорю:

«Чтите матушку свою!»

Рефлексивно-оценочный этап:

После опытов проводится анализ обследования почвы и подводится итог с помощью схем.

Итак, как вы можете описать почву, в которой растут наши цветы? ( Предполагаемые ответы детей: наша почва темного цвета, в ней содержатся камни, глина, песок, чернозем, полезные примеси, она средней сыпучести, пропускает воздух и удерживает влагу, в ней растение хорошо растет – значит, это плодородная земля.)

Значит, землю можно назвать «живой»?

Как можно помочь принцу справить ситуацию, которая произошла с Розой?

(Для того чтобы Роза выздоровела, нужно послать ту землю, в которой живут наши растения, — это «живая» земля.)

Давайте соберем в контейнер образец почвы и вечером напишем письмо с описанием нашей «живой земли».

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Планета земля»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Планета земля» «ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Б»Цели:1. Углубить представления о том, что.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «День космонавтики» «День космонавтики». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Возрастная группа: подготовительная Тема:.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром «Свойства воды» Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром «Свойства воды» Воспитатель высшей квалификационной категории.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Волшебные свойства бумаги»Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Волшебные свойства бумаги» Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Волшебные свойства бумаги». Вторая младшая.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Свойства дерева» Конспект занятия по ознакомлению окружающим миром во второй младшей группе «Свойства дерева» Цель: познакомить с природным материалом.

«Необыкновенные свойства обыкновенного воздуха». Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Конспект организованной образовательной деятельности.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Вода и её свойства» Тема: Знакомство с водой и ее свойствами» Цель: Знакомство детей со свойствами воды. Программное содержание: 1. Дать детям представление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Бытовые электроприборы» в подготовительной группе .

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим.

НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Почва» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №46» городского округа город Салават Республики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства»
Опубликовано: 5 мая 2018 в 07:34
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД