Лучший педагог года

Конспект НОД «Русская матрёшка» для детей старшего возраста

Марина Лазарева
Конспект НОД «Русская матрёшка» для детей старшего возраста

Конспект НОД «Русская матрешка»

(для детей старшего возраста)

Цель: Выполнить объёмный цветок и лепестки на платке и фартуке матрёшки, используя нетрадиционную технику работы с бумагой «квиллинг»;

формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке.

Задачи:

Образовательные:

Знакомить детей с историей создания русской матрешки.

Публикация «Конспект НОД „Русская матрёшка“ для детей старшего возраста» размещена в разделах

Закрепить навыки работы с бумагой – скручивание бумаги в технике «квиллинг»

Изготавливать основные формы «квиллинга» (плотную спираль, свободную спираль, каплю) и в дальнейшем составить композицию цветок.

Развивающие:

Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны.

Развивать творческие способности детей : память, внимание, воображение, мелкую моторику рук.

Воспитательная:

Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, народным игрушкам.

Предварительная работа:

Беседа о видах и особенностях росписи матрешек.

Рассматривание слайдов о матрешках.

Чтение и заучивание стихотворений о матрешках.

Материалы: слайды с матрешками из разных городов России, косынки, карточки с цифрами, парные плоскостные матрешки

Ход занятия:

Игровое упражнение «Солнечные лучики»

- Первый лучик, нежный лучик,

Заглянул он к нам в оконце

И принёс в своих ладошках

Теплоту, частицу солнца.

(Воспитатель и дети протягивают вперёд руки и соединяют их вместе, как лучи солнца. Воспитатель предлагает детям почувствовать себя тёплым солнечным лучом, поделиться теплом с друзьями).

Вос. Ребята, отгадайте загадку:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста,

Разнимается она на две половинке,

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

Разрумянилась немножко

Наша русская…

Ребята, скажите матрешка какая?

Дети описывают матрешку (красивая, добрая, расписная, нарядная, деревянная, улыбчивая, румяная, разъемная, загадочная).

А давайте расскажем стихотворение о матрешке.

Дети рассказывают стихи.

1 ребё нок:

Ах, матрешечка- матрешка.

Хороша, не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В нашем садике играть.

Щечки яркие, платочек,

По подолу цветики.

Весело кружатся в танце

Яркие букетики!

2 ребё нок:

Эти русские матрешки,

Разноцветные одежки,

На секреты мастерицы,

В старшей прячутся сестрицы.

Сколько их там не поймешь,

Пока младшей не найдешь

3 ребё нок: Ой, ты барышня-матрёшка,

Я возьму тебя в ладошки,

Покажи мне тех девчат,

Что внутри тебя сидят!

Ой ты барышня-матрёшка,

Разноцветная одёжка,

Знает весь огромный мир

Этот русский сувенир!

Воспитатель: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. Появилась матрешка в 19 веке. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.

Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Выточили мастера фигурку из деревянного бруска. Из какого дерева стали делать матрешку?

Дети: Из березы, липы.

Воспитатель: для изготовления матрешек используется сухая береза или липа. Сделали мастера заготовки и художникам отдали.

Расписали русские художники матрешку на славу : губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из-под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками.

И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят:

- «Люби дело – мастером будешь».

- «Дело мастера боится».

- «Всякий мастер сам себе дивиться».

Воспитатель: Хочется вам поиграть с матрешкой?

Да!

Д/и «Найди одинаковые» (ребята делятся на команды, чья команда быстрее найдет и выложит на столе одинаковые пары матрешек);

Дети делятся на две команды и быстро подбирают каждой матрёшке пару.

Затем воспитатель предлагает ещё поиграть.

П/и «По порядку становись!»

Обеим командам команды, воспитатель раздает карточки с числами, капитан в каждой команде девочка – матрешка. На голову её надевается косынка. Пока играет музыка, дети танцуют. Музыка закончилась, каждая команда должна построиться по порядку. Чья команда быстрее выставит в ряд всех ребят по порядку, та и побеждает. Матрешки проверяют правильность построения своих команд. После игры дети садятся на стулья.

Вос. Ребята, у нас с вами уже было занятие про матрёшку. Что мы делали на нём? (аппликация из цветной бумаги). Красивые матрёшки получились?

-Да.

-А мне кажется у них чего-то не хватает. (воспитатель показывает плоскостную матрёшку и деревянную расписную матрёшку).

-Не хватает узоров на одежде.

-Правильно. Я предлагаю вам украсить платочек и фартук своей матрёшки объёмной аппликацией, выполненной в необычной технике, которая называется квиллинг. Вы с ней уже знакомы.

Последовательное введение в работу.

Посмотрите на мою матрёшку. Я украсила ей платочек лепестками, а фартук - цветочком, тоже самое предлагаю сделать и вам.

Изделия, выполненные в этой технике, похожи на кружевную паутинку.

Подготовка к практической части.

Давайте проверим всё ли готово к занятию. (Дети подходят к столам)

Для работы нам понадобятся полоски, они у вас разного цвета, клей, кисть для клея и палочка для скручивания спиралек, салфетка для клея.

Прежде чем приступить к работе, ребята скажите мне правила работы с клеем.

Правила работы с клеем

— При работе с клеем пользуемся кистью.

— Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

— Излишки клея убирай салфеткой.

— Кисточку и руки после работы хорошо вымыть с мылом.

Прежде чем приступить к работе мы немного разомнёмся. Вставайте посвободнее, руки на поясе и повторяем движения за мной.

Физ. минутка

Мы, матрёшки, вот такие крошки. (Руки на поясе. В такт музыке дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас красные сапожки. (Руки на поясе, движение «ковырялочка», завершаемое тремя притопами)

Мы, матрёшки, вот такие крошки. (руки на поясе, в такт музыке дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас розовые щёчки. (растирание руками щёк)

Мы, матрёшки, вот такие крошки. (руки на поясе, в такт музыке дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас яркие платочки. (повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)

Затем дети садятся за столы.

Практическая часть

Для того, чтобы выполнить лепестки и цветок, нам нужно вспомнить основные формы квиллинга.

1 ф. Тугая спираль. Она очень туго скручивается, это базовая основа, а затем в руке слегка распускаем. С помощью её мы выполним серединку цветочка.

2ф. Свободная спираль. Сначала скручиваем тугую спираль, а затем в руке распускаем, капля – выполняется из плотной спирали, затем распускается, и пальцами зажимаем с одной стороны. Эта форма лепестка. С помощью этих форм мы выполним вот такой цветочек.

Чтобы вы быстро выполнили свою работу, я для каждого из вас приготовила технологическую карту выполнения цветка.

Выполняем серединку цветка форма –плотный круг.

Посмотрите у вас есть 6-7 полосок одного цвета. Из этих полосок мы сделаем как вы думаете, что? (лепестки).

И есть полоска одного цвета. Найдите её .У меня это красная. Как вы думаете, что мы будем выполнять из этой полоски? (серединку). А ещё две полоски для чего?

–Для лепестков на платочек.

Теоретическое объяснение.

Смотрим, как делаю я, и вспоминаем. Берём полоску бумаги вкладываем её в расщелину и начинаем закручивать на себя выполняем форму тугой круг. Убираем палочку, затем немного распускаем в руках, выполняем форму свободный круг, затем прижимаем с одной стороны большим и указательным пальцем, получается форма капля, смазываем кончик полоски кистью, прижимаем, нужно немного подождать и откладываем в сторону. Пока лепесток сохнет, закручиваем следующий, и так все полоски.

Самостоятельное выполнение работы.

После выполнения лепестков, собираем цветок.

Второй этап нужно разложить ваши лепесточки вокруг серединки разместить нужно равномерно каждый на одинаковом расстоянии, чтобы получился цветочек.

Начинаем приклеивать намазываем поверхность лепестка поверх завитков.

Пока дети выполняют работу, воспитатель тоже делает свою.

Когда всё сделано воспитатель говорит:

Пока ваши цветочки сохнут, у нас есть время поговорить о том, что мы узнали сегодня.

А сейчас ответьте мне на вопросы.

— В какой технике мы выполняли цветочек?

— Кто помнит, как называется эта техника? (квиллинг)

А так же мы познакомились с историей возникновения русской матрёшки.

— Почему матрёшку так назвали? (Имя Матрёна)— Как появилась матрёшка? (Её выполнили похожей на китайскую игрушку)

Рефлексия «Солнышко».

Ребята, посмотрите, на доске прикреплён круг от солнышка. Если сегодняшнее занятие вам понравилось, вы получили много интересной информации, то к солнышку надо прикрепить лучики жёлтого цвета, если же занятие не интересное, не было никакой полезной информации для вас, то - голубые облака.

Занятие окончено.

Самоанализ НОД «Русская матрёшка»

Занятие разработано для детей старшего возраста.

Вид занятия: интегрированное: познавательное + аппликация с использованием техники «квиллинг».

Обоснованность выбора темы: В старшем дошкольном возрасте необходимо подготавливать ребёнка к школе. Технология «квиллинг» -бумагокручение развивает мелкую моторику рук ребёнка, а вследствие этого, развивается внимание, воображение, наблюдательность, мышление, оптико — пространственное восприятие (координация, зрительная и двигательная память, речь, а так же творческие способности, что необходимо для дальнейшего обучения в школе.

По степени сложности: части занятия подобраны с учётом возрастных особенностей детей, в режиме развития.

Считаю, в программных задачах раскрыта триединая дидактическая цель: обучение, развитие, воспитание.

Цель: Выполнить объёмный цветок и лепестки на платке и фартуке матрёшки, используя нетрадиционную технику работы с бумагой «квиллинг»;

формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке.

Задачи:

Образовательные:

Знакомить детей с историей создания русской матрешки.

Закрепить навыки работы с бумагой – скручивание бумаги в технике «квиллинг»

Изготавливать основные формы «квиллинга» (плотную спираль, свободную спираль, каплю) и в дальнейшем составить композицию цветок.

Развивающие:

Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны.

Развивать творческие способности детей : память, внимание, воображение, мелкую моторику рук.

Воспитательная:

Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, народным игрушкам.

Структура занятия состоит из нескольких этапов:

1. Организационный,

Он включал в себя эмоционально – психологический настрой на деятельность. Игровое упражнение «Лучики». Дети читали стихи о матрёшке, звучали пословицы о труде. Я использовала беседу с детьми о народном развитии промысла русской матрёшки, а также небольшой рассказ легенды о появлении матрёшки в России.

2. Основной.

В нём для поддержания интереса детей я использовала дидактическую игру «Найди пару» и подвижную игру «По порядку становись».

Основная работа была основана на выполнении форм квиллинга: тугой круг, капля и выполнение цветка с помощью скручивания полоски бумаги на тонкую трубочку, это работа с цветными полосками шириной 1 см.

Таким образом, идёт активное развитие моторных навыков, необходимых детям этого возраста.

3. Заключительный.

В нём вы могли наблюдать побуждение детей к самооценке, самоконтролю, самоанализу деятельности.

Были предоставлены технологические карты по выполнению элементов квиллинга, и по выполнению цветка.

Была работа, выполненная в технике «квиллинг» воспитателем.

Весь учебный материал работал так, чтобы реализовать цели и задачи. Все этапы занятия были соблюдены, ни один не был лишним. Микроклимат на занятии был благоприятный. Детям понравилась доступная и понятная для них тема. Это было видно по тому, как они активно работали, отвечали на вопросы правильно.

С заданием справились все.

С точки зрения организации учебной деятельности использовала вопросно-ответный метод. Метод беседы и самостоятельной работы.

По источнику знаний использовала словесные, наглядные методы и практические.

В конце занятия была рефлексия «Солнышко»

Все задания соответствовали реализации цели, которая, я считаю, была выполнена.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Русская красавица — матрёшка!» Цель: Познакомить детей с русской народной деревянной игрушкой. Задачи: Познакомить детей с матрёшкой (история создания, материал, внешний.

Фотоотчёт о проведении познавательного занятия «Русская матрёшка»Фотоотчёт о проведении познавательного занятия «Русская матрёшка» Чтобы дети стали творцами своей судьбы, необходимо, чтобы они прочно усвоили духовность, культуру родного народа, глубоко прониклись национальным.

Конспект открытого интегрированного занятия в первой младшей группе «Русская матрёшка» МДОУ д/с общеразвивающего вида «Берёзка» п. Новая Игирма Конспект открытого интегрированного занятия в 1 младшей группе «Вишенка» Тема: «Русская.

Конспект театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет «Русская народная сказка «Репка»Конспект театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет «Русская народная сказка «Репка» Деревскова Вера Конспект театрализованной деятельности. Русская народная сказка «Репка».[/h3][/b] Описание материала: предлагаю вашему.

Консультация для педагогов «Русская матрёшка» Цель: познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрёшки. История матрёшки Хотя матрёшка и завоевала давно.

Мастер-класс «Русская Матрёшка» в подготовительной группеМастер-класс «Русская Матрёшка» в подготовительной группе Мастер-класс "Русская Матрёшка".Цареградская Анна Сергеевна. Подготовительная группа. С детьми подготовительной группы реализую проект.

Паспорт мини-музея «Русская матрёшка» АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35 «Василёк» города Смоленска.

НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Матрёшка и ложка» (вторая группа раннего возраста) МБДОУ Детский сад «Ручеек»№3 р. п. Варнавино Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры Тема: «Матрёшка и ложка».

Изготовление поделки «Русская матрёшка»Изготовление поделки «Русская матрёшка» Цель этой работы заключается в том, чтобы привить детям чувство прекрасного в ходе росписи деревянных изделий узором, который они сами и.

Конспект занятия по изобразительному искусству «Русская матрёшка» во вспомогательном классе ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ «АДЫГЕЙСКАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Русская матрёшка» для детей старшего возраста
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 11:45
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД