Приложение МААМ

НОД в подготовительной группе «Знакомимся с творчеством соотечественников: поэзия В. М. Сидорова»

Людмила Дмитриева
НОД в подготовительной группе «Знакомимся с творчеством соотечественников: поэзия В. М. Сидорова»
▼ Скачать + Заказать документы

Знакомимся с творчеством соотечественников: поэзия В. М. Сидорова

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 «Умка»

городского поселения – г. Семилуки

Воронежской области

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной группе

Публикация «НОД в подготовительной группе „Знакомимся с творчеством соотечественников: поэзия В, М, Сидорова“» размещена в разделах

Тема: «Знакомимся с творчеством земляков : поэзия В. М. Сидорова»

Выполнила:

воспитатель

Дмитриева Людмила

Вячеславовна

г. Семилуки

2017 г.

Цель: Дать детям представление о жизни и творчестве известного русского поэта В. М. Сидорова

Задачи:

1. Дать обобщенное представление об В. М. Сидорове, как поэте.

2. Развивать внимание, память, мышление, речь.

3. Воспитывать бережное, заботливое отношение к родному краю, гордость за известных соотечественников.

Словарная работа: обогащение и активизация словаря существительных, прилагательных.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (познавательная деятельность, «Речевое развитие» (развитие умения свободного общения, умение выразительно читать стихотворения наизусть, «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность).

Предварительная работа: целевая экскурсия на дачу Башкирцева, к памятнику, посвященному В. М. Сидорову, разучивание стихотворений наизусть.

Оборудование и материалы: портрет В. М. Сидорова, репродукции картин Н. К. Рериха, фотографии дачи Башкирцева, памятника В. М. Сидорову, книги стихов В. М. Сидорова.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, как называется город, в котором мы живем?

Дети: город Семилуки Воронежской области.

Воспитатель: Какие достопримечательности нашего города вы знаете?

Дети называют.

Воспитатель: Вы неплохо знаете наш город.

Ребята в нашем городе жили знаменитые поэты; один из них Валентин Митрофанович Сидоров (воспитатель показывает его портрет). Послушайте, как он говорил о своем родном крае:

О Русь, летящая над Доном,

Я синевой твоей томим.

Я окольцован, околдован

Славянским именем твоим.

А теперь давайте совершим с вами небольшое путешествие по городу, где родился В. М. Сидоров, оставаясь в группе.

Воспитатель включает презентацию о поэте.

Воспитатель: Ребята, узнали ли вы места, где был поэт? Где вы были?

Расскажите.

Воспитатель: Я знаю, что вы подготовили стихотворения, прочтите, пожалуйста, наизусть.

1 ребенок.

Я ныряю в прохладную рощу

Под густой и спасительный кров.

Продираюсь почти что на ощупь

Меж высокой травы и стволов.

Здравствуй, чаща заветная, здравствуй!

Меркнет где-то вдали небосвод.

И не лес, а подводное царство

Обступает тебя и ведёт.

2 ребенок.

Паутинок летящие нити

С тихим звоном вторгаются в лес.

Не ищите меня. Не зовите.

Я ушёл. Растворился. Исчез.

Я теперь недоступен для взора,

Я замкнулся в магический круг,

И ещё, слава Богу, не скоро

На поверхность я вынырну вдруг.

1976

3-й ребенок.

Поля совсем по-зимнему одеты,

Прилип мороз к холодному окну.

Но всё равно не умирает лето,

Оно уходит молча в глубину.

Сюда вовек ветра не забегали,

Здесь прорастают буйно зеленя,

И тяжело под грузными снегами

Ворочается жаркая земля.

Здесь зреют травы, набухает почва,

И никому нет дела до зимы.

И лето здесь обосновалось прочно

И колобродит средь кромешной тьмы.

Пускай поля по-зимнему одеты,

Сугробами задавлены дворы,

Но под землёй хозяйничает лето.

Оно лежит под снегом до поры.

1960

4-й ребенок

Я чашу радости несу.

Не забывай об этом.

Её держу я на весу,

Пронизанную светом.

Под крик и щебет птичьих стай

Заговорили камни:

– Не расплескай, не расплескай

Ни капли, ни полкапли.

5-й ребенок

– Не урони, – твердит ручей, –

При встрече и разлуке. –

И столб изломанных лучей

Мне обжигает руки.

Прости, любовь, сто раз прости!

Не знал, не знал – не спорю, –

Что чашу радости нести

Трудней, чем чашу горя.

1972

Воспитатель: Сейчас мы с вами споем песню о своей Родине. А потом продолжим слушать стихи В. М. Сидорова.

6 ребенок.

Качает ветку воробей

С таким упорством и азартом,

Как будто пробует на ней

Трамплин для будущего старта.

Головку набок наклоня, –

А что творится там, напротив? –

На незнакомого меня

С победоносным видом смотрит.

Тепло плывёт со всех сторон,

А он пищит, в меня прицелясь:

– А ну попробуй только тронь!

Здесь всё моё. А ты пришелец.

1971

Воспитатель

А следующее стихотворение я бы хотела прочитать сама.

Ветераны войны

Тень высоких берёз подступает вплотную,

Обрывается марш у незримой стены,

И уходят от нас в тишину вековую

Ветераны последней великой войны.

Потускнела латунь, и ржавеет железо,

Тянет сыростью трав от разрытой земли.

Отслужили своё, отскрипели протезы,

Отстучали по скользким камням костыли.

В исчезающей мгле лист осенний кружится,

Убегающий свет возвращается вспять.

Не впервые им в землю сырую ложиться,

Не впервые всем телом её обнимать.

Гаснет синее поле в глазах у солдата,

И мне кажется – им перед смертью дано

Видеть снова всё то, что свершилось когда-то,

Что уже не воскреснет в стихе и кино.

И в предсмертном бреду тишина раскололась,

И рубила пустое пространство ладонь,

И хрипел, задыхаясь, слабеющий голос:

– Батарея, огонь! Батарея, огонь!

В обожжённых степях необъятной России

Неумолчно и вечно орудья гремят.

И, услышав их рёв, прозревают слепые,

Поднимает солдат из окопов комбат.

И опять чернозём сотрясают раскаты,

И опять в небесах – нарастающий гуд,

И безрукие в руки берут автоматы,

И безногие снова в атаку идут.

1970

Воспитатель: О ком это стихотворение? Что вы поняли? Что показалось непонятным?

Лебеда

Пускает корни лебеда.

Пускай растёт.

Она права.

А мне и нынче лебеда

Не просто так – трава.

Не стороной война прошла,

Не обошла нуждой.

И лебеда для нас была

И хлебом и едой.

В тяжёлой ступе лебеду

Мы сокрушали,

как беду.

Я помню,

как месили хлеб

В заржавленном ведре

На лебеде

да на воде,

На ключевой воде.

Бока мякинные мягки.

Пирог из печки плыл.

В нём только горсточка муки,

Чтоб запах хлеба был.

Пирог – на стол.

Есть хочешь?

Ешь!

Отстала корка.

Мякоть режь.

Мы ели хлеб

за кусом

кус.

И горек был

тот хлеб на вкус.

И сладок был.

И не остыл,

Как подобает пирогу.

И ел я хлеб.

И телом креп.

Назло войне.

Назло врагу.

Тревожной хмари не дымить,

Не стлаться над водой,

И лебеде уже не быть

Ни хлебом, ни бедой.

Но память прежняя жива.

Но память прежняя права.

Мне и сегодня лебеда

Не просто так – трава.

1959

Валентин Митрофанович Сидоров очень любил свою страну. И много стихотворений ей посвятил.

Русь

То над степью пустой загорелась

Мне Америки новой звезда!

А. Блок

Какая над тобой, Россия,

Ни восходила бы звезда,

Но ты не только индустрия,

Да города, да провода.

В тяжёлом смоге и тумане,

В грохочущем обвале дней

Россия, как и прежде, манит

Неуловимостью своей.

И мне тревожно и печально,

Когда под звон ночных ракит

Она недвижными очами

В меня пронзительно глядит.

Но, от восторга холодея,

Я не берусь,

я не берусь

Хотя б на миг постичь идею,

Что однозначна слову

Русь.

И лишь, в скитаньях повторяясь,

К её ракитам припаду,

В её просторах затеряюсь,

Снежинкой малой пропаду.

1967

Поля совсем по-зимнему одеты,

Прилип мороз к холодному окну.

Но всё равно не умирает лето,

Оно уходит молча в глубину.

Сюда вовек ветра не забегали,

Здесь прорастают буйно зеленя,

И тяжело под грузными снегами

Ворочается жаркая земля.

Здесь зреют травы, набухает почва,

И никому нет дела до зимы.

И лето здесь обосновалось прочно

И колобродит средь кромешной тьмы.

Пускай поля по-зимнему одеты,

Сугробами задавлены дворы,

Но под землёй хозяйничает лето.

Оно лежит под снегом до поры.

1960

Воспитатель: Валентин Митрофанович занимался творчеством известного художника и философа Н. К. Рериха, 19 раз ездил в Индию, чтобы понять творчество этого великого человека. Ребята, давайте посмотрим на картины Н. К. Рериха. Понравились ли они вам?

В сентябре 2004 года на холме над Доном в г. Семилуки Воронежской области был установлен памятник поэту. «Я верь в миссию России. Она спасется и спасет…» Исенно эти слова воронежского поэта, философа, общественника Валентина Митрофановича Сидорова высечены на мемориальном камне, воздвигнутом в память о его жизни и деятельности на Семилукском холме – Сидоровом бугре, в «»его рабочем кабинете».

А в 2017 году возле Районного Дворца культуры города Семилуки был установлен памятник Валентину Митрофановичу Сидорову. На открытие памятника приезжала его вдова и его родственники.

Обледенелая ракита

Не шелохнется в тишине.

Я здесь брожу, как в позабытой,

Чужой, неведомой стране.

Здесь у скрипучего колодца,

Чье эхо слышится вдали,

Нерасплескавшиеся солнца

На коромыслах принесли.

Здесь девушка в платке зеленом,

Звенящий снег плечом задев,

Мне, незнакомому, с поклоном

«День добрый» скажет нараспев.

И мне в глаза ударит синий,

До боли синий, грустный свет.

И вдруг повеет той Россией,

Которой - мне казалось – нет.

1966

Итог. Ребята! Что нового вы узнали? Что мы сегодня с вами делали?

Приложение 1

Валентин Митрофанович Сидоров (28 апреля 1932 года, Воронеж — 16 июля 1999 года, Москва) — русский поэт,писатель, ученый, общественный деятель. Член Союза писателей СССР (1966, кандидат филологических наук (1978,профессор Литературного института имени А. М. Горького, основатель Всесоюзной (с 1991 года — Международной) Ассоциации «Мир через Культуру»[1]

(Из Википедии)

Портрет Н. К. Рериха.

Приложение 2

Фотография дачи Башкирцева в г. Семилуки Воронежской области

Приложение 3

Знакомство с Николаем Константиновичем Рерихом и его трудами стало переломным рубежом его жизни.

Николай Рерих стал для В. М. Сидорова своего рода Вергилием, ведущим по трудным и подчас непредсказуемо опасным кругам современности. Валентин Митрофанович был покорен и учением Рериха, и его живописью, и, конечно, личностью этого незаурядного человека. Он стал активным пропагандистом творчества Николая Константиновича и Живой Этики.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проектной деятельности на тему Поэзия русского народного Зашла на свою страницу на МААМ и увидела в ленте очень много фотоотчётов о проделанной работе. И задала себе вопрос, неужели у меня за.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Знакомимся, карандаш, краска и кисточка» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Знакомимся, карандаш, краска и кисточка» Подготовила: Смирнова.

Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е. М. Рачёва»Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е. М. Рачёва» Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е. М. Рачёва» Программные задачи: 1. Область «Художественное.

Проект для детей подготовительной группы «Поэзия доброты» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 46» Проект для детей подготовительной.

Проект «Знакомимся с творчеством В. В. Бианки» Возрастная группа: подготовительная Тип проекта: поисково-исследовательский По количеству участников: коллективный По продолжительности:.

Развлечение по произведениям К. И. Чуковского «Веселая поэзия, любимая детьми» в старшей группеРазвлечение по произведениям К. И. Чуковского «Веселая поэзия, любимая детьми» в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Розочка» с. Крымская Роза Белогорского района Республики Крым.

Занятие по НОД тема: «Знакомство с творчеством А. Вивальди. Весна» (интегрированное) Занятие по нод (интегрированное) тема: «Знакомство с творчеством А. Вивальди. Весна» Задачи: Начать знакомить детей с жизнью и творчеством.

Знакомимся с цветами в ясельной группеЗнакомимся с цветами в ясельной группе К предыдущей записи вылаживаю фото аппликации корабликов) Итак, а теперь поехали про цветы) Ознакамливала на этом занятии деток с весенними.

Знакомимся с прозрачным мольбертом. Занятие во второй половине дня в младшей группеЗнакомимся с прозрачным мольбертом. Занятие во второй половине дня в младшей группе Рисование на «Стеклянном мольберте» способствует развитию мелкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей, интеллекта. Развивается.

Знакомство с творчеством Ф. И. Тютчева и В. Д. Динабургского детей подготовительной группы компенсирующей направленности Милый город наш, витязь России! После боя, скорбя и любя, мы из пепла тебя воскресили, из развалин подняли тебя. Город Брянск – золотые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД в подготовительной группе «Знакомимся с творчеством соотечественников: поэзия В. М. Сидорова»
Опубликовано: 27 июня 2017 в 21:19
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД в подготовительной группе «Знакомимся с творчеством соотечественников: поэзия В. М. Сидорова»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Дмитриева (УИ 229261) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД