Лучший педагог года

Тексты нравственного содержания для пересказа при подготовке детей с речевыми нарушениями к школьному обучению

Татьяна Приходько
Тексты нравственного содержания для пересказа при подготовке детей с речевыми нарушениями к школьному обучению

Нравственные тексты для пересказа.

При подготовке детей с речевыми нарушениями к школьному обучению одной из важнейших задач является формирование связной монологической речи.

Телевидение, компьютеры заменили многим современным детям живое общение. Они не желают читать, речевой опыт у них ограничен, языковые средства несовершенны, разговорная речь бедна.

Пересказ входит в число ведущих способов формирования связной речи. Пересказ - это наиболее простой вид монологического высказывания, поскольку детям дается готовый текст.

Публикация «Тексты нравственного содержания для пересказа при подготовке детей с речевыми нарушениями к школьному обучению» размещена в разделах

Обучение пересказу способствует обогащению словаря, развитию восприятия, памяти и внимания, совершенствованию структуры речи и произношения, усвоению норм построения предложения и целого текста. Подобную работу можно начинать уже с детьми 4-летнего возраста. На начальном этапе работы используются небольшие тексты, в дальнейшем их объем увеличивается.

Данные тексты пробуждают познавательный интерес, учат добру, позволяют решать широкий спектр коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

Алгоритм обучения пересказу

1. Подготовка к восприятию текста.

2. Чтение текста.

3. Содержательный и языковой разбор текста.

4. Повторное чтение с установкой на пересказ.

5. Пересказ.

Старушка.

Шёл Саша из школы. Впереди него шла старушка. Старушка оступилась и упала. Саша помог старушке встать и проводил её до дома. Старым и слабым надо помогать.

Вопросы и задания:

- Откуда шёл Саша?

- Кто шёл впереди него?

- Что случилось со старушкой?

- Что сделал Саша?

Перескажи рассказ сам.

Муравей.

Муравей нашел большое зерно. Он не мог тащить его один. Муравей позвал на помощь товарищей. Вместе муравьи легко притащили зерно в муравейник.

Вопросы: Что нашел муравей?

Чего не мог сделать муравей один? Кого позвал на помощь муравей? Что сделали муравьи? Всегда ли вы помогаете друг другу?

Воробей и ласточки.

Ласточка свила гнездо. Воробей увидел гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь своих подруг. Вместе ласточки выгнали воробья из гнезда.

Вопросы: Что сделала ласточка? Что сделал воробей? Кого позвала на помощь ласточка? Что сделали ласточки?

Храбрецы.

Ребята шли в школу. Вдруг выскочила собака. Она с лаем кинулась на ребят. Мальчики бросились бежать. Один Боря остался стоять на месте. Собака перестала лаять и подошла к Боре. Боря погладил ее. Потом Боря спокойно пошел в школу, а собака тихо побрела за ним.

Вопросы: Куда шли ребята?

Что случилось по дороге? Как повели себя мальчики? Как повел себя Боря? Почему собака пошла за Борей? Правильно ли назван рассказ?

Сиротка.

Собаку Жучку заели волки. Остался маленький слепой щенок. Прозвали его Сироткой. Щенка подложили кошке, у которой были маленькие котята. Кошка обнюхала Сиротку, повертела хвостом и лизнула щенка в нос.

Однажды на Сиротку напала бродячая собака. Тут появилась кошка. Она схватила зубами Сиротку и метнулась к высокому пеньку. Цепляясь за кору когтями, она втащила щенка наверх и прикрыла его собой.

Вопросы: Почему щенка прозвали Сироткой? Кто воспитывал щенка? Как защищала кошка Сиротку? Кого называют сироткой?

Баклажан и помидор.

Баклажан и помидор спорили на огороде, кто из них красивее и вкуснее. Когда они поспели, хозяин повёз их на базар. На базаре они лежали рядом и опять спорили – кого из них раньше купят. Баклажан и помидор купил сразу один покупатель. У покупателя в корзине они опять спорили – кого из них скорее съедят. А на кухне из баклажана и помидора сделали соус. Так они и не узнали, кто из них лучше.

Спор машин.

Вышел у машин спор: какая из них самая важная? Какая самая нужная?

- Я сам могу груз сваливать, - сказал Самосвал.

- Вы без меня ничего не можете! Ведь только я бензин умею возить, - зашумел Бензовоз.

- Я самая нужная на стройке, вмешалась Бетономешалка.

- А кто возит молоко для малышей? Я, Молоковоз!

Тут загремели, затрещали, завизжали кухонные машины:

- Без нас большой обед и ужин не сварить. Мы нужны! Мы важны!

Хлеб резать – нужна Хлеборезка,

Овощи резать – Овощерезка,

Мясо рубить – Мясорубка,

Кофе варить – Кофеварка,

Сок выжать – Соковыжималка.

- Вы все только сорить умеете, а я чистоту люблю, всю пыль мигом всосу, - загудел Пылесос. – Важнее меня машины в доме нет!

- Эх, с вами только дома сидеть! – запыхтел Паровоз. – Вот я – это машина! Во мне такой сильный пар. Я с ним тяжёлые вагоны возить могу. А мой браток Тепловоз возит пассажиров в дальние края. У него внутри – сильное тепло.

- Нет, я важнее всех! Я по морям, по волнам на всех парах хожу, - загудел Пароход.

- Насмешили вы меня! Самый нужный – тот, кто самый быстрый, тот, кто сам летает, сказал Самолёт.

Только умный Компьютер молчал, думал. А потом сказал:

- Все мы нужны, все важны. Но нам всем нужен Человек. Это он нас придумал. Человек самый важный.

Вопросы и задания:

Вспомните с ребёнком названия машин из сказки: сам сваливает груз – самосвал, молоко возит – молоковоз. И т. д.

Предложите ребёнку вспомнить названия других машин, образованные таким же способом (газонокосилка, сенокосилка, тестомешалка, кофемолка и др.)

При пересказе ребёнком сказки обращайте внимание на правильное произнесение сложных слов. Важно, чтобы деть понимали значение составляющих слово основ, это в дальнейшем поможет избежать ошибок при написании таких слов.

Спасительница.

Зимним холодным вечером зарылись куропатки на лесной поляне в снег, чтобы ночь переспать. А ворона в это время на сосне сидела, крылом укрывалась, тоже спать собиралась и вдруг видит, как горностай нырнул под снег и пополз к куропаткам. Ворона снялась с сосны, стала летать над поляной, где куропатки спали, закричала:

- Сестрички! Вылетайте из своей гостиницы, к вам по подснежному метро разбойник горностай крадётся!

Вылетели куропатки, и вожак стаи за спасение от горностая вороне большое спасибо сказал.

Собака – санитар.

Солдат был тяжело ранен в ногу. Он потерял много крови, упал и долго

лежал без сознания. Когда он очнулся, то услышал: кто-то рядом фыркает.

Раненый солдат увидел собаку. Собака радостно залаяла. Это была собака –

санитар. На спине у неё была санитарная сумка с красным крестом. В ней были

лекарства, бинт… .

Раненый открыл сумку, достал бинт, йод, обработал и перевязал рану.

Собака убежала и скоро вернулась с санитарами.

Раненого положили на носилки и доставили в госпиталь. Скоро солдат

выздоровел. Так собака-санитар спасла раненого солдата.

Храбрая девушка.

В бою с фашистами был ранен наш солдат. Пуля пробила ему руку и попала в грудь. Солдат упал на снег. Товарищи его ушли вперед. Они гнали фашистов дальше.

К солдату тихо подползла медицинская сестра. Она перевязала ему рану.

Потом эта маленькая девушка потащила солдата в безопасное место. Всю дорогу фашисты обстреливали ее из пулемета. Но девушка продолжала ползти и доставила бойца к своим. Так храбрая девушка спасла жизнь солдату.

Ушки - неслушки.

Пришёл папа с работы. Просит дочку:

- Дай мне, пожалуйста, тапочки, Анюта!

- А я не слышу, - отвечает Анюта, - у меня ушки – неслушки!

- Анюта, - зовёт из кухни мама, - отнеси, пожалуйста, хлебницу на стол, дочка!

- А я не слышу, - отвечает Анюта, - у меня ушки – неслушки!

- Куда это я свои очки дела? Не поищешь, Анюточка? – просит бабушка.

- А я не слышу, - говорит Анюта, - у меня ведь ушки – неслушки!

Отложил дедушка газету, вздохнул.

- Ведь вот, - говорит, - досада! А я собирался спросить, что тебе на праздник подарить – большую куклу или заводную машину? Или книжку?

-Куклу! Куклу! – обрадовалась Анюта. – И чтоб глаза закрывались! И в самом нарядном платье!

Дедушка приставил к уху ладонь, что, не слышу. Г. Браиловская

Кто виноват?

- Никогда не видела фартучка грязнее, чем у тебя, - сказала бабушка внучке.

- Во всём ягодки виноваты. Я положила их в карман, - ответила девочка.

- Но разве могут быть у девочки такие грязные коленки? – всплеснула руками бабушка.

- Не могут, - согласилась внучка. – Но я не виновата. Щенок убежал от меня и полез под забор. А я за ним. Он хотел поиграть в прятки.

- Ай, ай, - вздохнула бабушка, - видела я в саду пугало, нечесаное, растрёпанное, совсем, как ты.

- Не сердись, бабушка, Ветер виноват. Я бегу, а он за мной бежит. Я на сливу залезла, он за мной. Спрятаться некуда. Я совсем не виновата!

Понравилось.

Увидел воробей приятеля и удивился:

- Почему ты такой толстый? У нас у всех после голодной зимовки кости да перья остались.

- А я к Володе в форточку залетел и все злые морозы жил. Кормил он меня на полный зоб, даже улетать не хотелось. В следующую зиму опять к нему в гости попрошусь, - ответил тот.

Cтроители.

Вася и Ваня ещё в третьем классе решили стать строителями. Большие дома решили строить. Но это ещё не скоро будет. А строить хочется.

Вот и придумали два товарища с маленьких домов начинать. С птичьих домиков.

Хоть и прост дом для скворцов, а строить его не просто. В прошлом году ребята много наделали скворечниц, да только скворцы не стали в них жить. Со щелями оказались домики. И гвозди внутри торчали. А скворцы птицы разборчивые: не во всяком доме живут.

Знают это Вася и Ваня. Доски остругивают гладко. Сколачивают их плотно, чтобы ни одной щели не осталось. И гвозди аккуратно вбивают.

Сразу видно хорошие строители вырастут из этих ребят. И дома, которые построят Вася и Ваня, будут такими же прочными и удобными, как и птичьи домики.

Большие мастера видны и в ребячьих делах…

Как петух утащил Васин хлеб.

Мама дала Кате и Васе хлеба и сказала:

- Идите покормите кур.

Они вышли во двор, стали звать – цып – цып – цып!

Прибежали куры белые, прибежали серые, и большой рыжий петух прибежал. Всем хлеба хочется.

Катя отломила корочку, бросила курам, а Вася свой кусок за спину спрятал, говорит:

- Никому не дам! Сам съем!

А петух подскочил сзади, схватил Васин хлеб и убежал.

Бросил его на землю, клювом крошит, кур завтракать приглашает. Заревел Вася, а Катя разломила свой кусок пополам, говорит:

- Не плачь, на тебе хлеб, ешь!

Стало всем весело: Вася хлеб ест, Катя ест, и куры с петухом едят. Все вместе завтракают.

В лесу.

Вечером, когда Вася и Катя ложились спать, дождь барабанил по крыше и стучал в окно, а утром проснулись – солнышко светит.

- Вставайте, гулять пора, - говорит мама. – Сегодня мы последний день в деревне. Завтра домой, в город поедем.

Одела она Катю с Васей потеплее и пошла с ними на улицу. По грязной дороге ноги разъезжаются. Пошли они в лес, там посуше. Шуршат под ногами мокрые листья. Идут они, как по мягкому ковру.

Навстречу им Оля с ребятами, у каждого полная корзина красной брусники, а из Олиной корзины торчат ветки.

- Эх ты, - говорит Катя, - ничего не нашла!

А Оля смеётся:

- Под соснами, под ёлками лежит клубок с иголками! –Да как выбросит ветки из корзинки.

А в корзинке ёжик. Оля несла его Кате с Васей показать. Вытряхнула она ёжика на землю, а он фыркнул и побежал.

Ну и пусть бежит, ему в лесу лучше.

Человек на костылях.

Ехал Костя в автобусе. Видит – вошёл человек на костылях. Ему было очень трудно стоять. Костя встал со своего места и сказал:- Садитесь, пожалуйста! Я постою.

- Спасибо! – сказал человек на костылях и сел на сиденье.

Силачи.

Идут два приятеля и хвастаются.

- Я такой сильный, что одной рукой грузовик подниму! – говорит первый.

А другой ему:

- Подумаешь, грузовик! Я дом могу поднять!

Первый мальчик не растерялся и говорит:

- Я могу электровоз поднять! Правда, двумя руками.

_ ну, если двумя, - засмеялся второй, - так я целый поезд в сто вагонов подниму.

- А я слона подниму, да ещё десять раз полкину! – не сдаётся первый.

- Что слон! – махнул рукой второй мальчик. – Я гору подниму! Одной левой.

Вот какие силачи! Да только поверить трудно. Правда, шла рядом с ребятами старушка с тяжёлой сумкой. Но разве это тяжесть для наших силачей? Они и смотреть-то на неё не стали.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать»Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать» В публикации представлен демонстрационный материал для занятий по обучению грамоте детей с нарушениями речи. Подобранные игровые упражнения.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению»Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению» Добрый день, коллеги! Хочу представить вам мою консультацию для родителей "Рекомендации по подготовке детей к школе" Возраст 6–7 лет.

Консультация «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группыНепосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе групп остается актуальным и важным. Обучение.

Открытое итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. логопед - Попова Наталья Анатольевна Цели:.

Консультация «Почему учиться трудно? Или что такое адаптация к школьному обучению» Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, и так и в физиологическом.

Пособие по обучению грамоте «Буквоград» в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речиПособие по обучению грамоте «Буквоград» в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи Предлагаю вашему вниманию пособие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР «Буквоград» Цель пособия: закрепление.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тексты нравственного содержания для пересказа при подготовке детей с речевыми нарушениями к школьному обучению
Опубликовано: 10 декабря 2020 в 21:12
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД