МААМ-картинки

О проекте «Народы России: мы разные, но мы вместе»

Людмила Кочергина
О проекте «Народы России: мы разные, но мы вместе»

О проекте «Народы России : мы разные, но мывместе»

В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых походов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до сознания воспитанников уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, нашей Родине России.

Публикация «О проекте „Народы России: мы разные, но мы вместе“» размещена в разделах

Россия – это еще и большое многонациональное государство. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства, в целях противодействия пропаганде экстремизма и снижения социально-психологической напряженности в обществе.

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира» — так говорится в Декларации

принциповтолерантности, принятой в 1995 г. генеральной Конференцией ЮНЕСКО. В условиях гуманизациии демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:

- этика и стратегия ненасилия;

- идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;

- необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов и т. д.

Россия - многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур.

Свое отношение к человеку иной национальности начинает формироваться у ребенка примерно с 4 лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях, при этом своеобразие национального лишь подчёркивает значимость общечеловеческого.

Обычно дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с детьми других национальностей. Вместе с тем замечены проявления иного отношения: осмеяние, передразнивание, опасение и т. д. В их основе лежат следующие факторы:

- детская непосредственность;

- ограниченный жизненный опыт;

- отсутствие представлений о людях других национальностей и их культуре, общения с ними;

- детская бестактность и т. д.

Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения и т. д.

Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта реализует свои возможности в разных видах деятельности.

В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов России. Всё это позволяетребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, России, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории России, символике, достопримечательностях, будут знать народы, которые населяют Россию, начнут проявлять интерес к жизни, сказкам, играм народов России и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполненными.

Цель проекта.

- формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране;

- воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры;

- воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории России, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей;

- знакомить с разными народами, проживающими на территории РФ, их традициями,праздниками, национальными костюмами, играми, национальной кухней, предметами быта, песнями и танцами.

- создать в детском учреждении развивающую предметно-пространственную среду, способствующую этому воспитанию.

Задачи проекта :

- углублять и уточнять представления о нашей Родине-России;

- развивать чувство гордости за достижения отдельных россиян и России в целом;

- формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);

- закреплять и расширять представления об Уральском крае, Оренбуржье,городе Орске;

- дать детям знания о многообразии народов, проживающих на территории России, Оренбуржья, города Орска;

- воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину;

- способствовать формированию у детей интереса к народам России, познакомить с некоторыми особенностями разных народных культур;

- воспитывать толерантные чувства, терпимость к людям других национальностей.

Предполагаемый продукт проекта :

- провести цикл занятий по данной теме;

- организовать выставку детских рисунков;

- ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями;

- разработать рекомендации для родителей по данной теме;

- подготовить совместными усилиями детей, родителей и сотрудников детского сада мини-музей «Предметы быта и костюмы народов России»и итоговое мероприятие «Край, в котором мы живём»;

- подготовить презентацию проекта;

- сделать тематическую интерактивную папку (лэпбук) «Народы России».

Предполагаемый результат:

- Освоение доступных знаний об истории России, Уральского края, Оренбуржья, родного города.

- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

- Проявление внимания и уважения к людям разной национальности.

-Пополнение знаний о народах России.

- Представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов.

- Знакомство с национальными играми, сказками, костюмами, национальными промыслами, кухней;

- Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.

Ребёнок, принявший участие в проекте реализует свои возможности в следующих видах деятельности:

- Игровая деятельность;

- Чтение художественной литературы;

- Рассматривание иллюстраций, фотографий;

- Просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок и сказок народов России (из цикла «Гора самоцветов»);

- Разучивание песен, стихотворений, песен о Родине, России;

- Разучивание пословиц, народных игр, стихотворений известных поэтов народов России (Мустай Карим, Муса Джалиль и др.);

- В изобразительной деятельности дети знакомились сразличными костюмаминародов России и национальными узорами.

Музыкально-литературный праздник «Край, в котором мы живём» – это итоговое мероприятие проекта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством разных народов (потешки, поговорки, заклички)- татар, башкир, казахов, их песнями,танцами,народными играми, бытом, национальной кухней (чак-чак, эчпочмак).В празднике приняли участие дети, родители, сотрудники детского сада.

Народные подвижные игры разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т. д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Это игры: «Юрта» -башкирская игра, «Тимербай- татарская игра, «Горшки»- русская народная игра, «Байга» - казахская игра). Кроме того, игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки) и знакомили с обычаями и традициями разных народов.

Один из итоговых продуктов проекта- тематическая интерактивная папка (лэпбук) «Народы России», которую мы вместе с детьми будем использовать для закрепления и пополнения знаний о народах России.

Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Не следует ждать от детейвзрослых форм проявления любви к родному краю, России. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории России, символике, достопримечательностях, будут знать народы, которые населяют Россию, начнут проявлять интерес к жизни, сказкам, играм народов России и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполненными.

Педагогические методы и средства, используемые в процессе реализации проекта :

1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

метод сравнения: элементарный анализ; метод проектной деятельности; метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать; вопросы, грамотно и четко их формулировать; метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств; решение логических задач; экспериментирование.

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

- игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств;

- сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.

3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности :

- прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о народах России, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в нахождении новой, дополнительной информации;

- беседа – является связующим звеном.

4. Методы коррекции и уточнения:

- повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний;

- метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.

Итог реализации проекта :

«Подлинная встреча» с культурным наследием города, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки, вызвав чувство гордости за свою Родину Россию. Знакомство с мини-музеем «Предметы быта и костюмы народов России» дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта.

Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством разных народов (потешки, поговорки, заклички, песнями и танцами.

Организованная образовательная деятельность по изобразительному искусству, рисование национальных узоров, национальных костюмов,способствовала налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

Развлечения, построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т. д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того,игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки).

Новизна проекта :

Новизна данного проекта заключается в том, что в нё м представлена интеграция всех образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Предложения по возможному распространению проекта :

Проект можно использовать в старших возрастных группах детского сада, дополнительном образовании, для детей в группах кратковременного пребывания. Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю, России; испытывать гордость и уважение за свою нацию, культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Литература.

1. Антонов Ю. Э., Левина Л. В. Розова О. В. ,Щербакова И. А. Как научить детей любить Родину?- М. ,АРКТИ, 2003 – 168 с.

2. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.)М:. «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.

3. Ботякова О. А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. ДОУ – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 32с., + цв. Ил.

4. Вульфов Б. Воспитание толерантности: сущность и средства / Б. Вульфов // Внешкольник. – 2002. – № 6

5. Демиденко М., Кулькова О. Воспитываем терпимость //Школьный психолог. - 2002. -№15. -С. 6

6. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 3-е изд., испр. И доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 184с. (Развитие и воспитание дошкольника).

7. Козлова С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С. А. Козлова Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л. И. Катаева. – М. : «ЛИНКА-ПРЕСС» 2000г. – 224с. : ил.

8. Журналы «Куклы в народных костюмах». Выпуски №1 -100. Издатель, учредитель, редакция: ООО «Де Агостини». Россия г. Москва.

9. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми.)

10. Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные формы работы по патриотическому воспитанию.) – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 72с. : ил.

11. Натарова В. И., Карпухина другие. Моя страна. - ТЦ Учитель,2005 г. -205с.

12. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2003. -№11. -С. 51.

13. Е. А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт. -сост. Е. А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148с.

14. Парамонова Л. Дошкольник в мире диалога: воспитание толерантности / Л. Парамонова, Т. Алиева,

15. Рожков М. И. Воспитание толерантности у школьников / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, М. А. Ковальчук. – Ярославль: Академия развития, 2003.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Народы России». Мастер-классДидактическое пособие «Народы России». Мастер-класс Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию авторское дидактическое пособие «Народы России», предназначенное для детей старшего дошкольного.

Фотоотчет «День народного единства. Мы разные, но мы вместе» Часть 2Фотоотчет «День народного единства. Мы разные, но мы вместе» Часть 2 Как повезло тебе и мне Мы родились в такой стране, Где люди все – одна семья Куда ни глянь - кругом друзья. Я. Аким Уважаемые коллеги.

Фотоотчет «Мы разные, но мы вместе!»Фотоотчет «Мы разные, но мы вместе!» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! 4 ноября все жители России отметили День Народного Единства. Этот день занял.

Фотоотчёт об участии в проекте «Посткроссинг России»Фотоотчёт об участии в проекте «Посткроссинг России» «Нас приняли в семью «Пчёлок» из г. Кинешма» В одно прекрасное осеннее утро к нам в группу "Теремок" пришёл почтальон Печкин и принёс посылку.

Фотоотчёт о мини-проекте «Поможем птицам вместе»Фотоотчёт о мини-проекте «Поможем птицам вместе» В нашем детском саду №72 «Росинка» была проведена большая работа по экологическому воспитанию детей: Тема : Мини- проект «Поможем вместе.

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ «Мы разные, мы вместе. 4 ноября — День народного единства» (старший возраст)Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ «Мы разные, мы вместе. 4 ноября — День народного единства» (старший возраст) .

Конспект ОД по ФЭМП «Счет от 0 до 10. Народы России»Конспект ОД по ФЭМП «Счет от 0 до 10. Народы России» Конспект ОД по ФЭМПна тему:«Счет от 0 до 10. Народы России»Цель: Закрепить счет и знания о цифрах в пределах 10 по теме «Народы России»,.

Конспект тренинга для старших дошкольников «Мы разные, но мы вместе» Задачи: 1. Формировать толерантные отношения между дошкольниками, сплоченность и терпимость друг к другу. 2. Развивать коммуникативные навыки,.

НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Вместе мы — одна семья, все народы здесь — друзья»НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Вместе мы — одна семья, все народы здесь — друзья» НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Вместе мы – одна семья, все народы здесь – друзья». Интеграция образовательных.

Проект по поликультурному воспитанию «Мы все разные, но мы вместе!» для детей подготовительной к школе группыПроект по поликультурному воспитанию «Мы все разные, но мы вместе!» для детей подготовительной к школе группы Паспорт проекта Вид проекта: художественно – творческий, познавательно – игровой. По времени проведения: краткосрочный. По характеру.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
О проекте «Народы России: мы разные, но мы вместе»
Опубликовано: 15 февраля 2021 в 11:35
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД