Папки-передвижки

Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство сенсорного развития детей раннего возраста»

Тютюнник Оксана Николаевна
Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство сенсорного развития детей раннего возраста»

«Игра – это жизненная лаборатория

детства, дающая ту атмосферу молодой

жизни, без которой эта ее пора, была бы

бесполезна для человечества. В игре,

этой специальной обработке жизненного

материала, есть самое здоровое ядро

разумной школы детства.»

С. Т. Шатский

Ребенок в первые годы жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Этот период жизни ребенка характеризуется следую-щими важнейшими особенностями: он начинает говорить, ходить, овладе-вает разными способами действий с предметами. В его поведении все отчет-ливей прослеживаются элементы произвольности, осознанности, что связа-но с дальнейшим развитием центральной нервной системы. Именно поэтому дидактическая игра в условиях современных образовательных стандартов дает большую возможность для развития познавательной деятельности детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения.

Публикация «Обобщение опыта „Дидактическая игра, как средство сенсорного развития детей раннего возраста“» размещена в разделах

Многочисленные исследования показывают, что восприятие у детей носит фрагментарный и нецеленаправленный характер. А если усвоение происхо-дит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому, так важно, чтобы сенсорное развитие планомерно и систематически включалось во все мо-менты жизни малыша. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию, усва-ивает все сенсорные эталоны, развивается и познает мир.

Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Дидактические игры как сред-ство сенсорного развития детей раннего возраста»

Проведя педагогическую диагностику в начале учебного года, я убедилась в том, что не все дети знают цвета, не могут назвать их величину, не различают геометрические фигуры. (Приложение №1)

Цель, которую я ставила, занимаясь с детьми: развитие сенсорных способно-стей детей через дидактические игры.

Выполнить поставленную перед собой цель я считала возможным через решение следующих задач:

1. Разработать систему работы, направленную на сенсорное развитие детей через дидактические игры.

2. Целесообразно организовать предметно – пространственную среду, способ-ствующую сенсорному развитию детей, где располагаются пособия для само-стоятельной и совместной деятельности.

3. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам сенсорного развития детей, и привлечь их к изготовлению дидактического материала.

4. Обобщить опыт работы по данной теме.

Прежде чем приступить к работе, я изучила литературу, освещающую вопросы рассматриваемой проблемы. А. К. Бондаренко «Дидактическая игра в детском саду», Л. А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка», Ю. М. Хохря-кова «Сенсорное воспитание детей раннего возраста», а также периодические издания «Дошкольное воспитание», «Растем вместе», «Мама –это я!» и др.

Для решения поставленных задач я определила порядок работы, разработав систему. (Приложение №2) В первую очередь, для того чтобы систематизиро-вать свою работу по данному направлению, мной был составлен перспектив-ный план по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры. (Приложение №3) Учитывая, что игра – является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра - самая любимая и естествен-ная деятельность малышей, сенсорное развитие своих воспитанников, я осу-ществляла через дидактические игры, для этого создала картотеку дидактиче-ских игр. (Приложение № 4)

Так как одна из целей сенсорного развития – изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают детей, ознакомление с сенсорными эталонами осуществляла в непосредственно – образовательной деятельности. Совершенствование любой деятельности зависит от уровня сенсорного разви-тия ребенка. Усвоив тот или иной признак предмета в одном виде деятельности, например, научился различать цвет в дидактической игре, ребенок использует его в других видах деятельности (лепке, рисовании и т. п.) Непосредственно – образовательную деятельность проводила в нетрадиционной форме, где использовала дидактические игры. Работу строила таким образом, чтобы дети могли легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств, что требует знакомства с цветом, формой, величиной. Сначала формировала у детей умения различать цвет и величину предметов. Представления о цвете связывала со словом кольцо пирамидки желтое, кубик зеленый, неваляшка в красном платье и т. д.) Для того чтобы заинтересовать детей, разработала серию конспектов непосредственной–образовательной деятельности в форме игры. Например, «Собираем ягоды», «В гостях у Машеньки», «Путешествие в страну игрушек» и т. п. (Приложение № 5) Героем всей этой образовательной деятельности была Маша, героиня любимого мультфильма «Маша и медведь». В результате чего у детей сформированы умения различать предметы по цвету, форме, величине. Для развития у детей памяти, внимания, мышления использо-вала такие игры как, «Домики», «Кому что нужно», «Разноцветная полянка» и др. Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их. Конечно тут же я столкнулась с проблемой недостатка учебного времени. Нужно было соблюсти баланс со всеми видами детской деятельности, чтобы не получилось так, что результат будет, достигнут за счет излишней нагрузки на ребенка, что недопустимо. Поэтому старалась большое количество дидактических игр планировать в утреннее и вечернее время, это позволило мне проводить их небольшими подгруппами, что обеспечило индивидуально- дифференцирован-ный подход. Часть дидактических игр я проводила на участке во время про-гулки. Побеседовав с инструктором по физкультуре и музыкальным руководи-телем, некоторые дидактические игры такие как «Гром и дождик», «Идем – бежим», «Кто тише», «Мяч в кругу» и т. д. (Приложение № 6) мы органично включили в музыкальную и физкультурную деятельность. Конечно, не все дети и не всегда справлялись с поставленной задачей. Для этого я проводила с детьми индивидуальную работу. Старалась постоянно разнообразить дидакти-ческий материал, использовала игры, которые изготовила сама, например, «Волшебный домик», «Заплатки для коврика», дидактическое пособие «Ово-щи» и др. Им был интересен новый, яркий, дидактический материал, они увлеченно действовали, сопоставляли его, подбирали по эталону.

В дошкольном детстве ребенок рисует, лепит, конструирует. Освоение знаний и умений во всех этих областях требует внимания к внешним свойствам предме-тов. Связывать дидактические игры на освоение цвета, формы, величины с наблюдениями в природе и разными видами детского творчества. Это помогло мне, развить у детей умение вдумчиво относится к цвету. Так через дидактиче-ские игры «Кто спрятался», «Назови цвет» дети научились определять цвет, форму, величину. Использовала игры с геометрическими фигурами и строи-тельным материалом «Сложи квадрат», «Почтовый ящик», Выложи узор», эти игры давали мне возможность развивать у детей тактильные ощущения, воображение. Также в работе с детьми использовала игры сюжетного содержа-ния «Покормим кукол», «Наряжаем кукол», «Веселые матрешки» и т. д. Подобные игры дали мне возможность сформировать у детей умение обобщать предметы по сюжету и цвету. Для того чтобы развить умение детей узнавать предмет на ощупь, вкус использовала такие игры как «Чудесный мешочек», «Волшебная шкатулка». Для развития слуховых анализаторов использовала музыкально – дидактические игры такие как «Кулачки – ладошки» на развитие чувства ритма, «Угадай на чем играю» игра способствовала развитию звуко-высотного слуха и т. д.

Значительное время отводила на так называемую бытовую деятельность. Содержание этой деятельности очень важно для сенсорного развития. Умыва-ясь дети различали теплую и холодную воду, сухость и влажность полотенца во время умывания я всегда использовала художественное слово. При приеме пищи знакомила детей с особенностями пищи, ее вкусом, запахом. Через дидактические игры «Оденем куклу на прогулку» закрепляла у детей последо-вательность действий в процессе одевания, игру «Мыльные перчатки» исполь-зовала в процессе умывания, через дидактические игры «Напоим куклу чаем», «Столик накройся» знакомила детей с правилами поведения за столом.

Центр «Песок и вода» помог мне в решении одной из важнейших задач в развитии ребенка. Речь идет о самостоятельной деятельности – эксперименти-ровании с различными, подходящими для этого предметами и природными материалами. Организовывая игры с песком и водой, я не только знакомила детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляла элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивала мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в песок можно прятать всякие мелкие игрушки, строить постройки, а потом разрушать их и снова строить. Отмечается что игры с песком и водой самые устойчивые и целенаправленные, чем другие игры. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности.

В любое время года дети испытывают радость от множества ощущений, которые дает природа. Окунуться в атмосферу природы на несколько мгнове-ний, но эти мгновения для сенсорного развития детей очень важны. Так, например, на прогулке, знакомила детей со звуками природы, развивала умение слушать пение птиц, шум ветра, любоваться красотой природы. В каждом виде детской деятельности – своя сенсорная основа. В трудовой деятельности – это восприятие и различие материалов. Для этого вовлекала детей в несложный хозяйственно – бытовой труд используя дидактические игры «Купание куклы», «Постираем кукле платье», «Накроем стол для гостей» и т. д. (Приложение № 7) Это помогло в развитии самостоятельности, дети стали более активными, дружными.

Сенсорная деятельность ребенка зависит от того, как устроена предметно – пространственная среда его жизни, из каких игрушек, дидактических пособий и оборудования она состоит. Причем предметно – пространственная среда не только должна обеспечивать совместную деятельность детей по развитию сенсорных способностей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого, она должна быть мобильной, трансформируемой и полифункцио-нальной.

При создании предметно-пространственной среды я учитывала индивидуаль-ные особенности детей, интересы, склонности, предпочтения.

Исходя из этих требований, постаралась наполнить группу игрушками, игра-ми, предметами, вещами, которые бы мне помогли сформировать у детей сенсорные способности.

Фланелеграф (композиции из ниток, ткани, различного цвета и формы); лен-точки различного цвета, различные панно по временам года - с липучками, кнопками, пуговицами, крючками, доска для рисования (закрепляют знания о сенсорных эталонах в продуктивной деятельности). Дидактический стол, где находятся разного рода игры и пособия, многообразие конструкторов. Для развития сенсорных способностей, мной совместно с родителями группы были изготовлены такие дидактические пособия как : «Веселые шнурочки», «Забав-ные прищепки», «Игры с цветными пробками и капсулами». Оформляя физ-культурный уголок, я постаралась наполнить его так, чтобы он способствовал сенсорному развитию детей. Некоторое оборудование физкультурного уголка дети используют и в других видах деятельности, например атрибуты для подвижных игр могут использоваться для театрализации, скакалки, кубики и кегли для разделения пространства. Мягкие модули, обеспечивают трансфор-мируемость и полифункциональность игрового пространства. По желанию детей это может быть и ракета, и автобус, и бассейн. (Приложение№8) Для мальчиков изготовлена «ширма – машина», которая после игры легко склады-вается и убирается. Центр «Песок - вода», помогает сформировать у детей познавательный интерес. Малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, развивая мелкую моторику, тактильность пальцев рук, цветовое восприятие. В уголке природы много различного природного материала (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки, кото-рый используется в дидактических играх (например, «Собери букет», «Где большой листок?» и др., продуктивной деятельности («Выложи узор из листьев», «Кто скорее соберет узор из камушков?») и помогает детям освоить сенсорные эталоны, развивает эстетические чувства. А также этот природный материал можно использовать как предметы - заменители в других играх. Уголок изобразительной деятельности тоже важен для формирования сенсор-ных способностей. Здесь мне на помощь приходят карандаши, краски, флома-стеры, пластилин, раскраски. Также в уголке имеются дидактические игры - упражнения по изобразительной деятельности (например, «Спрячь мышку», «У кого какое платье» и др.) Для малышей в группе создан уголок уедине-ния, который по желанию детей легко трансформируется в уголок для сюжет-ных игр. Также в группе большое количество игр и игрушек, в которых ярко выражены: цвет, форма, величина, материал: «Мозаика» (несколько видов, настольная и напольная); конструкторы, пазлы, кубики (разного цвета и величины, пирамидки (деревянные и пластмассовые, разной величины, игрушки- вкладыши (домик, куб, машина, строительный материал с деталями разного цвета, формы, величины.

При оформлении уголка для сюжетных игр, я старалась подбирать игрушки и вещи с хорошо выраженными сенсорными признаками (посуда разного цвета и величины, салфетки, прихватки разной формы и цвета, одежда для ряженья разного цвета и т. д.)

Очень много пособий и дидактических игр в группе создано своими руками: «Нарядим солнышко», «Сенсорный домик», «Стиральные машинки» и многие другие.

Насыщенная предметно – пространственная среда, способствует развитию сенсорных способностей детей раннего возраста.

Но вся эта деятельность по сенсорному развитию не имела бы таких положи-тельных результатов без активного взаимодействия с родителями. Между нами сложились партнерские отношения, чтобы этого добиться, я использовала различные формы работы. (Приложение №9) Для родителей я проводила различные консультации: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста», «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста». На «Встрече за круглым столом» подробно рассказала о содержании работы по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а также какая работа должна проводиться в семье для закрепления полученных навыков. Подготовила для родителей в родительский уголок памятку «Что нужно ребенку для сенсорного развития». Оформила выставку дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов, объясняла родителям как играть с малышами в эти игры, какие игры и игрушки можно приобрести для детей и как дома оформить игровой уголок для ребенка. Провела родительскую конференцию на тему «Сенсорное развитие детей»- основной целью был обмен опытом между родителями. Организовала для родителей библиотеку игр по сенсорному развитию, которая постоянно пополняется. Оформила фотовыставку «Вот как мы играем». На родительском собрании провела мастер – класс «Дидактические игры в сенсорном развитии детей». (Приложение № 10)

Родители являлись активными участниками процесса, были очень отзывчивы, всегда приходили на помощь. Они проводили с малышами игры дома, участ-вовали в выставке игр в группе, а также принимали участие в творческих выставках ДОУ, таких как: «Во саду ли, в огороде», «Золотая осень», «Ма-стерская Деда Мороза» и др.

В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей, после проведенной мной в конце года педагогической диагностики, (Приложение №1) я выявила, что у детей прослеживается положительная динамика. Дети стали проявлять больше интереса к предметам ближайшего окружения, их свойствам, старались передавать отношение цветов, размеров, форм в изобразительной и конструктивной деятельности. Они любопытны, эмоциональны, активны, общительны. Таким образом, эти данные, подтверждают тот факт, что дидак-тическая игра имеет огромное значение в сенсорном развитии. Я сделала вывод что, дидактические игры — это наиболее приемлемый и эффективный способ донесения ребенку необходимых знаний. В раннем возрасте дидактические игры необходимо систематически применять во всех видах деятельности детей.

Работая по выбранному направлению, я была замечена коллегами по работе.

- сентябрь2013г. Грамота лауреата областного фестиваля творчества работни-ков образования «Признание», за эффективную работу, творчество, мастер-ство.

- февраль 2015 г. провела консультацию для воспитателей «Сенсорное воспи-тание детей раннего возраста». (Приложение №11)

- апрель 2015г. подготовила консультацию «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр», памятку «Проведение дидактической игры по сенсорному развитию»;

- июль 2015 г. участвовала в мастер-классе «Использование дидактических игр в сенсорном воспитании с детьми младшего дошкольного возраста», где познакомила с дидактическими играми, которые изготовила сама.

- ноябрь 2015 г. Подготовила презентацию для педагогов ДОУ «С интересом мы играем и сенсорику развиваем»

- сентябрь 2016г. Разместила на сайте для педагогов ДОУ «Картотеку дидак-тических игр и упражнений по сенсорному развитию детей раннего возраста»

- октябрь 2016 г. прошла курсы повышения квалификации по теме: «Психо-лого – педагогические основы организации образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС дошкольного образования» в объеме 72 часов.

- ноябрь 2016 г. Обобщила опыт по теме «Сенсорное воспитание детей через использование дидактических игр».

-декабрь 2016 г. Опубликовала статью в международном сетевом издании «Солнечный свет» Творческий отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (Приложение №12)

- декабрь 2016 г. Диплом за 1 место во Всероссийском творческом конкурсе на сайте «Солнечный свет».

- январь 2017 г. Диплом победителя 2 степени за участие в Тотальном Тестиро-вании. Тест: Дошкольная педагогика.

-январь 2017 г. Диплом за 1 место в Международном творческом конкурсе на сайте «Солнечный свет» в номинации «Творческие работы педагогов».

Но я не собираюсь останавливаться на достигнутых результатах, так как у меня есть цель – расширять свои знания в данном вопросе, ввести в работу новые методы и приемы по сенсорному воспитанию детей через использование дидактических игр. В следующем учебном году планирую организовать с родителями семейный клуб «Путешествие в страну Сенсорику». Я считаю, что внедрение такой формы работы даст возможность родителям непрерывно совершенствоваться в сенсорном развитии своего ребенка, поможет мне более подробно познакомить с дидактическими играми, направленными на последо-вательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины, а также укрепит взаимоотношения родителей, детей и воспитателей, они станут еще более многообразными, гибкими и интересными.

Публикации по теме:

Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх-занятиях со строительным материалом «Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх занятиях со строительным материалом» «Тема обобщенного педагогического опыта».

Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста)Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторикиДидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторики Вязаные игрушки и пособия - это отличный тренажер для маленьких пальчиков. Поверхность вязаного пособия имеет ребристую структуру, которая.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Лэпбук «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста»Лэпбук «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста» Уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить Вам ЛЭПБУК, в котором размещены дидактические игры на развитие памяти, внимания, мышления,.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство сенсорного развития детей раннего возраста»
Опубликовано: 7 февраля 2021 в 05:15
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД