ЕЛЕНА Алагузова
Обобщение опыта работы на тему «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы на тему:
"Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Актуальность.
Математика - это одна из наиболее важных областей знания современного человека. В наше время, когда люди широко используют технику (в том числе и компьютерную) - это требует от каждого определенного минимума математических знаний и представлений. Недаром в нашей стране была разработана "Концепция развития математического образования в РФ" Минобрнауки России совместно с Российской академией наук и Российской академией образования (от 24 декабря 2013 г.)
Публикация «Обобщение опыта работы на тему „Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математики. Поэтому математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования.
Формирование и развитие математических способностей у детей – одна
из главных задач в дошкольной педагогике. Это один из наиболее трудных предметов. Поэтому передо мной встал вопрос: как организовать работу, чтобы получился оптимальный результат?
Меня волнует также проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции математического образования в РФ? Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей.
Тема необходимости развития математических способностей, формирования познавательного интереса к математике у детей поднималась многими педагогами, психологами, методистами. Большой вклад в разработку математического развития детей - дошкольников внесли А. М. Леушина, А. В. Белошистая, Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, Т. В. Тарунтаева, Т. Н. Игнатова и другие. Все известные педагоги и ученые использовали игры и подчеркивали
их огромную роль в воспитании и обучении детей. Однако, не смотря на большое количество работ по данной теме, проблема развития математических способностей дошкольников еще далека от завершения.
В связи с этим мною была выбрана тема самообразования: "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность".
Цель работы: формирование элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста посредством использования игр в различных видах деятельности.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- формировать представления детей о свойствах и отношениях объектов через занимательные математические игры;
- способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных играх, стремлению к развитию игры и поиску результата оригинальными действиями;
- создать условия для формирования интереса к математике у детей;
- создать благоприятные условия для развития математических способностей через игровую деятельность;
- организовать работу с родителями по развитию у детей математических способностей.
Теоретические аспекты развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Математические способности относятся к группе специальных способностей (как музыкальные, изобразительные и т. д.). Для их проявления и дальнейшего развития требуются усвоение определенного запаса знаний и наличие определенных умений, в том числе и умение применять имеющиеся знания в мыслительной деятельности.
Базой для развития математических способностей является "математическое мышление", что в большей мере, обусловлено особой спецификой, так называемых познавательных и интеллектуальных способностей.
При всей разнородности мнений о сути и содержании понятия "математические способности" исследователи отмечают такие специфические особенности мыслительного процесса математически способного ребенка, как гибкость мышления, т. е. не шаблонность, неординарность; умение варьировать способы решения познавательной проблемы, легкость перехода от одного пути решения к другому, умение выходить за пределы привычного способа деятельности и умение находить новые способы решения проблемы при измененных условиях.
Формирование математических способностей вызывает у дошкольников большие трудности из-за несовершенства познавательной деятельности, объективной сложности математического материала, а также недостаточного учета этих факторов в существующей методике обучения.
В процессе работы мною использовались следующие методы.
Методы исследования:
• изучение, анализ литературных источников и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования;
• наблюдение за детьми;
• диагностика учебной деятельности;
• анализ полученных результатов.
Методы обучения:
• практические;
• наглядные;
• словесные.
Приоритетное место отводилось практическим методам:
• игра;
• упражнение;
• игра – ситуация.
Если ребенку непонятно, трудно – он теряет интерес. Моя задача состоит в том, чтобы построить работу с детьми так, чтобы им было интересно. А что интересует ребенка – дошкольника? Конечно игра.
Ее роль в становлении ребенка как формирующейся личности очень важна. Правильно организованная игра отличается тем, что в ней всегда присутствует конкретная цель, а также средства, необходимые для ее достижения.
Поэтому формирование математических способностей будет более эффективным, если использовать в различных видах деятельности дошкольников игры.
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства ставят необходимость использования таких форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Использование математических игр в различных видах деятельности определяется их значимостью в более прочном и осмысленном усвоении математических знаний детьми, формировании переноса этих знаний в повседневную деятельность.
Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
Зная, что успех зависит во многом от желания ребенка познавать, его необходимо заинтересовать. А самое интересное – это познавательно-исследовательская деятельность посредством использования игрового занимательного материала. Задачи, задачи-шутки, головоломки, дидактические игры и упражнения помогают детям быстрее усваивать большой объем знаний. Они развивают умственные способности детей: память, образное и логическое мышление, творческие способности, фантазию, воображение, конструктивное мышление.
Многообразие занимательного материала дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами.
Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.
Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразных элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения.
Дидактические игры и игровые упражнения – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала.
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Это является утвержденным в педагогической практике и теории средством для расширения, углубления и закрепления знаний. Кроме того, дидактическая игра, как и каждая другая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети. Она может быть индивидуальной и коллективной.
Дидактические игры относятся к виду "игр по правилам", в число которых входят также игры подвижные и связанные с музыкой. Именно они являются ярким примером синтеза различных видов педагогического воздействия на детей: интеллектуального, нравственно-волевого и эмоционального. Основное назначение дидактических игр – упражнения детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических представлений детей (количественных, пространственных, временных).
В дидактических играх создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.
Особая роль дидактических игр в обучающем процессе определяется тем, что игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребенку получить собственный опыт.
Однако, игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, т. е. те качества, которые необходимы в дальнейшей жизни.
Обучая детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (этическое) воспитание.
Результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Необходимо помнить, что формирование и развитие логических структур мышления должно осуществляться своевременно. Упущения здесь трудновосполнимы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются приблизительно в возрасте от пяти до одиннадцати лет.
В формировании у детей математических представлений широко используются и занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задач (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени какого-нибудь литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашка). Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ, дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствует.
Игровые упражнения уменьшают степень нервно-психического напряжения, содействуют созданию положительных эмоций у детей и помогают результативному овладению знаниями. Игровые упражнения проводятся в процессе обучения и только под руководством воспитателя, так как дети не могут самостоятельно организовывать их проведение.
Дидактические игры строятся на основе автодидактизма (образование без руководства) и самоорганизации детей.
Для дидактических игр, как и любой игры с правилами, характерно наличие игрового замысла и игровой задачи. Игровые задачи же могут быть самыми разнообразными. Так, например, при игре в лото – первому закрыть все клеточки большой карточки, в игре с пирамидкой – собрать ее так, чтобы ребро представляло собой лесенку и т. д. Разнообразны и игровые действия: подбор предметов или картинок, нанизывание, складывание, передвижение, имитация движений. Они могут представлять собой сложную цепочку, состоящую из ряда отдельных действий или элементов. Действие часто сопровождается речью.
Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. В дидактической игре формируется умение подчиняться правилам, так как от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности. По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные.
Игры с предметами – игры с мозаикой, кубиками, шнуровками.
Настольно-печатные игры - это разрезные картинки, лото, домино и т. д.
Направления работы по развитию математических способностей детей дошкольного возраста.
Работа по развитию математических способностей проводилась комплексно в нескольких направлениях:
1. Работа по созданию условий для формирования интереса к математике и для развития математических способностей детей через игровую деятельность.
В группе была создана соответствующая развивающая среда, оформлен математический уголок, где расположены:
• обучающие настольно-печатные игры по математике;
• обучающие самодельные дидактические игры и раздаточный материал;
• игры на плоскостное моделирование (мелкие конструкторы и строительный материал, мозаики);
• линейки с геометрическими фигурами;
• счетный материал;
• счетные палочки.
В течение учебного года были изготовлены новые дидактические игры: "Загрузи машину", "Поставь цветы в вазу", многофункциональная развивающая книга "Математика", развивающая игра "Рукавичка", "Поставь заплатки", "Составь предмет", "Картина", "Что сначала, что потом", "Разложи по размеру", "Расставь животных по росту", "Сравни предметы по длине", "Найди предмет такой же формы", "Составь логическую цепочку". Оформлен лепбук "Здесь живет математика".
Подготовлен раздаточный материал к игровым упражнениям: "Посадим ёлочки в ряд", "Расставим домики в ряд", "Укрась поляну шарами", "Укрась поляну флажками", "Покажи столько же".
Сделаны атрибуты к подвижным математическим играм: "Найди свой домик", "Найди свой гараж", "Найди свой скворечник".
Дидактический материал, используемый мною на занятиях, имеет эмоциональный отклик у детей и помогает успешно реализовывать поставленные цели и задачи, развивая не только математические способности, но и мелкую моторику рук, познавательные процессы.
Есть в группе и уголок сенсорики. Там находятся
• вкладыши,
• шнуровки,
• пазлы.
Кроме того мною были оформлены картотеки дидактических и подвижных игр, стихов, загадок, сказок, считалок, пословиц и поговорок математического содержания.
2. Работа с детьми.
Свою работу с детьми я строю, соблюдая следующие принципы: принцип научности, принцип доступности и индивидуализации, принцип систематичности и последовательности, принцип развивающего обучения, принцип наглядности, принцип сознательности и активности, принцип связи с жизнью.
Одним из условий качественного усвоения математических представлений является внимание, сосредоточенность, познавательная активность детей. А развитие произвольности процессов обусловлено интересом ребенка к деятельности. Поэтому во время работы с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к игровому занимательному математическому материалу с помощью загадок, шуток, стихов, занимательных вопросов, сказок, создания проблемной ситуации. Я пытаюсь поддерживать у детей интерес на протяжении всего занятия. Я хочу, чтобы дети думали, что они просто играют, создаю условия для положительного эмоционального состояния. Для этого использую приемы наглядности, занимательности, включаю сюрпризные моменты.
Присутствие игровых персонажей побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Они спешили на помощь героям мультфильмов и книг (Степашка, дядя Федор, Федора) и животным леса, и любимой кукле и др. Помогая героям выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости.
На занятиях я использовала занимательный демонстрационный и раздаточный материал, как сделанный мною, так и авторский, также использовала строительный и игровой материал: кубики, машинки, фигурки животных, фишки, посудку для кукол, муляжи овощей и фруктов и т. д.
Пальчиковые игры и гимнастика обладают большим воспитательным потенциалом, являясь великолепным дидактическим и развивающим материалом. Это увлекательное, веселое и полезное занятие.
Известному педагогу В. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". Такие игры не требуют много времени, в них можно играть где угодно и когда угодно. Их я использовала как на занятиях, так и в режимных моментах. Они помогают закрепить порядковый и количественный счет, ориентировку в пространстве (право, лево, верх, низ, ориентировку во времени и др. Больше всего ребятам нравятся игры: "Лисички", "Вышел зайчик погулять…"
Хороший эффект дает, на мой взгляд, и интеграция математической деятельности в двигательную. На занятиях и вне их дети с удовольствием играли в подвижные игры математического плана. Я использовала их для закрепления материала. Например, "Сделай столько же движений" (количество и счет, "Найди свой гараж", "Найди свой скворечник" (форма и ориентировка в пространстве, "Карусели" (закрепление понятий "быстро", "медленно") и т. д.
Особое место занимают дидактические игры. Они способствуют проявлению исследовательской активности детей. Дидактические игры я использую как на занятиях, так и в свободной самостоятельной игровой деятельности детей. С их помощью дети познают новое и работают над закреплением имеющихся знаний. Выбор игр для занятия зависит от темы занятия, целей. В свободной самостоятельной игровой деятельности дети делают выбор самостоятельно. В такие игры мы играем все вместе, по подгруппам и индивидуально, с помощью взрослого и самостоятельно. В нашей группе дети очень любят игры с мячом. Игровые упражнения помогают закрепить уже знакомый материал.
Еще наши дети любят игры со счетными палочками. Через игры со счетными палочками я закрепляю представления детей о геометрических формах. Такие задания способствуют развитию у детей логического и образного мышления, внимания, сообразительности, усидчивости. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям.
3. Работа с родителями.
Важным условием нашей работы является тесная связь с родителями. На индивидуальных консультациях, родительских собраниях, через презентации поясняю родителям значение развития познавательных способностей детей дошкольного возраста, объясняю значимость непрерывности процесса обучения, уточняю необходимость продолжения начатой деятельности в домашних условиях со взрослыми.
В начале учебного года я провела опрос родителей на тему: "В какие математические игры вы играете дома?", чтобы выявить способы организации работы по развитию математических способностей детей дома.
В течение всего учебного года я старалась обогащать родительский опыт новыми играми, выработать у родителей умение организовывать с ребенком игры по развитию математических способностей.
Темы консультаций:
• "Развитие математических способностей у детей пятого года жизни".
• "Учим математику дома".
• "Что должен ребенок знать о времени".
• "Учим ориентироваться ребенка в пространстве".
• "Математическая игротека. Подборка дидактических игр для детей 4–5 лет".
• " Игры со счетными палочками".
4. Работа с педагогами ДОУ.
В ноябре месяце я выступила на педагогическом совете с сообщением и презентацией на тему: "Опыт использования дидактических игр по ФЭМП", где представила свою работу по созданию условий для формирования интереса к математике и для развития математических способностей детей через игровую деятельность. А также рассказала, как я использую в работе с детьми данный материал.
Подготовила для педагогов консультацию "Нетрадиционные формы работы с детьми по математике".
В своих выступлениях я рекомендовала педагогам как можно больше использовать игровой занимательный материал с целью создания у детей интереса и положительного отношения к математике.
Результативность опыта
Опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.
Систематически внедряя игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений, были получены хорошие результаты, а именно:
• дети стали лучше выражать свои мысли словом, озвучивать выполняемые действия (это плавный переход от внутренней речи к внешней);
• начинают выдвигать свои предложения по решению проблемных ситуаций;
• у детей расширился активный словарный запас в самостоятельной речи;
• у детей развиваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление.
Регулярное использование на занятиях по математике игровых заданий и упражнений, дидактических игр позволяет сделать процесс обучения более разнообразным, увлекательным и продуктивным, способствует развитию познавательных возможностей детей и их математическому развитию.
Таким образом, можем утверждать, что использование игровых методов и приемов как средства развития элементарных математических представлений дает положительный результат в развитии психических процессов и речи. Динамика обучения показывает, что такая работа дает положительный результат и в развитии математических способностей детей.
Планирую в дальнейшем продолжить работу с детьми по данному направлению. В ближайшее время планирую сделать картотеку пальчиковых игр по математике.
Список литературы.
1. Аргинская И. И. Математика, математические игры. - Самара: Федоров, 2005 г.
2. Бабкина Н. В. Развивающие игры с элементами логики. – М, 1998. – 64 с.
3. Белошистая А. В. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. – 2002г. - №8. – С. 30-39.
4. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 400 с.
5. Венгер А. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей
детей. – М. :Просвещение, 2000. – 98 с.
6. Венгер А., Дьяченко О. М., Говорова Р. И., Цеханская Л. И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста-М., 1999г.
7. Волина В. В. Учимся играя - М. : Новая школа, 1994 – 448 с.
8. Воронина Л. В., Н. Д. Суворова. Знакомим дошкольников с математикой. - Творческий Центр СФЕРА Москва 2011г.
9. Ерофеева Т. И. Дошкольник изучает математику-М. ,2005
10. Ерофеева Е. Математика глазами детей, родителей и педагогов// Ребенок в детском саду- 2002-№6 с. 16
11. Ерофеева Е. Математика глазами детей, родителей и педагогов// Ребенок в детском саду- 2002-№4с. 52
12. Ерофеева Е. Математика глазами детей, родителей и педагогов// Ребенок в детском саду- 2004-№2 с. 3
13. Ерофеева Е. Математика глазами детей, родителей и педагогов// Ребенок в детском саду- 2002-№5 с. 12
14. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М., 1989г.
15. Ковалев В. И. Развивающие игры: 10 шагов к успеху-М., 2004г.
16. Козина Л. Ю. Игры по математике для дошкольников. - Творческий Центр
СФЕРА Москва 2008.
17. Леушина А. М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста: М. 1994 г.
18. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. – СПб: Детство-Пресс, 2010г.
19. Михайлова Л. В. Математика это интересно – М. : Детство - Пресс, 2011г. –
80 с.
20. Новикова. Математика в детском саду-М. ,2002г.
21. Павлова Т. А. Развитие пространственного ориентирования – М. :
Школьная пресса, 2004. – 145 с.
22. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка-М. ,2004г.
23. Сорокина И. А. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение,
1997. – 96 с.
24. М. Ю. Стожарова. Математика – учимся играя. - Ростов-на-Дону
ФЕНИКС, 2008.
25. Тарабаркина Т. И., Елкина Н. В. И учеба и игра: МАТЕМАТИКА. - М. ,2001
26. Шумакова О. В. Математические сказки // Ребенок в детском саду- 2004-№2 с. 53
27. Хамзина Т. Немного о математике и не только о ней. И в шутку и в серьёз // Дошкольное воспитание-2001-№10 с. 18
28. Хамзина Т. Праздник дарит любовь к математике // Дошкольное воспитание-2001-№10 с. 25