Приложение МААМ

Обобщение опыта работы «Развитие представлений о геометрических фигурах у детей 3–4 лет посредством дидактических игр»

Мария Лапшина
Обобщение опыта работы «Развитие представлений о геометрических фигурах у детей 3–4 лет посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщение опыта работы по теме

«Развитие представлений о геометрических фигурах у детей 3-4 лет посредством дидактических игр и упражнений».

Актуальность.

Публикация «Обобщение опыта работы „Развитие представлений о геометрических фигурах у детей 3–4 лет посредством дидактических игр“» размещена в разделах

Как известно, большинство осязаемых предметов в нашем мире имеют определенную форму, цвет и размер. Основываясь на знаниях о геометрических понятиях, человек научился строить здания, создавать технику, шить одежду и т. д. Я считаю, что данная тема – одна из наиболее важных тем во всестороннем развитии детей. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования представлений о геометрических фигурах, накопления представлений об окружающем мире, и как известно, что в дошкольном возрасте, ведущий вид – это игра и именно через игру дети усваивают всю информацию быстрее, я решила, что лучше всего будет помочь моим воспитанникам развить понятия о геометрических фигурах через дидактические игры и упражнения.

Цель моей работы : развитие представлений о геометрических фигурах у детей 3-4 лет посредством дидактических игр и упражнений.

Задачи:

1. Закреплять умения детей различать и называть геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шар, куб через дидактические игры и упражнения;

2. Способствовать формированию обобщенных знаний о геометрических фигурах средствами дидактических игр и упражнений;

3. Способствовать применению полученных знаний о геометрических фигурах в самостоятельной деятельности;

4. Создание развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей эффективность работы по развитию представлений о геометрических фигурах;

5. Повышать компетенции семей воспитанников по вопросам развития представлений о геометрических фигурах дошкольников.

Работа по развитию у детей представлений о геометрических фигурах у детей 3-4 лет посредством игр и упражнений проходила в 3 этапа:

1. Подготовительный этап:

Наблюдение за детьми;

Анкетирование семей; воспитанников;

Анализ РППС;

Разработка перспективного плана, обеспечивающего развитие представлений детей 3-4 лет о геометрических фигурах;

Разработка перспективного плана работы с семьями воспитанников по развитию представлений о геометрических фигурах у дошкольников;

Разработка конспектов ООД математического содержания;

Разработка картотеки дидактических игр по развитию представлений детей 3-4 лет о геометрических фигурах.

2. Основной этап:

Реализация системы работы по развитию представлений детей 4-5 лет о геометрических фигурах;

Организация ООД математического содержания;

Продуктивная деятельность;

Проведение индивидуальной работы с детьми;

Беседы, подвижные, дидактические, интерактивные игры по теме.

3. Заключительный этап:

Обогащение РППС руками родителей и детей;

Реализация проекта;

Самостоятельное применение полученных знаний о геометрических фигурах в самостоятельной деятельности.

Для успешной работы по этой теме мной была разработана система работы по развитию представлений о геометрических фигурах у детей 3-4 лет посредством дидактических игр и упражнений, которая включает три раздела.

I РАЗДЕЛ

«В стране геометрических фигур»

Цель: закреплять умения детей различать и называть геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шар, куб.

На этом этапе работы с ребятами были проведены:

• Игровая ситуация «В стране геометрических фигур».

Дидактическое упражнение «Назови фигуру».

• Конструирование «Собери башню».

Дидактическая игра «Покажи фигуру».

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

• Подвижная игра «Найди свой домик».

Дидактическая игра «Подбери заплатку для ковра»

• Подвижная игра «Автомобили».

• Три квадрата

• Назови одним словом

«Подбери фигуру»

• Аппликация «Геометрические бусы».

«Геометрическое лото»

«Каждой фигуре свой домик»

«Подбери по форме»

II РАЗДЕЛ

«Какие разные фигуры»;

Цель: способствовать формированию обобщенных знаний о геометрических фигурах.

Во втором разделе вместе с ребятами начали знания закреплять, ребята уже более или менее запомнили фигуры, стали меньше их путать, и стали более заинтересованы в играх и упражнениях на эту тему.

«Помоги исправить ошибку».

«Поезд с геометрическими фигурами»

«Фигуры»

«Кто быстрее соберет фигуры своего цвета»

«Угадай, что спрятали?»

«Веселые шары»

III РАЗДЕЛ

«Много знаем о фигурах»

Цель: Применение полученных знаний в самостоятельной деятельности.

Ребята на этом этапе были более самостоятельнее, они сами подходили и брали знакомые им игры, сами интересовались этой темой, начали сравнивать группы предметов, находили в группе все больше предметов определенной геометрической формы и да же на улице ребята замечали, что геометрические фигуры присутствуют и на улице.

«Что бывает такой формы?»

«Подбери фигуру»

«Посмотри вокруг»

• Аппликация «Соберем бусы»

• «Сколько нужно геометрических фигуры для изображения этого рисунка?»

«Как расположены фигуры»

«Выложи из счетных палочек такую же фигуру»

«Расскажи про свой узор»

• Рисование «На что, похоже, дорисуй»

«На что похожа фигура»

«Геометрическое лото»

«Геометрическое домино»

• Подвижная игра «Лото».

• Игровая ситуация «Овощной магазин».

В течении всего года мы с детьми играли не только в дидактические игры, но так я помогала им усваивать информацию через подвижные игры, но подвижные игры были связаны не только с двигательной активностью, а и с знаниями детей о геометрических фигурах.

В феврале я провела родительское собрание дистанционно, через ЗУМ на тему: «Стимулируем познавательную активность дошкольников» (просмотр занятия по ФЭМП) Цель: Педагогическое просвещение родителей в вопросах развития детей. Повышение педагогической культуры родителей. Формирование у родителей знаний о стимулировании познавательной активности у детей.

В марте мной была создана Папка – ЛЕПБУК для родительского уголка «Геометрические фигуры»

Цель: рассказать родителям о важности развития у ребёнка знаний о геометрических фигурах.

Следует отдельно отметить, что моя работа, возможно, не имела бы такого успеха, если бы не активное участие родителей. Большинство из них с интересом поддержали меня, играли и занимались с детьми дома.

В течении всего года я делала для детей дидактические игры, в конце года ребята уже сами выбирали во что им играть, им очень нравились новые дидактические игры, так как они были разнообразны, яркие, красивые.

В конце года, был разработан проект совместно родителей и детей «Геометрическая история», в нем приняли участие родители вместе с детьми. Мной было предложено родителям вместе с детьми придумать и обыграть геометрическую историю или сказку. Способы были различные, кто-то написал стихотворение о геометрических фигурах, кто-то придумал сказку и обыграл ее, а кто- то даже записал видео из рисунков, и да же одна девочка была записана на видео, как она рассказывает геометрическую историю.

Так же мною были разработаны :

перспективный план, обеспечивающий развитие представлений детей 3-4 лет о геометрических фигурах через дидактические игры и упражнения;

перспективный план работы с семьями воспитанников по развитию представлений детей 3-4 лет о геометрических фигурах;

Разработаны конспекты ООД математической направленности;

«Путешествие в страну геометрических фигур», «Геометрические фигуры», «Геометрическая страна» ;

Разработаны консультации для родителей: «Знакомим детей с геометрическими фигурами»; «Геометрические фигуры и форма предметов» (через Д/И)», «Роль д/и по ФЭМП для детей»; «Форма» (через Д/И); «Математика дома»; «Дидактические игры на развитие знаний о геометрических фигурах».

Разработаны картотеки :

- дидактических игр и упражнений по развитию представлений детей 3-4 лет о геометрических фигурах;

- интерактивных игр по развитию представлений детей 3-4 лет о геометрических фигурах.

В результате изучения темы:

«Развитие геометрических представлений детей 3-4 лет», сделала следующие выводы: работа по данному вопросу должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей : режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, она должна пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая опыт детей.

Однако следует помнить, что расширение геометрического опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.

В результате проведенной работы, были достигнуты следующие результаты:

1. Дети различают и называют геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шар, куб;

2. У детей сформированы обобщенные знания о геометрических фигурах (умеют группировать предметы по форме круг, квадрат, треугольник независимо от размера и цвета фигуры);

3. Дети применяют знания о геометрических фигурах в самостоятельной деятельности;

4. Развивающая предметно - пространственная среда пополнилась дидактическими играми математического содержания;

5. Семьи воспитанников проявляют интерес к вопросам развития представлений о геометрических фигурах дошкольников.

Перспективы на следующий год:

Продолжить работу по теме : «Развитие представлений о геометрических фигурах у детей посредством дидактических игр» (согласно возрастной группе);

Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

Изучить новинки методической литературы;

В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, обмен опытом.

Выводы:

По моему мнению, организовывать жизнь детей в детском саду следует так, чтобы каждый день и час открывал им что-то, новое, развивал их ум, формировал основы личности, приносил успех, и тогда работа педагога будет успешной и плодотворной.

Я считаю, что мною была проведена большая работа и она достигла положительных результатов. В дальнейшем я планирую продолжить работу, добавив изучение таких фигур, как трапеция, параллелепипед и некоторые геометрические тела (конус, пирамида).

1. Венгер, Л. А., Дьяченко, О. М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»

2. Михайлова, З. А., Носова, Е. Д., Столяр А. А. «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста»

3. Федеральный государственный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ» Об образовании в Российской Федерации»

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

5. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 36»

6. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозайка-Синтез, 2018

7. Помораева И. А., В. А. Позина Формирование элементарных математических представлений

8. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников/ Т. В. Тарунтаева - М. : Просвещение, 2003.

9. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 2005

10. Интернет-ресурсы.

Публикации по теме:

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурахДидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ. (младший и средний дошкольный.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Конспект НОД в средней группе «Обобщение знаний о геометрических фигурах»Конспект НОД в средней группе «Обобщение знаний о геометрических фигурах» Цель. Обобщение знаний о геометрических фигурах и их свойствах. Задачи. Формировать умению находить геометрические фигуры в окружающем.

Обобщение опыта музыкального руководителя «Эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к классической музыке» Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Плутарх Введение.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Развитие представлений о геометрических фигурах у детей 3–4 лет посредством дидактических игр»
Опубликовано: 8 сентября 2021 в 14:59
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта работы «Развитие представлений о геометрических фигурах у детей 3–4 лет посредством дидактических игр»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Лапшина (УИ 1385612) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД