МААМ-картинки

Обобщение опыта «Развитие крупной и мелкой моторики у детей раннего возраста»

Татьяна Ермолаева
Обобщение опыта «Развитие крупной и мелкой моторики у детей раннего возраста»

Развитие крупной и мелкой моторики у детей раннего возраста

Подготовила: воспитатель

МДОАУ «Детский сад № 96 г. Орска»

Ермолаева Т. П.

Развитие крупной и мелкой моторики является первостепенным моментом не только для полноценной физической подготовки, но и повседневной жизни ребенка дошкольного возраста. Современные дошкольники, с одной стороны – это дети с новым типом сознания, тесно связанным с проникновением в повседневную жизнь информационных технологий, а с другой – поколение «экранных детей», одна из главных особенностей которых – отставание в развитии речи.

Публикация «Обобщение опыта „Развитие крупной и мелкой моторики у детей раннего возраста“» размещена в разделах

Кроме того, здоровье психологическое и физическое тесно связаны между собой. Изменение одного состояния влечет изменение и другого. Если ограничить двигательную деятельность, то недостаточно развитая двигательная память может атрофироваться, что приведет к нарушению условных связей и снижению психической активности. Недостаточная физическая активность ведет ребенка к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности.

Отмечается, что в настоящее время у большинства детей дошкольного возраста наблюдается общее моторное отставание. Моторные навыки - это основа большинства видов деятельности. Именно они позволяют выполнять нам практически все, так что вопрос, зачем развивать моторику, не стоит.

Моторные навыки и двигательный контроль начинают развиваться после рождения и прогрессируют по мере роста детей, особенно быстро в раннем дошкольном возрасте. Для того, чтобы ребенок мог правильно выполнять сложные движения из мелкой моторики, нужно иметь прочно заложенный фундамент из основы крупной моторики. Крупная моторика - это активные движения телом, в которых задействованы руки, ноги, туловище, голова, т. е. это любые двигательные движения, в которых задействованы крупные мышцы.

Опыт моей работы на группе раннего возраста показывает, что развитием крупной моторики необходимо заниматься с раннего детства. Возраст 1,5 - 3 года - наилучшее время для этого, так как дети очень подвижны, начинают увереннее пользоваться своим телом, скелет и мышцы растут. Также в это время происходит активное развитие речи, и любая двигательная активность очень полезна.

Поэтому в качестве приоритетной цели при работе с малышами по данному направлению я выделяю развитие общей подвижности ребенка. Без развитой крупной моторики невозможно полноценное формирование человека. Эта работа позволяет сохранить и приумножить физическое и умственное развитие детей. А уже потом на этой основе параллельно занимаюсь развитием их мелкой моторики.

Основными задачами по развитию крупной моторики являются:

- создание условий для реализации двигательной активности ребенка;

- выработка навыка контролировать движения и управлять ими;

- научение согласованности действий;

- развитие двигательной активности.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук и выше двигательная активность, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых, учебных и трудовых действий.

Для достижения цели по развитию мелкой моторики детей раннего возраста мы для себя определили следующие задачи:

- совершенствовать предметно – развивающую среду группы в данном направлении;

- развивать умение производить точные движения пальцами рук, способности координированной работы рук со зрительным восприятием, создавать атмосферу радости и удовольствия;

- обеспечивать эмоциональное благополучие, воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду;

- познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.

По мере комплектования группы и наблюдая за детьми, отметила, что в группу приходят дети, у большинства из которых наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость, скованность движений, недостаточно сформированы навыки самообслуживания. Мелкая моторика развита недостаточно, пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Не все дети могли уверенно держать ложку во время еды, основные физические движения (бег, подлезание, прыжки, ходьба по лестнице, горке и др.) не всем детям удавались с успехом.

В настоящее время отмечаю, что сейчас дети, к сожалению, мало тренируют движения пальчиков рук - на одежде и обуви находятся липучки и кнопки вместо пуговиц или шнурков, мало кто из детей умеет правильно держать ложку, карандаш, умеет закрашивать, штриховать, одеваться, застегивать замок и т. д. Эта смена жизненной ситуации развития детей дошкольного возраста отразилась и на развитии мелкой моторики руки, которая стала требовать специальных упражнений и занятий с малышами.

Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный опыт. Считаю необходимостью знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них, а подбираемый для игр и занятий материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.

Мы отмечали выше, что целенаправленная деятельность по развитию мелкой моторики в моей группе ведется параллельно и во взаимосвязи с развитием крупной моторики, которая является базой для развития мелких движений рук.

С целью реализации поставленных целей и задач по развитию крупной и мелкой моторики у детей группы раннего возраста была проведена определенная работа по нескольким направлениям, все виды деятельности проходили в игровой форме, через совместную и индивидуальную работу с детьми.

Считаю, что существенным фактором в данной деятельности является взаимосвязь обучения в игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т. д.

Формирование крупной моторики детей в группе происходит за счет любых движений, копирования действий взрослых и животных, утренней зарядки, физкультурных занятий, танцев, игр с мячом, в прятки, заданий с поэтапным выполнением, на прогулках - игры малой и средней подвижности, в «догонялки» и другие активные игры. Также используем лазание, перешагивание предметов, ходьбу по наклонной плоскости (на спортивном комплексе на участке, в группе по лесенке, по горке, по ограниченной поверхности и т. д.).

Такие упражнения в ненавязчивой форме помогают ребенку тренировать свою координацию и выносливость, укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Во время данных видов деятельности максимально реализуется ситуация успеха, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Планирование и организация различных видов деятельности позволило определить плюсы целенаправленного развития крупной моторики и двигательных навыков:

- укрепляется опорно-двигательный аппарат, мышцы и правильное развитие скелета;

- улучшается координация движений;

- стимулируется познавательная активность, мотивация к активной деятельности;

- увеличивается работоспособность, укрепляется дыхательная и сердечнососудистая системы;

- развивается самостоятельность;

- совершенствуется речь;

- формируется межполушарное взаимодействие, то есть создается база для развития речи, памяти и внимания;

- развивается творческий потенциал;

- учат управлять своим телом в пространстве;

- содействуют в познании мира и себя.

Кроме того, хорошо развитая крупная моторика позволяет ребенку выплеснуть излишки энергии и эмоций. Могу констатировать тот факт, что после игр на крупную моторику дети лучше спят, меньше нервничают и капризничают. Также могу отметить, что при малоподвижности ребенок становится апатичным, не проявляет интереса к окружающему миру и умственной деятельности, ухудшается его память, тормозится речь.

Изучение методической литературы и многочисленные наблюдения за детьми группы позволили определить ряд критериев, по которым можно определить, что у ребенка плохо развита крупная моторика:

- неспособность самостоятельно одеваться и пользоваться столовыми приборами;

- невозможность поддерживать позу сидя;

-теряет ориентацию в пространстве: падает, спотыкается, врезается;

- вялость;

- плохо говорит;

- не может играть с мелкими игрушками;

- плохо переключается на новую деятельность;

- ребенку трудно даются навыки рисования и письма;

- тяжело идет на общение со сверстниками.

Работа по развитию мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности – пальчиковые игры, игры с предметами, дидактические игры, виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, которые делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки, помогают образованию связи рука-глаз. В лепке использую разнообразные приемы: раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивание, отщипывание.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами, которые активно используются мной в работе с детьми как во время организованной, так и свободной деятельности: пирамидки, вкладыши различного типа, матрешки, мозаика, пальчиковый бассейн с наполнителем.

Игры-шнуровки («Собери бусы», «Оденем куклу», «Геометрические фигуры», которые очень нравятся детям, развивают сенсомоторную координацию, пространственное ориентирование, формируют навыки, способствуют развитию речи; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

Игры с прищепками («Кто что ест», «Разноцветные прищепки», «Подбери рыбке хвост», которых в группе множество и дети увлеченно играют с ними, развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.

Многолетний опыт работы позволил определить пользу влияния пальчиковых игр («Сорока - белобока», «Пальчик - мальчик», «Моя семья», «Кошкин дом», «Еду, еду к бабе, к деду») на развитие мелкой моторики детей раннего возраста. Причем, важен не сам факт их проведения, а то, каким образом их нужно проводить. Зависит это от того, задействовано ли в пальчиковых упражнениях и в играх для развития мелкой моторики моторное планирование.

Главный принцип, которым я пользуюсь при проведении упражнений и игр для развития мелкой моторики такой - если у ребенка это движение быстро и легко получается, то мы его быстро делаем, пропускаем и идем дальше. А вот если упражнение не получается, тогда мы останавливаемся на нем и отрабатываем данное движение до тех пор, пока движения не станут получаться легко, просто, быстро, красиво, четко. А уже затем идем к освоению новых движений. Еще важно подчеркнуть, что нужно делать такие комплексы сложных для ребенка упражнений и игр регулярно до полного освоения, то есть каждый день примерно по 4-5 минут, поскольку именно в регулярном постепенном освоении сложных движений заключается суть такой гимнастики.

В связи с вышесказанным, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, стараюсь активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Работа с дидактическими играми осуществляется с небольшой группой детей и индивидуально. Побуждая малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю помощь.

Более подробно упражнения и игры для развития моторики детей раннего возраста предложены в буклете, с которым можно ознакомиться в удобное время.

Понятие развивающая предметно-пространственная среда означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, чтобы она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию крупной и мелкой моторики.

При построении среды учитывала принципы ее построения (активности, эмоциональности, дистантности при взаимодействии, открытости, безопасности, трансформируемости, учета возрастных и полоролевых различий).

В группе имеется большое количество игрушек развивающего характера: пирамидки (пластмассовые, деревянные, тканевые, вкладыши различного типа, деревянные пазлы, матрешки, кинетический песок, наборы для бус, кубики, игрушки со шнурками, счетные палочки, игрушки-антистресс, бизикубик, мозаика, пальчиковый бассейн, конструкторы, дидактические игры и пособия, необходимые для развития мелкой моторики, большинство из которых сделаны самостоятельно и с помощью родителей.

Очень много игр сделано собственными усилиями и активно используются мной в свободной деятельности с детьми - игры с пальчиками, где необходимо выполнять движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых); игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия; застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание («Разноцветные ремешки», «Куколки», «Бизикуб», «Волчки», «Подбери рыбке хвост», «Разноцветные прищепки», «Чей детеныш», «Кто что ест») и т. д.

Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в нашей группе, имеют привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид; яркие и разнообразно окрашенные кубики и кирпичики. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений.

Таким образом, предложенные игрушки помогают развитию мелкой моторики, развитию координации, глазомера, памяти, внимательности, логики, фантазии, развивают тактильные ощущения, усидчивость, аккуратность, а также помогают сформировать умственные способности дошкольника и сделают занятие веселее и интереснее.

Успешность процесса развития мелкой моторики у детей раннего возраста во многом зависит от правильно организованной совместной работы воспитателя и родителей детей. Комплексный подход предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, навыки, умения, полученные детьми во время занятий с воспитателями, закрепить в процессе повседневной жизни. Поэтому основной целью, прежде всего, считаю установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать в процессе общения.

В контексте данного вопроса ознакомила родителей с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей раннего возраста, предложила осуществлять работу в трех направлениях:

- специальные игры - упражнения для развития мелких движений пальцев;

- обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;

- формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.

Сотрудничество с родителями осуществлялось с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы.

Коллективную работу (родительские собрания, консультации, библиотека игр и упражнений) организую в нескольких видах так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не хочет слушать долгих докладов педагога. Консультации выстраиваю чёткими, содержащими только необходимый родителям конкретный материал.

Индивидуальная работа позволяет установить более тесный контакт с родителями, включает беседы, индивидуальные занятия, анкетирование, с помощью которых получается узнать множество необходимой информации о ребенке.

Наглядная форма работы очень важна для родителей, обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит средством стимуляции активности родителей. В родительском уголке помещаю рекомендации и буклеты по развитию мелкой моторики, описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки и буклеты по теме.

Мой опыт работы показывает, что работу с родителями целесообразно проводить в письменной и устной форме. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы. Во-первых, обращение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, не все родители могут удержать в памяти информацию, которую они последовательно получают от педагога. И, в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их необходимо вначале убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

Используя данную систему с целью развития крупной и мелкой моторики детей дошкольного возраста, могу констатировать о достижении определенных результатов:

- созданы достаточные условия для реализации двигательной активности ребенка и развития его мелкой моторики;

- улучшилась координация движений, кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений;

- в изобразительной деятельности дети демонстрируют достаточно хороший нажим, уверенные линии;

- большинство детей достигли хорошего уровня навыков самообслуживания, повысилась их самостоятельность и активность;

- ярче и интереснее стала жизнь в группе;

- улучшились партнёрские отношения педагога с детьми, укрепилось сотрудничество педагога и родителей;

- планирование и проведение организованной и свободной деятельности с детьми способствовало развитию психических функций у детей (мышление, память, внимание, речь, улучшилась ориентировка в пространстве группы.

Таким образом, создание в группе необходимой развивающей среды, способствующей развитию крупной и мелкой моторики с учетом возрастных особенностей детей, поддержка и помощь родителей и специалистов детского сада помогли добиться поставленной цели. В результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию крупной и мелкой моторики у детей раннего возраста способствует в целом формированию интеллектуальных способностей детей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а также способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста»Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста» Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение,.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста»Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Даниленко О. А, МОАУ ООШ г. Орск, дошкольные группы «Светлячок» Успешность умственного,.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» Пояснительная записка Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста".Из опыта работы. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики у детей раннего возраста Благодаря современной науке, мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Развитие крупной и мелкой моторики у детей раннего возраста»
Опубликовано: 6 октября 2022 в 19:04
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД