Наталья Аркадьевна Попова
Консультация «Обогащение словарного запаса в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы:
• Понятие словарной работы.
• Задачи и содержание словарной работы.
• Своеобразие методики словарной работы.
Методика развития словаря.
Словарная работа - это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного русского языка. Развитие словаря - это длительный процесс количественного накопления слов, освоение их значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. Слово – это знак, обозначающий результат познания, мышления. (фильм) Язык как средство общения – это, прежде всего, язык слов.
Публикация «Консультация „Обогащение словарного запаса в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Свойства слова :
Слово — основная лексическая единица, выражающая понятие.
В каждом слове можно выделить 1. его значение или заключенный в нем смысл (лексическое значение, 2. звуковой состав (звуковое оформление, фонетическая выраженность. 3. Грамматическое оформление и морфологическая структура. (Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова, правила построения слов из меньших значащих единиц — морфем и правила образования и понимания грамматических форм слов); 4 и. синтаксис – словосочетания и предложения (правила построения высказываний из слов, сочетаемость и порядок следования слов; и 5. словообразование – образование слов.
Все эти три характеристики слова нужно учитывать при проведении словарной работы в детском саду.
Развитие словаря, задачи, приемы словарной работы
Значение словарной работы
Словарная работа занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Имеет большое значение для общего развития ребенка: способствует накоплению и уточнению представлений, формированию понятий, развитию содержательной стороны мышления.
Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
Проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируются нравственность, навыки поведения.
От уровня развития эмоционально-оценочной лексики зависит эмоциональное развитие дошкольников, понимание им эмоционального состояния других людей.
Задачи словарной работы :
1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, новых значений слов, уже имеющихся в лексиконе.
2. Закрепление и уточнение словаря (углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием)
3. Активизация словаря.
2 категории слов :
а) пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, но не употребляет в своей речи,
б) активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но и активно употребляет в своей речи)
4. Устранение в речи детей нелитературных слов (просторечные, диалектные, жаргонные).
Можно выделить специальные дополнительные задачи:
Обогащение словаря детей народными образными выражениями, пословицами, поговорками, метафорами, эпитетами. Также синонимами, антонимами и др.
Усвоение детьми основного и переносного значения слова.
Формирование навыков словообразования и др.
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.
Количественный рост словаря.
Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания.
Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10–12 слов году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет – до 2000 – 2500, а в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов.
Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов, во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.
Содержание словарной работы в ДОУ.
Словарь ребё нка-дошкольника включает:
• Бытовой словарь : названия частей тела, лица, названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений.
• Природоведческий словарь : название явлений неживой природы, растений, животных
• Обществоведческий словарь : слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др)
• Эмоционально-оценочная лексика: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, радостный, честный, качественную оценку предметов (хороший, плохой, фразеологические сочетания (бежать сломя голову, синонимы
• Слова, обозначающие время, пространство, количество.
Направления словарной работы.
(На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях) В. И. Логинова выделила три таких направления:
• расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений,
• усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира
• введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Критерии отбора слов :
• коммуникативная целесообразность введения слова в словарь детей,
• соответствие выбранного слова содержания представлений, рекомендованных программой детского сада,
• частота употребления слова в речи взрослых, с которыми общаются дети,
• отнесенность слова к общеупотребительной лексике, его доступность,
• трудности произношения, сложности грамматических форм,
• учет уровня овладения лексикой родного языка детьми данной группы,
• значимость слова для решения воспитательных задач,
• значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений,
• отбор слов, относящихся к разным частям речи (существительные, прилагательные, наречия).
Принципы словарной работы :
• единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления,
• связь содержания словарной работы с мыслительной деятельностью детей,
• опора на активное и действенное познание окружающего мира,
• использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности,
• раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование.
Методы словарной работы :
Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащение словаря)
• непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря : рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;
• опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря : рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ видеофильмов, просмотр телепередач.
Методы, направленные на закрепление и активацию словаря, развитие его смысловой стороны :
• рассматривание игрушек, картин с хорошо знакомым содержанием,
• дидактические игры,
• чтение художественных произведений,
• словарные упражнения.
Основные методы словарной работы.
Разговор с детьми.
Потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями присуща человеку. Ребенку она присуща еще в большей мере. Эту потребность надо широко использовать в интересах развития речи детей, руководства направленностью их мыслей и ростом запаса представлений.
В детском саду и в школе можно разговаривать с каждым из детей чаще, чем обычно это делается, нужно идти навстречу порывам детей делиться своими переживаниями, мыслями, выслушивать их, расспрашивать, отвечать на их вопросы, по возможности сопровождать речью все проявления жизненного общения с ребенком, чего мы часто не делаем.
Поручения и задания.
Существует еще один методический прием, тоже связанный с разговором, которому мы придаем громадное воспитательное значение, - это методически продуманные поручения, которые даются детям. Прием этот широко представлен семье, в которой в одних случаях сознательно, в других бессознательно дети привлекаются к участию в общей трудовой жизни. Но организованно он не представлен ни в детском саду, ни в школе.
Ребенку дается определенное поручение. Желательно, чтобы такое поручение имело практическое, ребенком осознаваемое значение. При этом он должен:
1) внимательно выслушать, что ему говорят;
2) понять содержание обращенной к нему речи;
3) запомнить сказанное;
4) выполнить поручение;
5) дать словесный отчет о выполненном;
6) в итоге оказать помощь.
Таким образом, к активности привлекаются внимание, интеллект, память, моторика, речь. Как видите, нагрузка изрядная, а потому надо хорошенько продумывать сущность и содержание поручения, которое даешь ребенку в том или другом возрасте.
Поручения старшим детям должны носить практический характер: они могут быть разнообразны, должны постепенно осложняться и по возможности завершаться точным речевым отчетом.
Беседы.
Разговор и беседа - два почти тождественных проявления одного и того же процесса: речевого общения людей. Но мы, выделяя беседы как один из ценнейших приемов развития речи детей, подразумеваем под ними организованные, планово проводимые занятия, цель которых - углубить, уточнить и систематизировать путем слова представления и знания детей.
Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развязывается их язык, раз те беседы соответствует их интересам и психике.
Свободная, непринужденная беседа, согретая интересом, осмысленная ценностью и значительностью ее содержания, являются одним из могущественнейших факторов развития речи детей.
Рассказы по картинкам.
Остается еще сказать о рассказах, составляемых по картинкам. Картинки - материал, исключительно приспособленный к тому, чтобы стимулировать к составлению рассказов.
Рассказывание детям по картинкам - один из наиболее целесообразных приемов по слушанию речи. Чем чаще мы будем рассказывать малышам по картинкам, тем раньше они встанут на путь составления рассказов сами. На всех ступенях рассказам детей должен предшествовать образцовый рассказ педагога.
Чтение.
Живой рассказ должен предпочитаться чтению по книге, но на определенной ступени художественное чтение, как таковое, отмежевывается от рассказа и выступает как фактор громадного значения в деле постижения живой русской речи.
Выразительное художественное чтение доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что дети начинают активно пользоваться этим богатством. Это возможно только при условии, если художественный образ и слово преподносятся детям в своей живой, ненарушимой целости.
Стихотворения.
Дети любят стихи; любят их слушать и произносить. Мы знаем, как рано ребенок начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, проявлять рано выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи в соответствующем, конечно, отборе, всегда производят впечатление на детей.
Хорошее стихотворение - та же музыка. Самые маленькие дети легко постигают его ритм, способны наслаждаться созвучием его строф, красотой построения. Эти музыкальные слуховые восприятия, связанные иногда лишь частично с пониманием влитого, в них содержания.
Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом ребенка может сформироваться правильная грамотная речь. Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря.
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.