Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации «Цифры и числа 1 и 2»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие
Возрастная группа: 3-4 года (вторая младшая)
Тема: «Цифры и числа 1 и 2»
Основные цели:
1) Познакомить с цифрами 1 и 2, сформировать умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством.
2) Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода).
3) Закрепить счет до двух, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя числа.
Публикация «Конспект образовательной ситуации „Цифры и числа 1 и 2“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 1 (один), счёт до одного
- Число и цифра 2. Состав числа два, счёт до двух
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
4) Тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, творческие способности;
Дидактические материалы: Фигуры трех кукол; 2 домика.
Оборудование: карточки с цифрами 1 и 2; чистые листы бумаги; коричневые прямоугольники; 1 большой прямоугольник; предметные картинки с изображением 1 и 2 предметов; листы, в углу которых написаны цифры 1 и 2 ; полоски на каждого ребенка; дорожки с цифрами 1 и 2.
Краткая аннотация к работе: сценарий НОД по ФЭМП составлен в технологии "Ситуация" и предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций.
Ход образовательной ситуации:
Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребятки, где вы живете? (в доме, квартире)
- Вам нравится свой дом?
- А как вы узнаете свой дом?
Воспитатель рассказывает, что куклы пригласили в гости медвежат.
- Хотите послушать историю про кукол и медвежат?
Актуализация
2.1 Игра «В гости к куклам».
Дидактические задачи: Актуализировать счет до двух, развивать речь.
Дети собираются около фланелеграфа, на котором расположены фигурки двух кукол и домик. Дети считают кукол: один, два, всего две куклы.
Воспитатель рассказывает:
- Жили-были куклы Маша и Даша. Сколько их было?
- Куклы были не подружки, а сестры. Как называются сестер – малышей ласково? (сестрички)
- Куклы жили далеко. Захотели куклы пригласить в гости к себе медвежат. И написали письмо с адресом и номером дома.
- Ребята, а в гости ходят с угощением или без угощения?
- Как вы думаете,что любят куклы? (конфеты)
Воспитатель предлагает детям помочь медвежатам найти дом с номером, указанным в письме, и принести угощение.
2.2. Игра «Дом».
Дидактические задачи: актуализировать представления детей о том,что предметы можно обозначать символически; тренировать в счете до двух, развивать речь детей.
Дети садятся за стол, на котором находятся листы бумаги на каждого ребенка. По середине листа кучкой лежат коричневые прямоугольники по 2 на каждого ребенка.
- Как вы думаете, что обозначают коричневые прямоугольники? (Это конфеты)
Воспитатель рассказывает детям, что листы бумаги – это мешочки, в которые нужно положить конфетки для того,чтобы угостить кукол.
- Сколько всего конфет? (Много.)
- Сколько конфет нужно положить в коробку, если каждой кукле нужно положить по 1 конфетке? (Две конфетке.)
После ответов дети отсчитывают по два прямоугольника и кладут их на свой лист бумаги - мешочек.
- Сосчитайте, сколько конфет в вашем мешочке.
Дети считают: одна, две, всего две конфеты. Надо следить за согласованием числительного и существительного в роде при счете в речи детей.
Воспитатель кладет на середину стола лист бумаги такой же, как у детей, на котором находится 1 большой прямоугольник.
- Сколько конфет в этом мешочке? (Одна конфета.)
Воспитатель рассказывает детям, что рядом в соседнем домике живет 1 кукла (рядом с двумя куклами в домике с цифрой 2 живет кукла в домике с цифрой 1, поэтому этой кукле нужна 1 конфета.
- Как вы думаете, открытые или закрытые мешочки надо отправлять?
- Почему мешочки надо обязательно закрыть?
Воспитатель предлагает детям завязать мешочки и дает каждому тонкую цветную полоску – ленточку, которую дети должны положить сверху.
- Завяжите мешочек. Что вам для этого нужно? (Ленточка)
Дети изображают процесс завязывания ленточки. Угощение собрано.
2.3. Игра «По тропинке».
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей; развивать фантазию; актуализировать знания детей о городском транспорте.
Воспитатель предлагает детям вместе с медвежатами поискать дома, где живут куклы. Но есть 2 тропинки, на которых написаны цифры 1 и 2. Дети выбирают карточки с цифрой. Дети должны назвать цифру выбранной дороги и пройти по дороге с цифрой 1 или 2. Воспитатель предлагает детям каждому пройти по выбранному пути.
Затруднение в ситуации
3.1. Игра «Сборы в гости».
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для символьного обозначения количества предметов; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины; тренировать умение детей считать до двух, развивать речь, мыслительные операции: анализ и сравнение.
Дети подходят к столу, на котором лежат мешочки.
- Сколько конфет должно быть в мешочке для кукол-сестричек? (Две конфетки.)
- А для одной куклы? (Одна конфета.)
- Как помочь медвежатам найти дом кукол-сестренок?
Возникает затруднение.
- Смогли ли мы помочь медвежатам найти нужный дом? (Нет, не смогли.)
- Почему не смогли? (на домах нет номеров - цифр.)
«Открытие» нового знания (способа действия)
4.1. Игра «Найди дом»
Дидактические задачи: познакомить детей с цифрами 1 и 2; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, творческие способности.
- Как вы думаете, что же сделать, чтобы помочь медвежатам найти дома кукол-сестренок и одной куклы?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель подводит детей к выводу о том, что на домах можно записать номер дома с помощью цифр.
Воспитатель показывает детям карточку, с написанной на ней цифрой 1 (2) и говорит, что одна кукла живет в домике, обозначенном цифрой 1, а 2 куклы-сестрички,в домике, обозначенном цифрой 2.
Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть и сосчитать, сколько кукол живет и в каком домике, и выбрать нужную цифру. Карточки с цифрами 1 и 2 воспитатель кладет на середину стола.
Медвежата благодарят детей за то, что те помогли найти дома кукол-сестренок и одной куклы, и передать угощение.
Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
5.1. Игра «Рассели друзей».
Дидактические задачи: закрепить умение детей различать цифры 1 и 2, соотносить их с количеством; сформировать опыт самоконтроля, тренировать мыслительные операции: анализ и сравнение, развивать речь.
Дети садятся за столы, на которых лежат два листа, на одном из которых написана цифра 1, на втором – цифра 2, и несколько карточек с изображениями одного или двух предметов, например: один треугольник, один круг, один квадрат, два треугольника, два круга, два прямоугольника. Картинки на столах у детей одинаковые.
Воспитатель рассказывает, что медвежата просят детей навести порядок и расселить по домам жильцов, показывая сначала один лист, а потом другой, спрашивает:
- Какая цифра написана на доме? (Цифра 1.)
- Сколько жильцов должно быть в этом доме? (один жилец.)
- Какие карточки вы положите в этот дом? (С одним предметом.)
Для осуществления проверки воспитатель задает вопросы:
- Какие картинки вы положили? (соотнося числительное с существительным в роде).
5.2. Игра «Покажи на себе».
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, тренировать умение различать цифры 1 и 2, соотносить их с количеством предметов, развивать внимание.
Воспитатель предлагает детям поиграть. Дети танцуют под музыку.
С остановкой музыки воспитатель показывает детям карточку с числом 1 и 2, дети должны показать на себе нос, рот, глаза, уши, брови, руки, ноги (т. е. части своего тела в соответствии с показанной цифрой).
Осмысление
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Кому мы сегодня помогали?
- Чем вы смогли помочь медвежатам?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь медвежатам, потому что узнали, как записывается число 1 и 2, узнали цифры 1 и 2.