Образовательная ситуация с дошкольниками «Обитатели воды — рыбы»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Обитатели воды — рыбы»

Образовательная область: познавательное развитие

Возрастная группа: средний дошкольный возраст

Тема: Обитатели воды – рыбы

Основные цели: Расширять системы знаний ребёнка, путём включения нового знания. Формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде; формировать знания о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т. д.

Дидактические материалы: прозрачный сосуд с водой, кусочек пластилина, таз с водой, аквариум

Оборудование: ноутбук с подключением к телевизору

Краткая аннотация к работе: используя метод экспериментов и наблюдения, дети средней группы познакомились с характерным строением рыб.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность

Воспитатель собирает около себя детей.

- Вы любите сказки?

- Назовите свои любимые сказки

- Кто вам рассказывает сказки?

- Однажды я пошла в лес и мне сорока одну сказку натрещала. Хотите расскажу? Усаживайтесь поудобней и слушайте.

Жили - были лиса и волк в одном домике. И решили они завести себе домашних питомцев. Лисичка в деревню сбегала, курочку стащила. В клетку посадила. Стала лисичка за курочкой ухаживать, а та ей яички нести. Пошел волк на речку, опустил хвост и поймал рыбку. Интересно, а как это он ее поймал? Давайте проверим!

2. Актуализация

Дидактические задачи: актуализировать знания о рыбах и их названиях

Хотите поиграть? Я буду волком, а вы рыбками. Пришел волк на рыбалку, опустил свой хвост и приговариваю ловись рыбка большая и маленькая, ловись рыбка… Так какую я рыбку поймал? Рыбка, рыбка как тебя зовут?

Дети называют разных рыб.

Вы большие молодцы. Знаете очень много рыб. (слайд с рыбами: пескарь, щука, лещ)

Вот волк принес к себе домой рыбку, рыбка была красивая, и решил он с ней поиграть. А она лежит и молчит.

-Почему рыбка молчит?

3. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи: формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

-А почему у волка не получилось поиграть с рыбкой?

-А зачем же рыбам вода?

- Как они могут жить под водой и не тонуть?

Хотите узнать?

А как мы можем узнать? (спросить у взрослого, посмотреть передачу по телевизору, почитать книгу)

4. «Открытие» нового знания

Дидактические задачи: формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия

Давайте рассмотрим форму рыб. Что напоминает их тело? Совершенно верно капельку. Попробуем узнать, почему же природа создала их такими?

Давайте проведём эксперимент (налит таз с водой) попробуйте провести в воде ладошкой поставленной на ребро и сомкнутыми пальчиками. А теперь попробуем сделать тоже самое но открытой ладошкой.

- В каком случае рука легче идёт сквозь воду?

- Как вы думаете, почему рыбу имеют такую форму?

Я предлагаю рассмотреть рыбку.

- Что есть у рыбки? (голова, туловище, хвост, плавники, на голове рот, глаза и жабры)

- Чем покрыто тело у рыбки? (Чешуёй. Чешуйки круглые, блестящие, плотно прилегают к телу рыбы)

- Зачем рыбке плавники?

Совершенно верно, рыбы плавают с помощью плавников. Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники: хвостовой и боковые. Шевелят плавниками и плывут. Плавник от слова плавать. А хвост, как руль, помогает им поворачивать влево-вправо.

- Зачем рыбке жабры?

Действительно, рыбы дышат жабрами. Видно, как жабры приоткрываются и закрываются.

- Чем дышит рыба?

Опыт.

- В воде есть немного воздуха. Давайте рассмотрим пластилин, который находиться в воде.

- Что вы видите? Он покрыт пузырьками воздуха.

- Кто знает, как спит рыбка? Хотите узнать? Чтение энциклопедии.

Спит рыбка у дна или среди растений, чуть шевеля плавниками, с открытыми глазами. У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.

5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребёнка.

Дидактические задачи: закреплять знания о жизни рыб.

Ребята, а мог бы волк оставить рыбку? Каким образом?

Давайте и мы сделаем аквариум.

- С чего мы начнём? (Мы положим на дно камушки, чтобы рыбка могла отдохнуть, посадим водоросли, она за них может спрятаться или поесть и поселим рыбку)

Приступайте к работе.

6. Осмысление

- Чем мы сегодня занимались?

- Как вам удалось так много узнать о рыбках? (мы наблюдали, проводили опыты, читали книгу)

- Сумели мы с вами сделать дом для рыбок? Почему? Зачем он им нужен? (Потому что мы узнали как живут рыбки)

Если вы захотите узнать больше о рыбках, что вы сделаете? (посмотрим мультфильм, почитаем книгу, спросим у взрослого)

Сегодня вы можете подарить свой аквариум маме и рассказать про рыбок.

Комментарии к сценарию (использованная литература): при разработке образовательной ситуации использовала методическое пособие «Здравствуй мир» Окружающий мир для дошкольников авторов А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова М.: Баласс, 2009.

Прикреплённые файлы:

ryby_93p0m.pptx | 1691,8 Кб
 
Публикации по теме:

Образовательная ситуация «Дождик» в первой младшей группе (фотоотчет)Образовательная ситуация «Дождик» в первой младшей группе (фотоотчет) Задачи: формировать представления о природном явлении: дождь; учить детей от целого куска пластилина отщипывать маленькие кусочки, прижать.

Образовательная ситуация «Петрушка, покажи игрушку» (первая младшая группа)Образовательная ситуация «Петрушка, покажи игрушку» (первая младшая группа) 1. Чтение песенки-потешки «Баю-бай». 2. Математическая игра «Что выбрал Петрушка?». Задачи: Познакомить детей с фольклорным произведением,.

Образовательная ситуация по конструированию во второй младшей группе «Наш город» Задачи: Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Город», сделанной из строительного материала. Показать детям возможность объединить.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Обитатели водоемов
  • Домашние питомцы
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «Обитатели воды — рыбы»
Опубликовано: 26 января 2020 в 09:22
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 февраля. День сюжетно-ролевой игры на МААМ

Игра является ведущим видом деятельности для детей. А в игре сюжетно-ролевой (на любую тему) как в зеркале, отражаются их представления об окружающем мире, о взаимоотношениях и профессиональных...

24 февраля. Масленица — начало сырной недели

Масленица — один из самых веселых народных праздников в России. Он продолжается целую неделю и символизирует прощание с зимой и встречу долгожданной весны. В древности почитали солнце как источник жизни....

Сценарий спортивного праздника к 8 марта «Мамины помощники» в средней группе
Сценарий спортивного праздника в средне группе к 8 марта «МАМИНЫ ПОМОЩНИКИ» Составила Галкина Екатерина Цель: прививать любовь и уважительное отношение к...
Фотоотчет «Поздравили своих пап с 23 февраля»
Подготовительная группа «Остров сокровищ»☠ поздравили своих пап 👨🏻С Днём Защитника Отечества! 🇷🇺...
Сценарий утренника «Мамин праздник» в старшей группе
Сценарий утренника «Мамин праздник» в старшей группе. Про этот праздник много есть стихов, Но поздравлять с ним, право, не устанем. Пусть голоса детей,...