МААМ-картинки

Конспект образовательной ситуации по изучению свойств льда «Помоги Анфисе» в средней группе

Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации по изучению свойств льда «Помоги Анфисе» в средней группе

Образовательная область : познавательное развитие

Возрастная группа средняя группа (4-5 лет)

Тема: «Помоги Анфисе».

Основные цели: знакомить детей с качествами и свойствами льда, формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода, закреплять знание признаков зимы, развивать умения применять различные способы обследования.

Публикация «Конспект образовательной ситуации по изучению свойств льда „Помоги Анфисе“ в средней группе» размещена в разделах

Дидактические материалы: таблица для занесения результатов проведенных опытов; карточки с предметными картинками; картинка с изображением зимнего пейзажа.

Оборудование: мягкая игрушка – обезьяна, магнитная доска, одноразовые тарелки, пластмассовые палочки, форма для замораживания льда, лед, бумажные салфетки.

Краткая аннотация к работе: данная непосредственно-образовательная деятельность по программе «Мир открытий» Петерсон Л. Г. направлена на ознакомление детей с качествами и свойствами льда. Дети путем проведения простейших опытов устанавливают, какими качествами и свойствами обладает лед, каким образом он образуется, а также осваивают простейшие способы обследования. На протяжении всего занятия дети работают в команде на общий результат: объяснить Анфисе, из чего сделан лед, какой он. Все цели реализуются через игровые ситуации. Образовательная ситуация представляет интерес для воспитателей и родителей детей 4-5 лет.

«Логическая основа образовательной ситуации»

Основная образовательная цель Знакомить детей с качествами и свойствами льда

Новое знание = детское «открытие» Лед образуется путем замерзания воды (попадая в тепло, лед тает и превращается в воду); хрупкий (его можно отломить, холодный (рукам холодно его держать, твердый (по нему можно постучать, скользкий.

Какие понятия, способы действия

необходимо актуализировать Знания о зиме: зимой холодно, мороз, лед появляется зимой (на реках, озерах, лужах).

Способы обследования: надавить, сжать, постучать, отломить, согреть

Причина затруднения «Не знаем, как объяснить, из чего сделан лед, какой он»

Цель деятельности по преодолению

затруднения Провести ряд простейших опытов с целью определения состава льда, его качеств.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

К детям в гости приходит обезьянка Анфиса (мягкая игрушка)

Анфиса : Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анфиса! Я приехала к вам из далекой, жаркой Африки! Уж очень мне хотелось узнать, что такое зима, но на улице так холодно! Может, вы расскажете мне о зиме?

Воспитатель:

- Дети, хотите рассказать Анфисе о зиме? Сможете?

2. Актуализация знаний.

Дидактическая задача: актуализировать у детей знание признаков зимы.

В-ль:

- Мы можем не только рассказать, но и показать. А помогут нам в этом загадки.

Хлопья белые летят,

Тихо падают, кружат.

Стало всё кругом бело.

Чем дорожки замело? (Снег)

Воспитатель открывает на магнитной доске 1/4 часть картинки с изображением зимнего пейзажа, на которой изображена отгадка.

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Воспитатель открывает еще одну 1/4 картинки с изображением отгадки.

Дело было в январе,

Мы лепили во дворе.

Три шара готовы вмиг-

Вышел славный….(Снеговик)

Воспитатель открывает еще одну 1/4 картинки с изображением отгадки.

Когда зимой мороз и стужа,

Покрыты им и лед, и стужа. (Лед)

Воспитатель открывает последнюю часть картинки.

В-ль:

- Посмотри, Анфиса, вот и получилась зима!

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для выявления способа определения состава льда;

2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

А-са:

- А это что такое? (Показывает на замершую реку)

- Лед.

- Лед! А какой он, этот лед? Из чего он сделан?

- Дети, как же нам объяснить Анфисе, какой лед и из чего он сделан?

4. «Открытие» нового знания.

Дидактические задачи:

1) формировать представление детей о свойствах льда, о способах их выявления;

2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.

Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию и провести опыты.

Перед каждым ребенком стоят тарелочки с кусочками льда и лежат пластмассовые палочки для проведения опытов.

- А чтобы ничего не забыть, результаты наших опытов мы будем заносить в таблицу.

Воспитатель выставляет на доску таблицу.

- Возьмите по кусочку льда в руку. Расскажите Анфисе, что вы чувствуете?

- Значит, лед какой?

Воспитатель предлагает детям выбрать из имеющихся обозначений ту картинку, которой можно обозначить «холод», прикрепляет к таблице.

- Проведите по нему рукой. Какой лед?

Воспитатель предлагает детям выбрать из имеющихся обозначений ту картинку, которой можно обозначить «гладкость», прикрепляет к таблице.

- Попробуем постучать по нему палочками.

- Что вы заметили, когда постучали?

Воспитатель предлагает детям выбрать из имеющихся обозначений ту картинку, которой можно обозначить «твердость», прикрепляет к таблице.

- Как вы думаете, сможем ли мы его сломать руками?

- Возьмите кусочек и попробуйте. Получилось?

- Если его легко сломать? Значит лед какой?

Воспитатель предлагает детям выбрать из имеющихся обозначений ту картинку, которой можно обозначить «хрупкость», прикрепляет к таблице.

- Дети! Посмотрите в тарелку со льдом. Что произошло?

- Почему появилась вода?

- А почему лет тает?

- Дети, теперь мы можем рассказать Анфисе, из чего сделан лед?

-Молодцы, ребята!

Воспитатель предлагает подойти к таблице и еще раз повторить для Анфисы все свойства льда.

5. Физкультминутка.

Дидактическая задача: организовать активный отдых детей.

Анфиса : Дети, спасибо большое! Без вас я бы не справилась и ничего бы не узнала. Зима – это очень красивое время года, но мне стало очень холодно!

Воспитатель: Анфиса, ты замерзла? Дети, покажем Анфисе, как мы зимой греемся?

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

На дворе у нас мороз.

Чтобы носик не замерз,

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать.

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

Мы идем, идем, идем

И к себе приходим в дом.

6. Включение нового знания в систему знаний.

Дидактическая задача: закреплять знания о происхождении и свойствах льда.

- Как здорово! Спасибо, я согрелась. Только жаль, что мои друзья, не смогут увидеть лед, он весь растаял.

- Анфиса, не расстраивайся. Я думаю, мы сможем тебе помочь. Дети, расскажем Анфисе, как сделать лед для ее друзей? (Нужно взять воду и заморозить ее)

- А где мы ее можем заморозить? (На улице, там мороз)

Дети подходят к столу.

- Ребята, что нам понадобится? (Посуда, куда можно налить воду)

Дети берут формы для воды.

- Что делаем дальше? (Наливаем в посуду воду)

- Что осталось сделать? (Вынести на улицу)

- Анфиса, мы с детьми пойдем на прогулку и оставим формы с водой на улице, а к вечеру вода замерзнет и превратится в лед. И ты сможешь забрать его и показать своим друзьям.

-Спасибо, вам, большое! Я столько всего нового узнала у вас!

7. Осмысление

Дидактическая задача: восстановить в памяти детей знания, которые они получили.

- Дети, а что же нового узнала сегодня Анфиса?

- Молодцы! Отнесем наши формочки с водой на улицу.

Воспитатель с детьми идут одеваться на прогулку. Анфиса уходит с детьми.

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.)

Использованная литература:

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л. Г. Петерсон / Под общей ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. М. : Институт системно-деятельностной педагогики, 2014.

Петерсон Л. Г., Абдуллина Л. Э., Майер А. А., Тимофеева Л. Л. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 5. Учебно-методическое пособие. –М. : Педагогическое общество России, 2015. -112с.

Публикации по теме:

«Домашний лимонад». Конспект опытно-экспериментальной деятельности по изучению свойств воды в средней группе Цель:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель).

Конспект игровой образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста «Помоги Пилюлькину» «ПОМОГИ ПИЛЮЛЬКИНУ» Составила Воспитатель: Плохина Ирина Олеговна Игровая обучающая ситуация (игра - путешествие) в старшей.

Мультфильм «Три поросёнка». Итоговая работа на занятии по изучению свойств материалов, развитию речи и изодеятельности Интегрированное занятие по изучению свойств материалов, развитию речи и изобразительному творчеству во 2 младшей группе Занятие создано.

Конспект образовательной ситуации по художественному конструированию в средней группе «Цветущая фиалка»Конспект образовательной ситуации по художественному конструированию в средней группе «Цветущая фиалка» Цель: Создание коллективной композиции «Цветущая фиалка». Образовательные: - Формировать представления детей о комнатных растениях.

Конспект образовательной ситуации «История ложечки» в средней группе Конспект образовательной ситуации по образовательной области "Познавательное развитие" «История ложечки» в средней группе Цель: устойчивый.

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию в средней группе «Расколдуем нашу воспитательницу» АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПСКОВА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №24» Рижский пр-кт, д. 48-6, г.

Конспект образовательной ситуации в средней группе по ФЭМП «Подарки для Мальвины» .

Конспект познавательно-исследовательской НОД по изучению свойств воды во второй младшей группе «Маленькие фокусники»Конспект познавательно-исследовательской НОД по изучению свойств воды во второй младшей группе «Маленькие фокусники» НОД по познавательно-исследовательской работе во второй младшей группе «Маленькие фокусники». образовательная область «Познавательное.

Конспект образовательной ситуации в средней группе «Зимующие птицы» Образовательная ситуация «Подарок для Копатыча» Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция: речевое развитие Цель и задачи:.

Конспект исследовательской деятельности по изучению свойств воды во второй младшей группе «Капелька в гостях у ребят» «Капелька в гостях у ребят» Цель: создать условия для формирования представления о свойствах воды. Задачи: -познакомить детей со свойствами.

Автор публикации:
Конспект образовательной ситуации по изучению свойств льда «Помоги Анфисе» в средней группе
Опубликовано: 13 октября 2019 в 12:43
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД