Получи документы

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «В гостях у Лунтика. Число и цифра 4»

Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «В гостях у Лунтика. Число и цифра 4»

Образовательная область : познавательное развитие (ФЭМП)

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6 - 7 лет)

Тема: «В гостях у Лунтика» (Число и цифра 4)

Основные цели:

1) актуализировать представление о способе обозначения количества с помощью точек, познакомить со способом печатания цифры 4 в клетках;

Публикация «Конспект образовательной ситуации с дошкольниками „В гостях у Лунтика, Число и цифра 4“» размещена в разделах

2) сформировать представление о числе и цифре 4, закрепить знания и представления о способах образования и составе числа 4 из двух меньших;

3) уточнить представление о многоугольнике, его признаках, развивать тактильные ощущения, умение определять форму фигуры с закрытыми глазами;

4) закрепить способ сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар, использования знаков «>» и «<, =», умение определять на предметной основе, на сколько в одной группе предметов больше или меньше, чем в другой;

5) развитие пространственных представлений, уточнить отношения: вверху, внизу, слева, справа.

6) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, развивать память, внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, сформировать опыт самоконтроля.

7) развивать у детей социальные мотивы поведения, учить считаться с желаниями и потребностями партнеров по деятельности;

Дидактические материалы:

Карточки с точками, многоугольники разного цвета, рисунки горшков.

Оборудование: кукла – Лунтик, мягкие модули; мяч.

Краткая аннотация к работе: В результате выполнения этого занятия дети формируют представление о способе обозначения количества с помощью точек, знакомятся со способом печатания цифры 4 в клетках; знакомятся с составом числа 4 из двух меньших чисел. У детей формируются основные познавательные процессы: зрительное восприятие, внимание, память, мышление. Кроме того, у детей развиваются коммуникативные умения, знания о правилах поведения, работы в группе, в ходе которых дети добиваются положительного результата. Решение проблемных ситуаций, придание личностной значимости предстоящей деятельности, приемы активизации самостоятельного мышления детей.

Ход образовательной деятельности:

I. ВВЕДЕНИЕ В ИГРОВУЮ СИТУАЦИЮ

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в познавательную деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя на ковре.

Воспитатель.

Ребята, вы любите ходить в гости?

И я люблю. А можно пойти в гости просто так, даже если вас не звали в гости?

Что нужно получить, чтобы пойти в гости?

А вы пословицы знаете?

Что обозначает пословица:

Встречают по одёжке,

А провожают по уму.

Воспитатель.

А как вы думаете, нужно помнить эту пословицу, если ты идёшь в гости? А в магазин?

Молодцы, ребята! Вы знаете, что надо быть не только красивым, но и умным человеком, воспитанным. И не ходите в гости, если вас не приглашали.

Воспитатель.

Ребята, у меня для вас сюрприз!

А вы знает, что такое сюрприз?

Лунтик приглашает вас в гости, а пригласительные билеты он положил сзади вас на стол. Пойдём, посмотрим на них?

На столе лежат многоугольники разного цвета.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

2.1. ИГРА «Узнай на ощупь».

Дидактические задачи: закрепить представление о многоугольнике, его признаках, развивать тактильные ощущения, умение определять форму фигуры с закрытыми глазами

Воспитатель.

На что похожи пригласительные билеты?

Назовите эти фигуры.

Великолепно, вы отлично знаете многоугольники, что мне кажется, вы могли бы узнать их с закрытыми глазами. Давайте проверим? Поиграем в игру «Узнай на ощупь».

Дети с закрытыми глазами обследуют многоугольник. Называют результат обследования.

Воспитатель.

Вам понравились эти пригласительные билеты, а игра, в которую мы сейчас играли?

Ну что, тогда собираемся в гости к Лунтику?

На чём можно отправиться в гости?

Я предлагаю полететь к Лунтику на летающей тарелке. Вы согласны?

А вот и летающая тарелка.

Педагог показывает детям большой круг (мягкий модуль, лежащий на полу.

2.2. ИГРА «Билет на летающую тарелку».

Дидактические задачи: актуализировать представление детей о способе обозначения количества с помощью точек; познакомить с наиболее удобным изображением числа 4 с помощью точек.

Для полёта на луну воспитатель предлагает детям приобрести проходные билеты.

Дети подходят к столу, на котором находятся карточки с точкам. Воспитатель.

На билетах у вас нарисованы точки. Посчитайте количество точек. Надо выбрать такую карточку, на которой удобнее всего было бы считать точки. Разбирайте проходные билеты, а я буду контролёром. Как вы думаете, на каких карточках удобнее считать точки?

Рассуждая, дети приходят к выводу, что точки удобнее располагать в углах квадрата. Воспитатель оставляет на доске нужную карточку.

Дети занимают места в «летающей тарелке».

Воспитатель.

Но ракета не может полететь просто так. Ей надо дать команду на старт. Что это за команда?

Чтобы мы полетели нам нужно произвести обратный отсчёт. Возьмитесь за руки, и посчитайте от 10 до 1.

2.3. УПРАЖНЕНИЕ на развитие ориентировки в пространстве.

Звучит музыка.

Воспитатель.

Закройте глаза и представьте, что вы летите. Что мы можем увидеть вверху?

А внизу?

Летающая тарелка плавно парит в воздухе, она поворачивается то вправо, то влево. И вы наклонитесь вправо. А теперь влево.

Откройте глаза.

Сейчас превратимся в маленькие звездолёты и полетаем вокруг летающей тарелки.

Динамическая пауза: «Звездолёт».

Звездолёт мы смастерили.

К звёздам путь открыть решили.

Левое крыло вперёд, правое крыло вперёд.

Звездолёт, звездолёт,

Отправляемся в полёт.

Дети имитируют полёт звездолёта.

Полетели, полетели,

И на стульчики все сели.

Дети садятся на стульчики за столы.

Воспитатель показывает игрушку Лунтика.

Воспитатель.

Вот мы и оказались в гостях у Лунтика, Что мы ему скажем?

Дети здороваются с игрушкой.

III. ЗАТРУДНЕНИЕ В СИТУАЦИИ.

3.1. Игра «Кашу мы варили, Лунтика кормили».

Дидактические задачи: сформировать представление о составе числа 4 из двух меньших чисел; закрепить представления о смысле сложения.

Педагог читает стихотворение, прикрепляя к магнитной доске изображение трёх горшочков.

Воспитатель.

Лунтик наш опять грустит.

Потерял он аппетит.

Чтоб его развеселить,

Надо каши наварить

Вот горшочек с молоком.

Вот горшочек с маслом.

Вот ещё один – постой,

(горшочки прикрепляются на горизонтальную линию (полку) вверху).

Посчитай дружок со мной.

Один, два, три, а всего четыре.

Воспитатель.

Ребята, правильно Лунтик посчитал горшочки?

Сколько у Лунтика горшков? (дети называют количество горшков)

А надо, чтобы было четыре. Что надо сделать?

Педагог предлагает рёбёнку прикрепить к магнитной доске ещё один горшок на горизонтальную линию (полку) внизу.

Воспитатель.

Как получилось число 4?

Число 4 можно составить из чисел 3 и 1.

3 и 1 вместе составляют 4.

Каким другим способом можно получить число 4?

Число 4 можно составить из чисел 2 и 2.

2 и 2 вместе составляют 4.

3.2. Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для формирования представления о способе записи (печатания) цифры 4 в клетках; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.

Воспитатель.

Какой цифрой можно показать, что у Лунтика четыре горшка?

Воспитатель предлагает ребёнку напечатать цифру 4, и прикрепить её к магнитной доске.

Воспитатель.

Знаете ли вы, как правильно печатать цифру 4? (Да. Нет)

Почему вы даёте разные ответы? (Потому что мы не знаем точно, как правильно печатать цифру 4, ещё не учились печатать цифру 4.)

Что вам сейчас нужно узнать? (Как правильно печатать цифру 4)

IV. «ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ (способа дейсивия).

4.1. Дидактические задачи: сформировать представление о способе печатания цифры 4 в клетках; закрепить способ действий «если чего-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по образцу».

Воспитатель.

Как это можно узнать? (Можно придумать самим, а потом проверить себя по образцу.)

Воспитатель предлагает детям попробовать самостоятельно выложить цифру 4 с помощью полосок.

Дети подходят к столам, на которых находятся листы бумаги размером формата А4 с клетками размером 6см х 6см на каждого и полоски картона чёрного цвета длиной 6см, 8,5см, лежащие вперемешку.

Воспитатель.

Хотите напечатать цифру 4? (Да) Приступайте к работе.

Дети выкладывают цифру 4. Воспитатель побуждает детей к тому, чтобы у каждого получился не один вариант.

Воспитатель помещает на доску образец и читает стихотворение.

Воспитатель.

Цифру четыре легко написать,

Если ты можешь стул рисовать.

Стул кверху ножками, спинка, сиденье –

Это не цифра, а загляденье.

Воспитатель.

Вот теперь Лунтик стал весёлым. Он говорит вам спасибо.

Ребята, а вы сегодня завтракали?

Какую кашу вы ели на завтрак?

А какие ёще бывают каши?

Лунтик предлагает вам поиграть с ним в игру.

4.2 ИГРА «Свари кашу».

Педагог приглашает детей на ковёр, предлагает встать в круг, ставит в центр круга игрушку Лунтика и берёт в руки мяч.

Воспитатель.

Лунтик на кухне трудился весь день.

Праздник готовил он для друзей.

Каши варить Лунтик наш может,

Но их названия вспомнить не может.

Воспитатель.

Поможем Лунтику вспомнить, как называются каши из разных круп?

Я называю крупу и бросаю вам мяч, а вы называете, какая каша получится из этой крупы, и бросаете мяч мне.

Например: манка – манная каша.

РИС – РИСОВАЯ КАША

ГРЕЧКА – ГРЕЧНЕВАЯ КАША

ПШЕНО – ПШЁННАЯ КАША

ПЕРЛОВКА – ПЕРЛОВАЯ КАША

ГОРОХ - ГОРОХОВАЯ КАША

КУКУРУЗА – КУКУРУЗНАЯ КАША

ЯЧМЕНЬ – ЯЧМЕННАЯ КАША

ОВЁС – ОВСЯННАЯ КАША

Молодцы, вы настоящие друзья. Лунтик благодарит вас, он теперь знает названия любой каши.

Педагог убирает мяч и вновь приглашает детей за стол.

V. ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ (способа действия) в систему знаний и умений ребёнка.

5.1. Работа в учебнике- тетради («Игралочка – ступенька к школе», ч. 4. (1)

ИГРА «Расставь посуду». №1, с. 31.

Дидактические задачи: уточнить представление о многоугольнике, его признаках; сформировать опыт самопроверки, нахождения и исправления своих ошибок.

Дети сидят за столами.

Воспитатель.

Лунтик поел кашу, помыл тарелки. И теперь ему надо сложить тарелки в шкафы. Ребята, помогите Лунтику, справится с этим трудным заданием.

Воспитатель.

Посмотрите внимательно на рисунок и скажите, на какие фигуры похожи тарелки Лунтика?

Воспитатель.

В каждом многоугольнике запишите количество его сторон и углов.

Дети выполняют задание самостоятельно.

Для проверки воспитатель задаёт вопросы.

Воспитатель.

Какую цифру написали на тарелке с жёлтой окаёмкой? (Цифру4.)

На зовите цвет тарелок, на которых напечатали цифры 4. (красная, жёлтая, синяя, тёмно-зелёная, коричневая.

5.2. Работа в учебнике- тетради («Игралочка – ступенька к школе», ч. 4. (1)

ИГРА «Огород». №3, с. 32.

Дидактические задачи: тренировать умение печатать цифры 1-4 в клетках; закрепить способ сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар, использования знаков «>» и «<, =», умение определять на предметной основе, на сколько в одной группе предметов больше или меньше, чем в другой.

Воспитатель.

Лунтик на своём огороде вырастил богатый урожай, сложил его в мешки и просит вас определить, чего он собрал больше, а чего меньше и на сколько.

Как будем сравнивать по количеству яблоки и репки? (Пересчитываем яблоки и репки и записываем число под каждым мешком, ставим знак «>», потому что 4 больше 2)

Как определить, насколько яблок больше, чем репок? (Проводим ниточкой, соединяя между собой яблоки и репки, обводим яблоки, которым нашлась пара. Яблок на 2 больше, потому что двум яблокам не хватило пары.)

На сколько репок меньше, чем яблок? (Тоже на 2.)

Далее дети работают самостоятельно с последующей самопроверкой по образцу.

VI. РЕФЛЕКСИЯ. Осмысление занятия.

Дидактические задачи: сформировать опыт фиксирования достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.

Воспитатель предлагает детям снова занять места в «летающей тарелке» и вернуться в детский сад.

Воспитатель.

У кого в гостях вы побывали?

Чем вы помогли Лунтику?

Трудно вам было выполнять задания Лунтика?

С каким числом познакомили Лунтика?

А вы помните, как можно получить число 4 из двух чисел?

В какие игры играли?

Какая игра вам понравилась большего всего?

Ребята, вы молодцы! Вы были дружными, любознательными, помогали друг другу и помогли Лунтику.

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.)

Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка – ступенька к школе» (практический курс математики для дошкольников) Часть 4 (1);

Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Мир открытий» (программа,

Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка – ступенька к школе» (демонстрационный материал,

Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка – ступенька к школе» (раздаточный материал).

Публикации по теме:

«Число и цифра 10». Конспект открытого занятия по образовательной программе «Абвгдейка» Конспект открытого занятия По образовательной программе «АБВГДейка» Тема: «Число и цифра 10» Подготовила: педагог дополнительного.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 6–7 лет «Лаборатория Воды, или в гостях у Капельки» Образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: 6-7 лет, подготовительная группа Тема: «Лаборатория Воды или в гостях.

Конспект образовательной ситуации по ФЭМП с дошкольниками 5–6 лет «Поможем леснику. Число и цифра 0» Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП) Возрастная группа: 5-6 лет, старшая группа Тема: "Поможем леснику" (Число и цифра.

Образовательная ситуация с дошкольниками 4–5 лет «Поможем Танюшке. Число и цифра 6» Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП) Возрастная группа: 4 - 5 лет, средняя группа Тема: "Поможем Танюшке" (Число и цифра.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Счет до трех, число и цифра три» Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП) Возрастная группа: 3-4 года, младшая группа Тема: «Счет до трех, число и цифра три».

Образовательная ситуация с дошкольниками 4–5 лет «Счет до восьми. Число и цифра 8» Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП) Возрастная группа:4-5 лет, средняя группа Тема: Счет до восьми. Число и цифра 8.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Число и цифра «10» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Тема: Число и цифра 10 Цель: создать условия.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Число и цифра 6» Образовательная область: познавательное развитие (математическое) Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: Число и цифра.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Путешествие в сказку». Число и цифра «5» Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Возрастная группа: 4-5 лет Тема:.

Сценарий занятия «Счет до 6. Число и цифра 6» с дошкольниками в технологии «Ситуация» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Тема: Счет до 6. Число и цифра 6. Основные цели:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «В гостях у Лунтика. Число и цифра 4»
Опубликовано: 23 июня 2019 в 11:20
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД