Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Число и цифра «10»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие
Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)
Тема: Число и цифра 10
Цель: создать условия для развития математических способностей детей старшей группы при знакомстве с числом 10.
Задачи:
-формировать умение считать до 10, соотносить цифры 1-9 с количеством;
-активизировать знания о библиотеках, которые находятся в городе Рязани;
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Число и цифра „10“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 10. Состав числа десять, счёт до десяти
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
- закрепить умения считать до 9, пространственные отношения – слева, справа;
- развивать логическое мышление, память, речь;
-воспитывать умение проводить мыслительные операции- анализ, сравнение, обобщение.
Дидактические материалы:
Демонстрационный: фотографии с изображением библиотек города Рязани, карточки с изображением цифр 9, 10.
Раздаточный: карточки с изображением точек, кубики ЛЕГО по 9 штук одного цвета и по 1 другого цвета, карточки с изображением полок, счётные палочки, картинки с изображением детских книг, по 2 белых листа – «посылки».
Оборудование: мольберт, указка
Краткая аннотация к работе: сценарий занятия построен в технологии деятельностного метода «Ситуация». Тип занятия – затруднение в ситуации. Основные формы работы – индивидуальные задания. В ходе образовательной деятельности идёт закрепление знаний о достопримечательностях города Рязани - библиотеках, знакомство с обязанностями сотрудников книжного магазина, воспитание и уважение детей к книгам.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
- Любите ли вы рассматривать или читать книги?
- А знаете, где хранятся книги? (в библиотеке)
- Какие библиотеки есть в нашем городе? (областная детская библиотека, библиотека имени Максима Горького, библиотека имени Сергея Есенина, центральная детская библиотека)
(показать фотографии)
- Поднимите руки у кого дома есть домашняя библиотека?
- А кто знает, где продаются книги? (в книжном магазине)
- В один книжный магазин привезли новые книги. Их нужно сосчитать, зарегистрировать и расставить на полки. Работники книжного магазина не успевают и просят вас о помощи.
- Хотите помочь?
- Сможете?
2. Актуализация
Игра «Пропуск в магазин»
- В магазине учёт. Попасть туда можно по пропуску, на котором изображено 9 точек.
- Сколько точек? (9)
- Подойдите к столу и выберите нужную карточку.
(На столе карточки, на которых 6, 7, 8, 9 точек, карточки с 9 точками по количеству детей).
- Сколько точек на ваших пропусках? (9)
- Молодцы!
- Дорога в книжный магазин опасная. Чтобы не потеряться, постройтесь парами, так чтобы с левой стороны были девочки, а с правой мальчики. Идёмте.
3. Затруднение в ситуации
Игра «Сосчитай книги»
(на столе подносы, на которых лежат кубики ЛЕГО по 9 штук одного цвета и карточка с изображением двух полок)
- Вот мы и пришли. Садитесь за столы.
- Перед вами новые книги, которые привезли сегодня.
- Как узнать, сколько книг привезли? (посчитать)
- Посчитайте.
- Сколько новых книг? (9)
- Какого они цвета? (синего)
- Поставьте эти книги на нижнюю полку.
- Вот ещё книга, которую забыли вытащить из коробки работники книжного магазина.
- Какого цвета эта книга?
- Поставьте её на верхнюю полку.
- А сколько теперь новых книг в магазине?
- Смогли вы узнать?
- А почему не смогли? (не знаем, какое число следует за числом 9)
- После числа 9 идёт число 10.
Игра «Регистрация книг» (начало)
- Эти книги нужно зарегистрировать – записать в специальную тетрадь.
- Сколько новых книг привезли в книжный магазин? (10)
- Обозначьте с помощью счётных палочек это количество.
- Смогли вы помочь работникам книжного магазина? (нет)
- Почему не смогли? (не знаем, как записать число 10)
- А что мы делаем, когда чего-то не знаем (спрашиваем у того кто знает или смотрим по образцу)
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Игра «Регистрация книг» (продолжение)
- Сможете сами определить по образцу? (да)
(дети открывают учебник и находят общепринятую запись числа 10)
- А теперь мы можем записать в тетрадь, сколько новых книг в магазине?
- Запишите.
- Молодцы!
- Скажите, из скольких цифр состоит число 10?
- С какой стороны от единицы надо записать ноль для того, чтобы обозначить число 10 (справа)
Физкультминутка (с мячом)
- Встаньте в круг. Будем передавать мяч до тех пор, пока не сосчитаем до 10. У кого на этом числе окажется в руках мяч, тот встаёт в круг и прыгает на двух ногах 10 раз.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребёнка
Игра «Отправка книг»
Работникам книжного магазина позвонили из детского сада «Веснушки» и заказали для детей книги. Хотите помочь приготовить книги для отправки в сад?
- Садитесь за столы.
(перед каждым ребёнком на подносе картинки с изображением детских книг)
- Книг под названием «Доктор Айболит» им нужно вот столько.
(показывает карточку с цифрой 9)
- Положите их в коробку слева.
- А книг под названием «Новые приключения Незнайки» нужно отправить столько. (цифра 10)
- Положите их в коробку справа.
- Сколько книг в коробке справа? (10)
- А в коробке слева? (9)
- Какие книги остались? («Дядя Фёдор, пёс и кот»)
- Коробки, в которых лежат книги одинаковые. Как работники детского сада узнают, где 9 книг, а где 10? Что нужно сделать для удобства? (напечатать цифры на коробках)
- Возьмите нужные цифры и «подпишите» коробки.
- Молодцы!
6. Осмысление
- Где мы сегодня побывали?
- Кому мы помогли?
- Что нового вы узнали? (научились считать до 10 и обозначать это количество с помощью цифры)
- Какие знания и умения помогли вам справиться с заданиями?
- Работники благодарят вас за помощь!
- Молодцы!
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.)
- Видео-занятия Кочемасовой Е. Е. по старшей группе
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Л. Г. Петерсон / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012 г.
- Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – Изд. 4-е, доп. перераб. / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. – М. : Издательство «Ювента», 2014 г.
- Интернет ресурсы