МААМ-картинки

Образовательная ситуация с Дошкольниками «Весенний «медосмотр» деревьев на участке»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с Дошкольниками «Весенний «медосмотр» деревьев на участке»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область :_Познавательное развитие_

Возрастная группа:_старшая_

Основные цели: содействие формированию экологического сознания детей; расширение кругозора дошкольников; развитие интереса к объектам живой природы; воспитание уважения, бережного и ответственного отношения к окружающей природе; обогащение навыков экологического поведения дошкольников; совершенствование навыков наблюдения, анализа, построения умозаключений; формирование культуры труда.

Публикация «Образовательная ситуация с Дошкольниками „Весенний „медосмотр“ деревьев на участке“» размещена в разделах

Дидактические материалы: экологический план детского сада, картинки деревьев, картины или фотографии зимних и пейзажей, природоведческие книги, фотографии повреждений деревьев после зимнего периода (электронный и бумажный вариант)___ ___,

Оборудование:_ мультимедийное оборудование, лупа, садовый вар, блокнот или специальные карты осмотра деревьев, карандаш, секатор, садовый нож, раствор марганцовки, кисть, рабочие перчатки, ёмкость для мусора, жесткая щетка и т. д., __плюс некоторые ненужные предметы для создания ситуации выбора ___

Краткая аннотация к работе: предварительная работа проводится в форме ситуативных индивидуальных и подгрупповых разговоров с воспитателем, самостоятельной деятельности детей в течение дня в режимные моменты за 3-5 дней (по усмотрению воспитателя) и включает в себя разговоры о весне, зиме, рассматривание картин и фотографий о временах года, картинок деревьев, воспоминания о прогулках по экологической тропе деревья, рассматривание экологического плана детского сада и т. п. в соответствии с календарно тематическим планирование ООП; занятие проводится в два этапа: первая часть в групповой комнате непосредственно перед прогулкой, вторая-практическая - на территории ДОУ во время прогулки; на этапе открытия нового знания предполагается использование мультимедийного оборудования, на втором этапе - активная деятельность детей с приготовленным инструментарием; длительность осмотра деревьев зависит от интереса детей; воспитатель может продолжить осмотр на следующей прогулке, привлекая к нему детей, проявляющих устойчивый интерес или напротив не проявивших интереса во время первой прогулки.

Конспект образовательной ситуации

с экскурсией по экологической тропинке «Деревья» для старшей группы по теме «Весенний медосмотр».

Ход образовательной ситуации.

Введение в ситуацию

Дидактические задачи:

1). мотивировать детей на включение в деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя:

- Ребята, вы рады, что наступает весна? Как вы узнаете, что наступила весна? Трудно ли людям жить зимой? А природе: птицам, насекомым, растениям? Выслушиваются ответы детей.

Актуализация знаний

Дидактические задачи:

1). актуализировать знания детей о деревьях.

Воспитатель:

- Что делают деревья зимой? Им трудно или нет? Как вы думаете, наши деревья (деревья нашего детского сада) хорошо перезимовали?

Могла ли зимняя погода нанести какой-либо вред нашим деревьям?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель предлагает пойти на улицу и устроить деревьям «весенний медосмотр»?

Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

создать мотивационную ситуацию для активного участия в наблюдении и уходе за деревьями;

закреплять опыт фиксации затруднения и понимания его причины.

Воспитатель:

- Когда проводят медосмотр людям используют специальный инструментарий, чтоб горло посмотреть, что нужно? Сердце послушать?

Для медосмотра деревьев нужно взять с собой какой-то инструментарий. Какой?

Предложения детей. Дети затрудняются.

Воспитатель:

- Сможем ли мы провести «медосмотр», узнать хорошо ли перезимовали наши деревья и не нужна ли им помощь, лечение?

- Почему не сможем? (Потому, что не знаем, что может случиться плохого с деревьями зимой, на что и как нужно смотреть).

«Открытие» нового знания (способа действия)

Дидактические задачи:

формировать представление о том, что деревья- живая часть природы, что они также испытывают трудности, могут заболеть и т. д. ;

формировать опыт преодоления затруднения способом «спросить у взрослого, выслушать сообщение».

Воспитатель:

– Что можно сделать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? Можно ли в нашем случае догадаться, додуматься, увидеть?

Воспитатель обсуждает с детьми возможные способы получения информации: внимательно осмотреть деревья, спросить у того, кто знает, посмотреть в книгах, интернете…

Воспитатель знакомит (с использованием ИКТ оборудования) детей с возможными проблемами деревьев после зимнего периода:

морозобойные трещины (бук, вяз, дуб, клен, ясень, липа- приводит к ослаблению, суховершинности, реже – к гибели; деревья с большими морозобоинами могут упасть под действием снега или ветра; через трещины и раны в стволы легко проникают грибы – возбудители гнилей; обработать антисептиком, заделать варом);

повреждения грызунами;

солнечные ожоги (ель, пихта, осина, тополь –тонкая кожица- побелка стволов);

ветви деревьев сломались под тяжестью снега (санитарная обрезка, садовый вар);

деревья могут погибнуть во время зимы (внешне они подсохшие, а почки на них не развиваются);

оставшиеся на ветвях листья являются рассадником болезней (такие ветки необходимо срезать и сжигать).

грибки и лишайники (аккуратно вычистить, обработать известковым раствором).

Воспитатель предлагает выбрать из приготовленных материалов (лупа, садовый вар, блокнот или специальные карты осмотра деревьев, карточки с повреждениями деревьев, карандаш, секатор, садовый нож и т. д. (см. «оборудование», плюс некоторые ненужные предметы) то, что может пригодиться при «медосмотре» и лечении.

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Часть 2. Тематическая экскурсия

Дидактические задачи:

развивать наблюдательность, учить замечать нехарактерные для деревьев особенности («болезни дерева»);

2). обогатить навыки ухода за растениями;

3). учить формулировать высказывания, отражающие наблюдения и размышления о причинах увиденного;

4). формировать эмоционально-положительное, ответственное отношение к природе.

Дети выходят на прогулку и совместно с воспитателем начинают осмотр деревьев (по выбору, по порядку экологической тропы и т. п.). При обнаружении повреждения («болезни», оказывают дереву помощь (удалить сломанную ветку, замазать варом, воспитатель записывает информацию, которую формулируют дети, в блокнот или карту «больного». Во время работы воспитатель сообщает детям некоторые сведения о деревьях (что значит название дерева, может ли это дерево «лечить» людей, кто посадил его на территории ДОУ и когда, где родина этого растения, что такое «кадмий» и т. п., содержание информации лежит в области ближайшего и перспективного развития детей.

Длительность экскурсии зависит от интереса детей.

Осмысление

Дидактические задачи:

1). восстановить в памяти детей то, что они делали на экскурсии, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

Воспитатель:

– Какое доброе дело мы сегодня сделали?

– Почему мы смогли помочь деревьям?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что, если каждый человек будет заботиться о природе, о родном крае, то - «долг платежом красен» - природа вознаградит нас сторицей.

Комментарии к сценарию:

Данная образовательная ситуация является логическим продолжением образовательной работы в рамках комплексно-тематического планирования по формированию экологических представлений детей о сезонах года. Ситуация предполагает активное участие детей в форме вербальной актуализации личного опыта и знаний и в форме участия в экологической деятельности по уходу за деревьями. Выбор деревьев для осмотра также делают дети. Воспитатель может делать записи в таблице сам или привлечь к этому ребенка.

В реальной ситуации городского детского сада повреждений оказывается не много, и дети в основном констатируют хорошее и удовлетворительное состояние деревьев – «дерево здорово». Участие детей в устранении повреждений деревьев должно соответствовать технике безопасности: дети не работают с опасными предметами (садовый или канцелярский нож) и агрессивными жидкостями (медный купорос, раствор извести). При необходимость серьезной работы по лечению дерева взрослые выполняют её в другое время в отсутствии детей, информируя их о проделанной работе.

При подготовке к занятию использованы природоведческие энциклопедии, методические и дидактические пособия ДОУ, экологический план ДОУ с методическим обеспечением, ресурсы интернета.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Экологический план ДОУ.

Рекомендуемые художественные картины для рассматривания.

Файлы с после зимними повреждениями деревьев.

Таблица для фиксации выявленных повреждений.

Справочный материал для воспитателя

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Экологический план-карта ДОУ.

Легенда план -карты

№ пп обозначение

и № на плане общее количество на территории название

общеупотребительное научное/латинское

флористическая группа ДЕРЕВЬЯ

1 1 7 ель Ель европейская (обыкновенная)/ Pcea bies

2 2 2 рябина Рябина сибирская / Sorbus sibirica

3 3 вяз узколистный Вяз узколистный / Ulmus angustifolia

4 4 1 береза Берёза пушистая / Вetula pubescens

5 5 1 ива ломкая Ива ломкая/ Salix fragilis

6 6 2 липа Липа/ Tiliu cordata

7 7 клен клен ясенелистный (американский)/

8 8 черемуха Маака Черемуха Маака/ Padus Maaca

9 9 1 дуб Дуб черешчатый (обыкновенный) /Quercus robur

10 10 вяз (ильм, берест) Вяз широколистный/ Ulmus laevis

11 11 1 клен приречный Клен приречный/ “Ginnala”

12 12 клен остролистый Клен остролистый/ Deborah

13 13 1 облепиха Облепиха/ Hippophae es

14 14 1 вишня Вишня/ Crasus

15 15 1 сосна Сосна сибирская/ Pinus sibirica

16 16 1 лиственница Лиственница сибирская/ Lrix sibrica

17 17 1 кедр Кедр сибирский/ Pinus sibrica

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Рекомендуемые художественные картины для рассматривания

И. И. Левитан. Зимой в лесу.

И. И. Шишкин. Зима.

А. М. Васнецов. Зимний сон.

Э. Панов. Влесу. Зима.

Г. Аванесов. Хрустальный ручей.

Н. В. Бакшеев. Голубая весна.

А. К. Саврасов. Грачи прилетели.

И. И. Левитан. Март., Весна. Большая вода.

А. Черный. Весна. и т. д.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Файлы (карточки) с после зимними повреждениями

деревьев.

повреждения грызунами;

солнечные ожоги

морозобойные трещины

ветви деревьев сломались

под тяжестью снега

дерево погибло во время зимы

оставшиеся на ветвях листья

являются рассадником болезней

грибки и лишайники

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

ТАБЛИЦА ДЛЯ ФИКСАЦИИ ВЫЯВЛЕННЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ.

дерево

повреждения

помощь оказана

дерево здорово

ветви деревьев сломались под тяжестью снега повреждения грызунами

солнечные ожоги деревья могут погибнуть во время зимы грибки и лишайники морозобойные трещины оставшиеся на ветвях листья являются рассадником болезней

ДУБ + - - - + - + +

ВЯЗ - - - - - - - -

ЯСЕНЬ

ЛИПА

Условные обозначения: «+» - зафиксировано повреждение, необходима помощь, помощь оказана; «-» - повреждение не зафиксировано, помощь не оказана;. - дерево здорово, помощь не требуется.

Деревья выбираются по предложению детей. Для фиксации информации может использоваться любой знак: +, -, V и т. п.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

№ повреждение необходимые меры работа с детьми

1 ветви деревьев сломались под тяжестью снега удалить поврежденную часть ниже зараженного места с запасом здоровой ткани, аккуратно подровняйте кору вокруг раны (лучше эту процедуру делать острым ножом, места с признаками заражения вырезать с небольшим запасом здоровой коры, потемневшую древесину зачистите до светлого слоя, продезинфицировать раны медным купоросом и замазать садовым варом или другим препаратом для лечения ран. удалить поврежденную часть (срезать секатором) до светлой здоровой древесины, замазать садовым варом

2 повреждения грызунами

достаточно туго замотать поврежденное место полиэтиленовой пленкой, глубокую рану замазать садовым варом, а сверху обвязать полиэтиленовой пленкой на тот случай, если камбий уцелел, потом покрыть рубероидом для тепла и устранения отрицательного воздействия света. очистить повреждение от грязи жесткой щеткой, замазать садовым варом, сверху обвязать полиэтиленовой пленкой

3 солнечные ожоги расчистить ожог до чистой древесины, затем «операционное поле» протереть с небольшим усилием чистой грубой мешковиной или чем-то подобным и хорошенько спрысните рану раствором любого фунгицида, дать древесине подсохнуть (часа 2-3, прикрыв обработанное место, например, газетой, если день солнечный; после чего замазать рану садовым варом, перекрывая ее края не менее чем на сантиметр. очистить ожог до чистой и здоровой древесины протереть чистой тряпочкой, можно смоченной в слабом растворе марганцовки, высушить рану, прикрыв от солнца, замазать садовым варом

4 деревья подмерзли Подмерзшие побеги имеют более темный цвет. Кора, поврежденная зимними морозами, отмирает, меняет окраску на темно-бурую или коричневую. Так же коричневой становится и подмерзшая сердцевина ствола и ветвей.

В конце апреля — начале мая, когда хорошо станут видны поврежденные части, подмерзшие деревья и кустарники обрезают, аккуратно, не делая больших ран, срезы обрабатывают садовым варом, приствольный круг обильно поливают водой без минеральных удобрений; приствольные круги мульчируют перегноем, почву вокруг таких деревьев часто рыхлят и пропалывают. удалить поврежденную часть (срезать секатором) до светлой здоровой древесины, замазать садовым варом, полить

5 грибки и лишайники аккуратно вычистить, обработать известковым раствором аккуратно вычистить, обработать марганцовкой

6 оставшиеся на ветвях листья -рассадник болезней ветки необходимо срезать и уничтожить (сжечь) ветки срезать, удалить с участка

7 морозобойные трещины очистить поврежденный участок острым садовым ножом, металлической щеткой, скребком, до здоровой древесины, обработать антисептиком (5-10 % раствором медного купороса, заделать варом, обмотать мешковиной (быстро высыхает после дождя); повязку закрепить проволокой, не слишком туго. очистить повреждение от грязи жесткой щеткой, обработать марганцовкой, замазать садовым варом, сверху обвязать мешковиной

Публикации по теме:

«В мире книг». Образовательная ситуация с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Бабочки-крылатые красавицы» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие» Возрастная группа: старший дошкольный возраст Тема: «Бабочки-крылатые.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Необычные ёжики» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: младшая группа (3-4 года) Тема: «Необычные ёжики» Основные цели: -сформировать.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Огородники» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Огородники» Основные цели: закрепить и расширить.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Осенние листья» Образовательная область: Художественно-эстетическая Возрастная группа: старший дошкольный возраст Тема: Осенние листья Основные цели: Учить.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Открытка для мамы» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие Возрастная группа: 5-6 лет Тема: «Открытка для мамы» Основные цели: 1. Учить.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Весенние приключения» Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие». Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Весенние.

Образовательная ситуация с дошкольниками «В лес за грибами» Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие. Возрастная группа: средняя. Тема: «В лес за грибами». Основная цель:.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Юные спасатели» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Физическое развитие» Возрастная группа: старший дошкольный возраст Тема: «Юные спасатели».

Конспект «Маленькие волонтеры» образовательная ситуация с дошкольниками Образовательная область: речевое развитие (приоритетная, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие. Возрастная группа:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация с Дошкольниками «Весенний «медосмотр» деревьев на участке»
Опубликовано: 24 марта 2019 в 20:44
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная ситуация с Дошкольниками «Весенний «медосмотр» деревьев на участке»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина (УИ 196937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД