Папки-передвижки

Конспект образовательной ситуации «Спасатели. Вулканы» в старшей группе

Людмила Салова
Конспект образовательной ситуации «Спасатели. Вулканы» в старшей группе

Конспект образовательной ситуации «Спасатели» старшая группа

(экспериментирование «извержение вулкана», физра). воспитатель: Салова Л. П.

Цель: Создание условий для познавательной деятельности по теме вулканы.

Детская цель: спасти Лунтика.

Задачи:

Воспитывать дружеские качества, чувство взаимопомощи

Публикация «Конспект образовательной ситуации „Спасатели, Вулканы“ в старшей группе» размещена в разделах

Совершенствовать различные виды ходьбы и бега; упражнять в прыжках в высоту с разбега; в метании мешочков в цель, в ползании на четвереньках; развивать ловкость и глазомер.

Познакомить детей с природным явлением «извержение вулкана». Формировать представление о типах вулканов; Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире ; расширять представления детей об объектах и явлениях неживой природы ; развивать активность, инициативность в познавательной деятельности.

Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях ; активизировать словарный запас в речевой практике: лава, пепел, спящий вулкан и т. д.

Предварительная работа: чтение детской энциклопедии "Все обо всем", Большая энциклопедия "Почемучек", рассматривание фотографий, иллюстраций с различными вулканами. Беседы о вулканах.

Оборудование : Игрушка Лунтик; картинки с изображение вулканов, большой макет вулкана, смесь для извержения (сода, красная краска, жидкое мыло, газированная вода, приборы для опытов, фартуки; салфетки, ёмкости с водой, камни разной величины; дуги, мешочки с крупой, значки спасателей, обручи.

Ход образовательной ситуации:

(в группе)

В: Ребята посмотрите в окно и скажите какое сейчас время года (весна)

Дети видят на окне снежинку.

В: Странно ребята снежинка прилетела, почему (предположения детей)

В: Ребята на снежинке что- то написано. Вам интересно узнать что? (да)

Послушайте внимательно.

«Ребята год назад, я отправился в путешествие. Я побывал во многих странах. Сейчас я нахожусь на Камчатке, в стране вулканов и гейзеров. Сейчас происходит что-то странное. Вся земля трясется у меня под ногами, из под земли идет пар. Я не могу вернуться домой. Очень прошу помогите мне. Лунтик!»

В: Ребята что же нам делать? Помогать Лунтику или нет? (помогать)

В: Дорога на Камчатку длинная и опасная. Только сильные, смелые и отважные смогут пройти по ней.

Посмотрите, здесь в конверте какие то значки. Интересно кому они принадлежат? (значки спасателей)

Предлагаю вам стать настоящими спасателями. Для этого вам надо одеть физкультурную форму и значки.

Сначала мы пойдем пешком.

Ходьба обычным шагом.

В царстве холода и стужи

Все кругом сковали льды,

Серебристые метели,

Запорошили следы. (На носочках)

Воет ветер, злится вьюга

Заметая все кругом

И осыпана округа

Белоснежным серебром. (Полуприсед крестным шагом)

В белой тундре, где снега,

Он растит свои рога –

Гордый северный олень!

Царь всех северных зверей! (С высоким подниманием ноги)

Есть на Севере пингвины,

Как проворные дельфины,

Плавают в воде пингвины!

А как вылезут на сушу,

Ходят очень неуклюже. (Ходьба пятки вместе носки врозь)

А белые медведи немного косолапы,

Белые медведи немного толстопяты.

Вот они шагают дружно,

Для порядка это нужно. (Ходьба с опорой на кисти рук и стопы ног)

Лыжи с палками возьмём

И на лыжах и на лыжах мы пойдём (Ходьба, не отрывая ступней от пола)

Вьюга да метелица

По дорожке стелется… (Прыжки с выбрасыванием прямых ног вперед)

«Извилистый путь» (Бег змейкой)

Ох, нелёгок этот путь,

Надо дети, отдохнуть. (Восстановительное дыхание)

Воздух прозрачный, свежий, насыщенный кислородом. Дышите спокойно и глубоко. Воздухом наполним наши лёгкие.

(ходьба переходит в марш)

Воспитатель:

В: Ребята поднимается ветер

он решил задержать нас в пути. Ох, как здесь холодно! Давайте немного отдохнем и согреемся. С ветром подружимся и немного разомнемся.

II/ Основная часть.

(Дети перестраиваются в 2 колонны)

Воспитатель:

- Кругом, подравняйся!

Общеобразовательные упражнения без предметов

1. И. п – основная стойка, руки внизу. 1 – руки вперед; 2ю – поднять руки вверх; 3. – руки в стороны;4 – исходное положение. (8 раз)

2. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки внизу руки прямые. 1-2 - поворот в право (влево, руки в стороны, руки прямые; 3-4 - исходное положение. (8 раз)

3. И. п. – основная стойка, руки на поясе. 1-2 - присесть руки вынести вперед; 3-4 - исходное положение. (8 раз)

4. И. п – сидя ноги врозь, руки на поясе. 1 – 2 – наклониться вперед, коснуться носков ног, 3 – 4 – вернуться в исходное положение. (6 раз)

5. И. п – лежа на спине, ноги вместе прямые, руки за головой. 1 – согнуть ноги в коленях, коснуться руками колен, 2 – вернуться в исходное положение (6 раз)

6. И. п. – основная стойка, руки внизу. 1 – прыжки ноги врозь, руки врозь; 2 – прыжком ноги вместе, вернуться в исходное положение. Серия прыжков на счет 1 – 8, небольшая пауза.

Повторить 2-3 раза.

Воспитатель:

- Не будет ветер нам мешать

В дороге будет помогать!

- посмотрите, ветер нанес сюда много снежинок. Какие они разные и красивые. Посмотрите внимательно здесь что – то написано и изображено.

Читает: «Смелые и отважные спасатели. Начинается землетрясение, скоро произойдет извержение вулкана. Найти меня не легко, Только пройдя через испытания, вы сможете вернуть меня домой. Лунтик»

Воспитатель:

Основные движения

«Каменные арки» - Подлезание под дугу. Ставятся дуги (3 -40 в линию. Задание подойти к дуге, присесть, сгруппироваться в «комочек» и пройти под дугой, не касаясь его верхнего края. Затем подойти к следующему пособию.

«Пингвиньи забавы» - прыжки с зажатым между ног мешочком с песком, используя энергичный взмах рук. Задание – подойти к корзине, взять один мешочек, зажать его между ног и пропрыгать дистанцию, стараясь не уронить мешочек.

«Бросание камней в цель» - метание мешочков в горизонтальную цель с расстояния 4 – 5 метров. Задание – подойти к отмеченной линии, взяв мешочек в правую руку, и метнуть его в цель, стараясь попасть в середину.

«Узкая тропа» - ходьба по узкой веревке боком, приставным шагом (диаметр – 1.5 – 3 см.) Задание – подойти к веревке, повернуться боком, приставным шагом пройти по ней, руки за головой.

В: Вот мы и нашли Лунтика. Он так рад, что вы ему помогли, что хочет с вами поиграть

П/игра «Медведь и пчелы»

Ребята, вот какой трудный путь преодолели мы с вами. Вы справились со всеми трудностями.

В Посмотрите какие фотографии сделал Лунтик (показ фото вулканов). Он хочет рассказать вам о стране вулканов. Почему же нам пришлось спасать Лунтика? Что произошло бы, если бы началось извержение вулкана?

Я шел к ней длинным перевалом,

Завал штурмуя за завалом.

Потом карабкались на кручу,

Набрав камней в ботинки кучу.

И вот, взошли на пик, ура!

Ты покорилась мне-…. Гора

Рассматривание картинок с изображение гор.

- Ребята, посмотрите сколько камней скатилось с нашей горы, как называется это явление? (Камнепад).

(Дети рассматривают камни, сидя за столами).

- Давайте исследуем наши камни. Что определяем вначале? (Живое или не живое).

-Не живое? Почему?

Дети: «Не двигается, потому, что нет ног; не дышит, потому,что нет носа; не питается, потому, что нет рта».

- Исследуем дальше, что вы ещё можете сказать об этом объекте? Какой он на ощупь?

(Он твёрдый и т. д.). Молодцы!

- А что сейчас определяем? (Есть ли внутри воздух) Давайте проверим.

Проводится опыт: дети опускают камень в воду.

Дети:«Когда камень опустили в воду, пузырьков не было. Значит, внутри камня воздуха нет».

- А дальше, мы узнаем впитывает ли камень воду. Проверяйте.

Дети:«Салфетка мокрая, потому, что вода скатывается вниз. Значит, камень не впитывает воду».

- Какой можно сделать вывод?

Ответы детей: это не живое, твёрдое, не пропускает воздух и не впитывает воду.

Воспитатель:

загадка:

Я плююсь огнём и лавой,

Я – опасный великан!

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня? ….(Вулкан).

- Ребята, вспомните, что такое вулкан?

Дети: «Это гора, из которой идёт дым, потом летят камни, а затем извергается лава».

- Правильно, молодцы! Вы, уже, немного узнали на прошлых занятиях о вулкане. А сегодня, я вам расскажу легенду о вулкане. Давайте пойдём к нему в гости.

Физминутка:

По дорожке мы шагали

И ворон мы не считали.

Смело мы идём вперёд,

Где вулкан, уже, нас ждёт.

- Вот мы и пришли в гости к вулкану. Усаживайтесь и послушайте интересную легенду.

- Давным-давно в Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу Гефест - огонь. Странный это был бог - некрасивый, хромой. Но,зато, он был очень трудолюбивый и сильный. Он построил себе кузницу внутри высокой горы и подчинил себе огонь. Гефест первый начал делать различные украшения, ковать оружие, а потом он научил этому людей. Когда он работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания,а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. Люди со страхом говорили: "Это работает Гефест" и уходили жить подальше от этого места. Древние Римляне дали этому богу другое имя - Вулкан. Оно тоже означает огонь. И дом его тоже стали называть - вулкан. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами.

- Понравилась вам легенда? (Ответы детей).

- теперь рассмотрим из чего состоит вулкан (слайды,

- Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож? (он похож на конус, пирамиду).

- Верно,а верхняя его часть похожая на воронку называется – кратер.

- Кратер вулкана, это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне красновато –оранжевая дыра – жерло, уходящая глубоко в землю.

Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

Людей, которые занимаются изучением вулканов, называют вулканологами. Эти ученые предупреждают людей о надвигающейся опасности и жители могут покинуть свои места и спастись.

- Ребята, извержение вулкана очень интересное, но не безопасное природное явление, поэтому я вам это покажу на нашем макете (проводит опыт и показывает на большом макете извержение вулкана.).

Вопросы к детям:

- С чего начинается извержение вулкана?

- Что происходит дальше?

- Что остаётся после извержения вулкана?

- Мы наблюдали с вами действующий вулкан, а ещё бывают спящие.

- Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? (Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может взорваться в любой момент).

Слайды местных гор.

Молодцы!

2-я часть.

- А сейчас, давайте пройдём в лабораторию научных открытий. Так всё готово для проведения опыта.

Проведения опыта:

насыпаем соду, добавляем красную краску, жидкое мыло и наливаем газированную воду.

- Вулканы начали «вулканить»-

Из жерла лаву извергать.

По склонам лава потекла

И землю сильно обожгла.

Спустя века закашлял злой

Вулкан и пеплом и золой.

Вулкан гремит, вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Но вот он начал уставать-

Огонь в нём начал угасать.

Последний раз огнём дыхнул

И на десятки лет уснул.

- Что вы наблюдали? (Ответы детей)

-Как извергались наши «вулканчики»? (спокойно)

- Молодцы, ребята, вы были сегодня внимательными, работали аккуратно и у вас всё получилось замечательно.

Рефлексия

- С чего начинается извержение вулкана?

- Что происходит дальше?

- Что остаётся после извержения вулкана?

- Мы наблюдали с вами действующий вулкан, а ещё бывают спящие.

- Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? (Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может взорваться в любой момент).

Слайды местных гор.

- Ребята кого мы сегодня с вами спасли? - Что интересного вы сегодня узнали?

- Что вам было трудно? - Кому можно рассказать об этом и показать наш опыт?

- Вы отлично справились с заданием, спасибо за сотрудничество!

- Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в «Страну вулканов».

Публикации по теме:

Календарный план образовательной работы на неделю «Вулканы. Человек и море» в подготовительной группеКалендарный план образовательной работы на неделю «Вулканы. Человек и море» в подготовительной группе План работы с 25 по 29 января Тема: «Вулканы. Человек и море» Задачи: - Способствовать усвоению знаний о вулканах, как природном явлении,.

Конспект образовательной игровой ситуации по познавательному развитию для детей старшей группы «Путешествие по сказкам» Конспект образовательной игровой ситуации по познавательному развитию для детей старшей группы «Путешествие по сказкам» Программные задачи:.

Конспект образовательной ситуации «Ладная семья» в подготовительной группеКонспект образовательной ситуации «Ладная семья» в подготовительной группе .

Конспект образовательной ситуации по художественному конструированию в средней группе «Цветущая фиалка»Конспект образовательной ситуации по художественному конструированию в средней группе «Цветущая фиалка» Цель: Создание коллективной композиции «Цветущая фиалка». Образовательные: - Формировать представления детей о комнатных растениях.

Конспект образовательной ситуации по математическому развитию в средней группе «Счет до 6»Конспект образовательной ситуации по математическому развитию в средней группе «Счет до 6» Цель: закрепить счет до 6. Задачи: Образовательные: Закрепить порядковый счет в пределах 6, выделять отношения групп предметов по количеству.

Конспект образовательной ситуации «Умей в гости звать, умей и угощать!» в старшей группе Цель Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Задачи 1. Познакомить с традициями и обычаями наших предков, традициями русского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной ситуации «Спасатели. Вулканы» в старшей группе
Опубликовано: 6 января 2024 в 11:19
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД